Особенности олигополистического рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности олигополистического рынка



Олигополия – это такая рыночная структура, при которой существуют несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведёт к изменению цены.

Олигополия является одной из самых распространённых структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжёлой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолётостроение и др.) имеют именно такую структуру. Особенность олигополии, как особой формы организации рынка, заключается во взаимозависимости поведения продавцов. Олигополист не может не учитывать, что объём продукции, который он может продать по данной цене, зависит от поведения конкурентов. Поэтому олигополист, в отличие от монополиста и конкурентного продавца, не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную и использовать при определении оптимального выпуска известное условие равновесия (MC = MR). Для описания поведения олигополии применяют специальные модели олигополии, которые различаются предположениями о характере поведения конкурентов на рынке.

Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирм на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают в контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку равновесия.

2. Картель (или сговор) фирм, главная цель которого состоит в установлении объёма производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний (монопольную прибыль). Фирмы могут установить соглашения:

а) о единых ценах;

б) о размерах (квотах) производства или разделе рынков;

в) о единой политике по отношению к поставщикам ресурсов, чаще всего по отношению к профсоюзам.

В большинстве стран картели законодательно запрещены и в настоящее время существуют как тайные сговоры. Легально они допускаются лишь в некоторых сферах экономики и только под контролем государства.

3. Третьей разновидностью олигополии является картеле подобная структура рынка (или «игра по правилам»), при которой фирмы сознательно делают своё поведение в отрасли равновесие. Наиболее часто употребляемым приёмом «игры по правилам» являются лидерство в ценах.

Лидерство в ценах – это олигополистическая ситуация, в которой существует доминирующая фирма (ценовой лидер), проявляющая инициативу в изменении цен, а другие фирмы следуют её примеру. Такая форма становится необходимой, так как фирмам бывает трудно договориться о том, какой будет цена.

Лидерство доминирующей фирмы возможно при нескольких условиях:

а) ценовой лидер должен превосходить всех по экономической мощи или по технической оснащённости (как это было с «Дженерал моторс» – традиционным лидером в автомобильной отрасли США на протяжении многих лет);

б) он должен установить такой уровень цен, чтобы предельные издержки были ниже его (Р > MC);

в) обеспечение достаточных объёмов сбыта продукции остальных фирм с помощью цен.

Ценовой лидер должен постоянно «оглядываться назад», чтобы «корабль не сел на мель». В противном случае другие фирмы могут наложить вето на изменение цены и даже выбрать другого лидера.

Корректное, гибкое лидерство в ценах способно обеспечить эффект картеля, а значит, позволяет добиться результата, описанного в модели чистой монополии.

Другим распространённым вариантом картелеподобной структуры рынка является ценообразование по схеме «издержки плюс». Оно предполагает, что фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый «нормативный» процент прибыли по отношению к издержкам. Олигополисты могут предсказать уровень издержек и цен конкурентов, поэтому если процент прибыли какой-то компании резко снижается по сравнению с принятым в отрасли, фирмы – конкуренты воспринимают это как «объявление войны» и начинают ответные действия.

P
P2
P1
P3
MR1
MR2
MR0
D2
D1
D0
MC
Q
12,5 25 50 75 100
Рисунок 8.7 – Поведение фирмы-дуополиста в краткосрочном периоде
Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют. Первая модель дуополии была предложена французским эконо-мистом Огюстеном Курно ещё в 1838 г.

Модель Курно анализирует поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объём выпуска продук-ции, который её единственный конкурент уже выбрал для себя. Задача фирмы состоит в том, чтобы определить собст-венный размер производства, сообразуясь с решением конкурента как с данностью. На рисунке 8.7 показано, каким было бы поведение фирмы в таких условиях.

Краткосрочный период. Сделаем два дополнительных упрощения. Во-первых, что оба дуополиста – совершенно одинаковые, ничем не отличающиеся компании. Во-вторых, допустим, что предельные издержки обеих фирм постоянны: кривая МС идёт строго горизонтально.

Предположим вначале, что фирме № 1 твёрдо известно, что конкурент не собирается выпускать вообще ничего. В этом случае фирма № 1 фактически является монополией. Кривая спроса на её продукцию (D0) поэтому совпадает с кривой спроса всей отрасли. Соответственно кривая предельного дохода займёт некоторое положение (MR0). Пользуясь обычным правилом равенства предельного дохода и предельных издержек MC = MR, фирма № 1 установит оптимальный для себя объём производства (в изображённом на графике случае – 50 ед.).

Ну, а что случится, если фирме № 1 станет известно, что её конкурент сам намерен выпускать 50 ед. продукции? На первый взгляд может показаться, что тем самым он исчерпает весь объём спроса и вынудит фирму № 1 отказаться от производства. Однако это не так. Если фирма № 1 установит на свою продукцию цену Р1, то спроса на неё действительно не будет: те 50 ед., которые рынок готов принять по этой цене, уже поставлены фирмой № 2. Но если фирма № 1 установит цену Р2, то общий спрос рынка составит 75 ед. (см. кривую спроса отрасли D0). Поскольку фирма №2 предлагает только 50ед., то на долю фирмы № 1 останется 25 ед. (75–50 = 25). Если же цена будет опущена до Р3, то, повторив аналогичные рассуждения, можно установить, что потребность рынка в продукции фирмы № 1 составит 50 ед. (100–50 =50).

Легко понять, что, перебирая разные возможные уровни цен, мы будем получать и разные уровни потребности рынка в продукции фирмы № 1. Иными словами, на продукцию фирмы № 1 сформируется новая кривая спроса (на нашем графике – D1) и соответственно новая кривая предельного дохода (MR1). Снова использовав правило МС = MR, можно определить новый оптимальный объём производства (в нашем случае он составит 25 ед.).

Уже на этом этапе анализа модель Курно позволяет сделать важные экономические выводы. При олигополии объём производства больше того уровня, который установился бы при чистой монополии, но меньше, чем сложился бы при совершенной конкуренции: QM < Qolig < Qc.

В свою очередь цены при олигополии ниже монополистических, однако превышают конкурентные:

PM > Polig > Pc.

Прямым следствием описанной ситуации является также вывод о том, что суммарные олигополистические прибыли обоих дуополистов окажутся ниже тех прибылей, которые на том же рынке получила бы единственная фирма-монополист, хотя тенденция к получению положительных экономических прибылей сохранится:

πМ > πolig > 0.

Очевиден и общий вывод из анализа краткосрочного равновесия в модели Курно: каждому уровню выпуска одного из дуополистов соответствует особая кривая спроса на продукцию второго дуополиста. Иными словами, для любого олигополиста объём рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов.

Q1
Q2
    33,3   12,5
33,3 42,5 50 75 100
O
C
B
A
Q(2) = f(Q(1))
Q(1) = f(Q(2))
Рисунок 8.8 – Равновесие Курно
Чтобы лучше уяснить все последствия этой закономерности, обратимся к рисунку 8.8. Размеры выпуска продукции фирмой № 1 изображены как кривая реакции на объём производства фирмы № 2. Аналогичным образом выпуск продукции фирмой № 2 представлен как функция от объёма производства фирмы № 1:

Q/1 = f(Q/2) и Q/2 = F(Q/1),

где Q/1 – объём производства фирмы № 1, а Q/2 – объём производства фирмы № 2.

Посмотрим, смогут ли обе фирмы установить взаимоприемлемые объёмы производства? Все данные для графика мы взяли из предыдущего примера. Так, если о фирме № 2 известно, что она собирается выпустить 75 ед. продукции, то фирма № 1 примет решение о выпуске 12, 5 ед., (см. точку А). Но если фирма № 1 действительно выпустит 12, 5 ед., то, как видно на графике, фирма № 2 в соответствии со своей кривой реакции должна выпустить не 75, а 42,5 ед. (точка В). Но такой уровень выпуска продукции конкурентом вынудит фирму № 1 выпустить не 12,5 ед., как она собиралась, а 29 ед. (точка С) и т.д.

Легко заметить, что уровень производства, устанавливаемый компанией исходя из сложившегося размера производства конкурента, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пересмотреть его. Это вызывает новую корректировку объёма производства первой фирмы, что, в свою очередь, снова изменяет планы второй, т.е. ситуация является неустойчивой, неравновесной.

Однако существует и точка устойчивого равновесия – это точка пересечения кривых реакции обеих фирм (на графике – точка О). В нашем примере, фирма № 1 выпускает 33,3 ед., исходя из того, что конкурент выпустит столько же. А для последнего выпуска 33,3 ед. действительно является оптимальным. Каждая из фирм выпускает объём продукции, максимизирующий её прибыли при данном объёме производства конкурента. Ни одной из фирм не выгодно менять объём производства, следовательно, равновесие устойчиво. Оно получило в теории название равновесия Курно.

Под равновесием Курно понимается такое сочетание объёмов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения. Модель Курно является примером нескоординированной олигополии. Если откажемся от допущения Курно о том, что действия конкурента заранее известны, получим модель ломаной кривой спроса (рисунок 8.8).

Пусть фирма находится в некоторой точке А (выпуск продукции QA, цена РА) своей кривой спроса D1 и стремится перейти из неё в точку О, дающую максимальные прибыли (МС = MR1). Как отреагируют на необходимое для этого снижение цен конкуренты? Вполне возможно, что они не увидят в этом серьёзной угрозы для себя и ничего не предпримут. Тогда фирме благополучно удастся достичь оптимальной для неё точки О.

P
P1
P0
A
N
O1
O
D1
D2
MR2
MR1
MC
Q2
Q0
Q
Рисунок 8.8 – Модель ломанной кривой спроса
Однако более вероятно, что в какой-то момент конкуренты сочтут свои интересы ущемлёнными. Ведь расширение сбыта данной фирмой означает понижение кривой спроса на их продукцию. Поэтому они могут сами снизить цены и за счёт этого расширить сбыт. Для рассматриваемой фирмы такие действия обер-нутся снижением спроса. Скажем, если конку-ренты начнут ответное снижение цен после того как цена товаров рассматриваемой фирмы упадёт до Pn, то начиная с точки N кривую спроса D1 сменит новая, более резко падающая кривая D2.

Разрыв кривой предельного дохода. Соответственно изменится и кривая предельного дохода (с MR1 до MR2). При этом если кривая спроса приобретает ломанную форму, то для кривой предельного дохода становится характерным разрыв (в ней появляется вертикальный участок).

Точка О в этой ситуации перестанет быть оптимальной, т.е. обеспечивающей наивысшую прибыль. Ведь MR2 и МС пересекаются совсем в другой точке; следовательно, для точки О более не выполняется правило MC = MR. Да она и не достижима вообще: в соответствии с новой кривой спроса продать по цене Р0 объём продукции QO просто невозможно. Ведь точка О лежит выше кривой спроса D2. Другими словами, первоначальная цель максимизации прибыли, ради которой, собственно, и начиналось снижение цен, оказалась нереальной.

Не очевидно и то, что успехом завершается движение из N к новой оптимальной точке О1. Ведь на новое снижение цен конкуренты могут также ответить резкими контрмерами, и тогда кривую спроса D2 сменит ещё более низкая кривая D3. Точка О1 также станет недостижимой и так далее. Другими словами, проявляя упорство в снижении цен фирма-олигополист рискует вызвать цепную реакцию ответственных мер конкурентов и снижения спроса на свою продукцию. И в итоге не повысить свою прибыль, а уменьшить её.

Принципиально то же самое происходит и при повышении цен. Только в этом случае фактором неопределённости являются уже не «санкции» конкурентов, а возможная «поддержка» с их стороны. Те могут присоединиться к повышению цен, и тогда потеря клиентов данной фирмой будет невелика (в условиях всеобщего подорожания покупатели не найдут более выгодных предложений и сохранят верность товарам фирмы). Но конкуренты могут и не поднять цены. При таком варианте потеря популярности товаров, вздорожавших по сравнению с аналогами, окажется значительной.

Таким образом, и при положении, и при повышении цен кривая спроса на продукцию фирмы в условиях нескоординированной олигополии имеет ломаный вид. До момента начала активной реакции конкурентов она следует по одной траектории, а после него по другой.

Основные термины и понятия: монополистическая конкуренция, олиго-полия, дифференциация товара, дуополия, равновесие Курно, ценовая война, теория игр, картель, тайный сговор. монопольная власть, страте-гическое планирование.

Контрольные вопросы

1. Существуют ли общие черты у монополистической конкуренции и олигополистического рынка?

2. Может ли монополистическая фирма перераспределять в свою пользу весь потребительский излишек?

3. Чем отличается некооперативное стратегическое поведение олигополистов от кооперативного?

4. Что такое ценовая война и каковы её последствия?

5. Почему в настоящее время прямые картельные соглашения запрещены?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.025 с.)