Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос, предложение, рыночное равновесие

Поиск

Спрос. Кривая спроса

Рыночная экономика, её состояние, уровень и механизм развития описываются с помощью таких категорий, как спрос и предложение.

Важным результатом развития экономической теории явился поиск оптимальных количественных отношений между производством и потреб-лением, предложением и спросом. Особые заслуги в этом отношении принадлежат Л. Вальрасу, Дж. Б. Кларку, А. Пигу, В. Парето, А. Маршаллу, Дж. Хиксу и др.

Теория предложения фиксирует внимание на рациональном использовании факторов производства, т. е. на. способах уменьшения издержек производства. Отсюда идёт путь к такой макроэкономической категории, как национальный доход со всеми проблемами его производства и распределения. Например, теория предельной полезности Дж. Б. Кларка указывает, что источник оптимизации экономики находится в динамическом изменении структуры производства, обеспечивающем рост эффективности всех его факторов.

Дж. Б. Кларк явился одним из основоположников неоклассической теории производства, которая дала новую интерпретацию доктрине Сэя. Благодаря Кларку модернизированная теория распределения доходов Сэя была соединена с основой методологии технико-экономических расчётов, отвечающих практи-ческим потребностям рыночной системы хозяйствования, реализации произ-водства как на уровне фирмы, так и в, макроэкономическом масштабе.

Большинство работ, посвящённых анализу спроса, к настоящему времени по содержанию можно условно разбить на две группы. К первой относятся работы, исследующие математическими методами изменения спроса в зависимости от изменения цен. Вторую группу составляют работы, исследующие математическими методами изменения спроса в зависимости от изменения дохода.

Спрос это не потребность, а форма проявления экономических потребностей, выраженная в денежных единицах и отражающая платёжес-пособность населения, которые могут быть удовлетворены при наличии товарного предложения.

Спрос представляет собой также совокупность отдельных требований к конкретным товарам с известными потребительскими свойствами. Спрос более дифференцирован, нежели потребности, что связано с неодинаковым уровнем денежных доходов населения. Кроме того, потребности имели и имеют место во всех общественно-экономических формациях, где даже нет товарного обмена, а спрос – это категория рыночных, товарно-денежных отношений. Например, если человек увидел в магазине нужный ему товар и хочет его купить, но не обладает необходимой суммой денег, то его потребность не выступает как спрос.

Спрос выступает в виде дифференцированных возможностей, которые представлены в условной таблице, и где показан спрос при различных ценах на определенное количество товара (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Спрос на зубную пасту (цифры условные)

 

Цена на один тюбик зубной пасты (в долл.) Количество тюбиков пасты, на которое предъявлен спрос за месяц (в тыс. шт.)
   
   
   
   
   

 

В данном примере при минимальной цене в 3 долл. спрос является наибольшим и равен 70 тыс. тюбиков зубных паст.

Цена спроса отражает такое состояние взаимодействия спроса и предложения, при котором покупатели согласны заплатить предельно максимальную цену за определённое количество товара. Уровень цены спроса выше уровня равновесной цены. Цена спроса – предельный уровень, выше которого рыночная цена не поднимется, поскольку у потребителей недостаточно денег на покупку данного товара.

Поведение и решение потребителей приобрести какой-либо товар всегда зависит от множества факторов: от цены данного товара и цен других товаров, от доходов потребителей и т. д. Спрос изменится, если произойдёт изменение значений определяющих его факторов. Зависимость спроса от определяющих егофакторов принято называть функцией спроса.Общий вид функции спроса можно выразить так:

QDA = f(PA, PB, …, PZ, I, T …), (3.1)

где QDA – объём спроса на товар А в ед. времени, PA – цена товара А, PB … PZ – цена других товаров, I – денежный доход, … – другие факторы.

D = f(x1, x2, x3, …, xn), (3.2)

где D – спрос какого-либо товара; x1, x2, x3, …, xn – факторы, влияющие на спрос.

Если факторы, влияющие на представленное количество товара, остаются неизменными, а изменяется только цена, то она определяет любое значение объёма спроса. Зависимость объёма спроса на данный товар только от цены называется функцией спроса. Функцию спроса от цены можно представить в виде

D = f (P). (3.3)

Функция спроса от цены, как правило, нисходящая.

Р
Q
20 30 40 50 60 70
       
E
D
C
B
A
Рисунок 3.1 – Кривая спроса на зубную пасту
Пользуясь данными таблицы 3.1, построим график (рисунок 3.1). По оси абсцисс отложим величины Q, а по оси ординат – Р. Соединив точки А, В, С, D, Е, получим кривую, которая называется кривой спроса.

Из таблицы 3.1 и рисунка 3.1 видно, что как только цена изделия падает, достигаемая полезность растёт и потребитель покупает их больше. Данная модель увеличения потреб-ления товара в ответ на снижение цены присуща почти всем ситуациям, снижение цены на изделие увеличивает покупательную, способность потребления.

Таким, образом, кривая спроса показывает, по каким ценам в течение определённого времени потребители предпочли бы покупать необходимое количество товара.

Чем выше цена товара, тем меньше спрос на предполагаемое количество товара. Данное явление выступает как закон спроса. Он свидетельствует, что если факторы, влияющие на представленное количество товара, остаются неизменными, то с увеличением цены на данный товар какая-то часть покупателей перестаёт его покупать и переходит на потребление продуктов-заменителей, либо сокращает потребление. Спрос уменьшается. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством существует обратная или отрицательная зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, которая получила название закона спроса.

Теперь рассмотрим индивидуальный спрос отдельных потребителей. Индивидуальные потребители по-своему оценивают полезность одних и тех же товаров. Каждый индивид имеет свои желания и интересы. Он решает для себя вопросы сопоставления, относительного измерения полезностей, распределяет свой доход на приобретение различных товаров и услуг. Всё, что увеличивает сумму полезности в распоряжении отдельных индивидов, ведёт к повышению их благосостояния.

Индивидуальный потребитель имеет собственную систему предпочтений и выражает их на рынке в. форме спроса. Потребитель с его индивидуальными потребностями выступает в роли созидательной силы, всецело определяющей структуру производимых товаров и услуг, при этом производство оказывается подчинённым удовлетворению интересов потребителей. Предпочтение потре-бителей, выступающее на рынке в виде платёжеспособного спроса, формируется в значительной степени под влиянием двух экономических факторов – уровня доходов, а также уровня и соответствия цен на различные товары и услуги. Именно эти факторы определяют роль потребления в целом, структуру и динамику потребительского спроса, закономерности формирования пред-почтений в их социальном разрезе.

Выше мы рассматривали спрос отдельного потребителя (индивидуального). Рыночный спрос определяется с помощью суммирования величин инди-видуальных спросов. Необходимо выяснить, что определяет рыночный спрос, какие факторы вызвали, например, увеличение потребления сахара в городе «X» в течение одного месяца – марта. Мы должны изучить поведение каждого потребителя сахара. Кривая рыночного спроса в городе «X» отражает общее количество сахара и уровень цены на данный товар, по которому все потребители хотели бы покупать. На основе опроса каждого потребителя отроится их кривая индивидуального спроса. Следовательно, чтобы получить кривую совокупного, рыночного спроса на сахар в городе «X», совмещаем горизонтально все кривые спроса при каждом значении цены, что отражено на рисунке 3.2(в)).

 

Детерминанты спроса

При построении кривой спроса предполагается, что цена выступает основной детерминантой количества всей продаваемой продукции, гдемы абстрагируемся от влияния других факторов.

Р
Р
Р
Q
Q
Q
D
D2
D1
q1
q1*q2
q2
A
B
C
а) Кривая индивидуального спроса покупателя А
б) Кривая индивидуального спроса покупателя В
в) Кривая рыночного спроса
Рисунок 3.2 – Кривая рыночного спроса

 

 

Однако неучтённые факторы в рыночной среде реально влияют на покупку любого товара. При построении кривой спроса возникает необходимость учесть влияние других факторов, которые называются: неценовыми детерминантами. Величины спроса остаются при этом неизменными.

Если неценовые детерминанты изменяются, то кривая спроса смещается вправо или влево.

Детерминанты действительно влияющие на спрос, называются факторами изменения спроса.

Ниже приводится краткая характеристика основных неценовых детерминант. Важнейшие из них следующие (рисунок 3.3):

 

Потребительские ожидания
Вкусы и доходы потребителей
  Спрос
Внешние условия
Цена на другие товары (субституты и комплементы)
Неценовые факторы спроса  

Рисунок 3.3 – Характеристика основных неценовых детерминант

1.Потребительские предпочтения(Т). Изменение потребительских предпочтений на данный товар могут быть вызваны разными причинами, например, рекламой, переменой моды, престижностью. Отрицательные предпоч-тения потребителей приводят к уменьшению спроса и происходит сдвиг кривой спроса влево. Модернизация либо появление новых поколений какого-либо товара также приводит к изменению потребительских предпочтений. Скажем, появление пятого поколения компьютеров ведёт к уменьшению спроса на компьютеры четвёртого поколения. Производство автомобилей "Таврия" при- вело к сокращению спроса на "Запорожец".

2. Количество покупателей. Всегда количество покупателей существенно влияет на величину спроса. При увеличении количества потребителей повышается спрос.

В качестве примера можно привести г. Иваново, где построено много ткацких фабрик. Там работают в основном женщины, приезжающие из других мест. В итоге произошли демографические изменения в составе населения города.

Увеличение количества женщин повысило спрос на женскую одежду.

3. Доход (I). При увеличении дохода потребители стремятся купить больше товаров. Товары, объём покупок, которых растёт с увеличением доходов, называются нормальными (автомобили, телевизоры, модная одежда и обувь).

4. Наличие товаров-заменителей и товаров, дополняющих данный товар. Субституты (взаимозаменяемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и сливки и т: п.).

Комплементы (взаимодополняемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т. п.).

Занимающие промежуточное положение чай и соль, представляют собой независимые продукты.

Товары низшего качества(низшей категории) – это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).

5. Инфляционные ожидания.Будущее изменение основных факторов, определяющих потребительский выбор на конкретный товар, может вызвать колебания спроса влево или вправо. Поэтому реакция потребителей на будущее изменение факторов, определяющих спрос на какой-либо товар, называется потребительским ожиданием.

Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, попадающих под допущение о «прочих равных условиях». Примером является реакция, потребителей на определённые группы товаров.

Если детерминанты изменяются (один или более), также изменяется спрос (рисунок 3.4).

Q2 Q0 Q1
Рисунок 3.4 – Изменение кривой спроса
Например, по определённой цене P1 покупатель Петров покупает товар X в количестве Q0 единиц (точка А). Вдруг у Петрова появляется дополнительный источник дохода. При повышении дохода Петров теперь может приобрести по цене P1 большее количество товара (Q1). Следовательно, по ценам P1 и Р2 Петров будет покупать больше товара, и кривая спроса перемещается вправо. Если происходит снижение Q, то кривая сместится влево (D2) означает, что при соответствующих ценах сократится объём продаж.

Кривая спроса изменяется не одинаково в различных ситуациях. Можно выделить два типа изменений: 1) большее количество продуктов будет покупаться при каждой цене, и кривая спроса смещается вправо (D1) так, что при каждой цене соответствующее значение Q будет выше, чем до изменения в спросе. Смещение же кривой спроса влево (D2) означает, что при соответствующих ценах сократится объём продаж.

Спрос на продукт определяется суммарным соотношением цен на товар (Р) и количества товара (Q), на которое предъявляется спрос при каждом значении цены. Если происходит изменение кривой спроса, то можно констатировать, что изменился спрос на конкретный товар. Увеличение спроса показывает, что кривая спроса сдвинулась вправо, а если происходит уменьшение спроса, то кривая спроса смещается влево.

Перемещение с одной точки на другую на неизменной кривой спроса называется изменением величины спроса.При передвижении по кривой спрос не может меняться, а увеличивается либо уменьшается количество товара (Q), на который имеется спрос.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.01 с.)