Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах



AVC
ATC
 
MC
D0
D3
D2
D1
P
Q
 
Рисунок 7.4 – Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы  
Проанализируем, ситуации равно-весия и выведем кривую предложения фирмы в краткосрочном периоде. Для этого рассмотрим график (рисунок 7.4). На графике изображены кривая предель-ных издержек МС, кривая средних об­щих издержек АТС, кривая средних переменных издер­жек AVС и несколько линий спроса (цены, предельного и среднего дохода) D0, D1, D2, D3. Проанализируем поведе­ние фирмы при увеличении цены от D0 до D3.

При уровне цены D0, фирма будет закрываться, так как при оптимальном объёме производства(том, при котором МС = MR) фирма не покрывает даже средние переменные издержки AVС (кривая AVС лежит выше). Фирма начнёт производство, при дости­жении ценой уровня D1. В этом случае через точку пересечения кривой предельных издержек МС и линии предельного дохода MR будет проходить и кривая средних переменных издержек AVС. То есть, начиная с этого уровня цены, фирма будет покрывать свои средние переменные издержки. Если же цена поднимется выше D1, то фирма будет покрывать и часть пос­тоянных издержек, которые представляют собой разницу меж­ду средними общими издержками АТС и средними перемен­ными издержками AVС. В случае дальнейшего увеличения цены, при достижении ценой уровня D2 фирма полностью покроет свои издержки, но прибыли не получит. То есть точка С – это точка безубыточности. Далее, когда цена поднимется выше точки D2 и достигнет уровня, например, D3, фирма будет получать прибыль. Если соединить бесконечное число точек пересечения кривой МС и линии спроса, то получим кривую предельных издержек МС. Поэтому кривая предложения совер­шенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде совпада­ет с восходящей частью кривой предельных издержек МС, ле­жащей выше точки пересечения её с кривой средних перемен­ных издержек AVC.

Долгосрочное конкурентное равновесие. Получение высокой прибыли в долгосрочном периоде привлечёт на конкурент­ный рынок множество фирм, но увеличение их числа приведёт к снижению цен на товары. В результате этого мелкие фирмы, не располагающие соответствующей технологией, вынуждены будут покинуть рынок. Такой процесс нестабильности будет продолжаться до тех пор, пока на рынке не установится конку­рентное равновесие, при котором цены на товары станут равными средним общим издержкам в длительном периоде.

Таким образом, долгосрочное равновесие на конкурентном рынке устанав-ливается при наличии трёх основных условий.

– Все фирмы максимизируют свою прибыль.

– Спрос на рынке совпадает с предложением и поэтому уста­новившаяся равновесная цена устраивает как покупателей, так и продавцов.

– Ни у одной фирмы нет стимулов для входа в рынок или ухода из него, так как все они получают нулевую прибыль.

Эти условия относятся лишь к долгосрочному периоду. В крат­косрочном периоде фирма может получать высокую прибыль. Фирмы входят на рынок, надеясь получить высокую прибыль, поэтому те, кто успел войти раньше, до установления равно­весия, оказались в более выгодном положении. Выйти из рын­ка они также не спешат, так как в этом случае потеряют инве­стированный капитал. Если фирме удастся выйти с непри­быльного рынка раньше других, то она сохранит деньги своих акционеров. В любом случае перспектива получения нулевой прибыли не должна рассматриваться в чисто негативном пла­не, поскольку она не исключает возможности получения кон­курентного дохода.

 

Монополия

Монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции.

Основные характеристики монополии рынка:

1. На рынке действует одна фирма.

2.Уникальность продукции. Чистая монополия (ситуация, когда у фирмы нет ни одного, даже небольшого конкурента) су­ществует, когда у фирмы нет близких товаров заменителей. Продукция должна сильно отличаться от продукции других фирм.

3. Вход па рынок заблокирован.

4. Доступ к информации о ценах на ресурсы, применяемых технологиях отсутствует.

5. Абсолютная немобильность ресурсов.

Примеров чистой монополии немного. К ней приближаются фирмы, поставляющие природный газ, электроэнергию, воду жи­телям населенного пункта (коммунальные предприятия).

Рассмотрим причины возникновения монополий.

1. Одной из причин существования монополии является экономия от масш-таба, ситуация, когда долгосрочные средине издержки в отрасли достигают минимума при существовании в от­расли только одной фирмы, которая полностью удовлетворяет рыночный спрос. Если в отрасли находятся несколько фирм, то они не минимизируют свои долгосрочные издержки, поскольку, не достигают нужного объёма производства. Монополия, фун­кционирующая по указанной причине, называется естествен­ной монополией. В отрасли, где наблюдается такая долгосроч­ная кривая средних издержек, одна фирма обычно получает от государства право на работу на определённом рынке или гео­графической области. Взамен монополисту приходится согла­шаться с регулированием своей деятельности. Типичными при­мерами естественных монополий являются коммунальные пред­приятия.

Естественные монополии – единственный вариант монопо­лии, который является экономически эффективным с точки зре­ния экономики в целом.

2. Фирма может являться монополией из-за наличия у неё патента на продукцию или технологию.

3. Фирма может быть монополистом, обладая лицензией, предоставляющей право быть исключительным производите­лем. Второй и третий виды назы-ваются закрытыми монополия­ми, т. е. законодательно защищенными от появления на рынке других фирм.

4. Редкой причиной появления монополии является владение или контроль ключевого сырья.

5. Монополия может появиться вследствие таких процессов, как концент-рация и централизация производства.

Кроме естественной и закрытой выделяют такие разновиднос­ти монополии, как открытая, простая и монополия, прибегающая к ценовой дискриминации. Открытая монополия, в отличие от закрытой, не защищена законодательно от появления конку­рентов. Простая монополия продаёт одну и ту же продукцию в одно время разным покупателям по одной цене. Монополия, ис­пользующая ценовую дискриминацию, продаёт одну и ту же про­дукцию в одно время разным покупателям по разной цене.

Q
Q
TR
TR
D MR
D
MR
а)
б)
Рисунок 7.5 – Спрос, предельный и общий доход на рынке несовершенной конкуренции
Важным отличием рынка со­вершенной несовершенной кон­куренции (т. е. рынка, условия функционирования на котором отли-чаются от условий совершенной конкуренции – монопо­листической конкуренции, оли­гополии и монополии) является то, что на рынке несовершенной конкуренции:

1. Спрос D не является посто­янным, а уменьшается. Предель­ный доход MR также уменьша­ется и его значение меньше спро­са (рисунок 7.5, а ).

2. Общий доход TR в отличие от рынка совершенной конкурен­ции не линеен.

3. Общий доход на графике представляет собой кривую, исходящую из начала коор­динат, возрастающую, пока предельный доход MR больше нуля и снижающуюся, когда предельный доход отрицателен (рисунок 7.5, б ).

Чтобы принять решение о максимальном объёме продукции, продаваемой по монопольной цене, монополист, как и всякий рационально мыслящий предприниматель, будет руководство­ваться знакомым нам принципом предельных изменений. На­ибольший объём выпуска продукции, при котором достигается максимальная прибыль, соответствует точке пересечения кри­вых предельного дохода и предельных издержек. Именно ра­венство этих издержек определяет цену для конкурентной фирмы. Монополист же не довольствуется такой ценой и назначает цену, которая будет выше его предельных издержек.

Цена конкурентной фирмы P = MR = МС.

D
B
MC
MR
Q
Qmax
Q2
Q1
P  
PM
Pe
A
Рисунок 7.6 – Монопольная цена
Цена монополии P >MR – MC.

Поэтому монопольная цена на графике будет расположена выше точки пересечения кривых предельного дохода и пре­дельных издержек (рисунок 7.6).

Цена конкурентной фирмы на графике изображена точкой А пересечения кривых предельного дохода и предель-ных из­держек, монопольная цена предс-тавлена точкой В, распо­ложенной выше и пересекающей кривую спроса. Из этого сравнения можно сделать вывод, что если на конкурентных рынках цена равна предельным издержкам, то на моно­польных – превышает предельные издержки.

Монополия – рыночная структура, относительно которой в сознании людей обычно присутствуют заблуждения. Первое заб­луждение – монополист назначает самую высокую цену. На са­мом деле цена монополиста, хоть и выше той, которая устанавли­вается в условиях конкуренции, достаточно низка, чтобы позво­лить потребителям покупать максимизирующее прибыль количество товара. На рисунке 4.8 а видно, что есть много цен выше назначаемой, но монополист не устанавливает их, так как при ценах выше Р1 прибыль не будет максимальной. Второе – спрос на продукцию монополиста неэластичен. Однако линейная кривая спроса наполовину эластична, наполовину неэластична и максимизи­рующий прибыль объём производства всегда находится на элас­тичном участке спроса. Третье – прибыли монополии огромны. В реальности спрос на продукцию монополии может быть малень­ким, издержки высокими и получение прибыли совершенно не га­рантировано.

Подытоживая анализ совершенной конкуренции и монопо­лии, отметим основные отличия между ними:

1. Цена выше на монопольном рынке, чем на рынке с совер­шенной конкуренцией.

2. Объём производства меньше на монопольном рынке. Моно­полия делает потребителей беднее, выпуская меньше продукции и назначая на неё более высокую цену. В этом заключается соци­альная цена монополии.

3. Эффективность использования ресурсов монополией ниже.

4. Монополист обладает властью над рынком, что позволяет ему назначать цену и объем производства. Совершенный конку­рент не обладает никакой властью над рынком, является получа­телем цены.

Отметим, что очень часто на монопольном рынке присутствует такое явление, как ценовая дискриминация, при которой данный продукт продается по более чем одной цене и ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Например, стои­мость телефонных звонков отличается в зависимости от времени суток. Применяя ценовую дискриминацию, монополист получает дополнительную прибыль. Отметим, что заниматься ценовой дис­криминацией может не только монополист, но и другой несовер­шенный конкурент, если он в некоторой степени обладает моно­польной властью, т. е. может в некоторой степени контролировать объём производства и цену.

Несмотря на отсутствие конкурентов, монополисты могут полностью не пользоваться своей рыночной властью, опасаясь го­сударственного регули-рования цен на их продукцию. Кроме того, большинство монополий являются естественными, и государство определяет цены и тарифы на их услуги.

Основные термины и понятия: совершенная конкуренция, монополия. естественная монополия, ценовая дискриминация. кривая спроса, кривая предложения конкурентной фирмы, максимизация прибыли.

Контрольные вопросы

1. Чем характеризуется совершенная конкуренция?

2. Чем отличается кривая спроса фирмы от кривой спроса рынка?

3. При каком условии прибыль фирмы максимальна?

4. Как соотносятся монопольный объём производства и объём производства на рынке совершенной конкуренции?

5. На каком рынке присутствует ценовая дискриминация и в чём она проявляется?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.02 с.)