Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При уровне цены D0, фирма будет закрываться, так как при оптимальном объёме производства(том, при котором МС = MR) фирма не покрывает даже средние переменные издержки AVС (кривая AVС лежит выше). Фирма начнёт производство, при достижении ценой уровня D1. В этом случае через точку пересечения кривой предельных издержек МС и линии предельного дохода MR будет проходить и кривая средних переменных издержек AVС. То есть, начиная с этого уровня цены, фирма будет покрывать свои средние переменные издержки. Если же цена поднимется выше D1, то фирма будет покрывать и часть постоянных издержек, которые представляют собой разницу между средними общими издержками АТС и средними переменными издержками AVС. В случае дальнейшего увеличения цены, при достижении ценой уровня D2 фирма полностью покроет свои издержки, но прибыли не получит. То есть точка С – это точка безубыточности. Далее, когда цена поднимется выше точки D2 и достигнет уровня, например, D3, фирма будет получать прибыль. Если соединить бесконечное число точек пересечения кривой МС и линии спроса, то получим кривую предельных издержек МС. Поэтому кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек МС, лежащей выше точки пересечения её с кривой средних переменных издержек AVC. Долгосрочное конкурентное равновесие. Получение высокой прибыли в долгосрочном периоде привлечёт на конкурентный рынок множество фирм, но увеличение их числа приведёт к снижению цен на товары. В результате этого мелкие фирмы, не располагающие соответствующей технологией, вынуждены будут покинуть рынок. Такой процесс нестабильности будет продолжаться до тех пор, пока на рынке не установится конкурентное равновесие, при котором цены на товары станут равными средним общим издержкам в длительном периоде. Таким образом, долгосрочное равновесие на конкурентном рынке устанав-ливается при наличии трёх основных условий. – Все фирмы максимизируют свою прибыль. – Спрос на рынке совпадает с предложением и поэтому установившаяся равновесная цена устраивает как покупателей, так и продавцов. – Ни у одной фирмы нет стимулов для входа в рынок или ухода из него, так как все они получают нулевую прибыль. Эти условия относятся лишь к долгосрочному периоду. В краткосрочном периоде фирма может получать высокую прибыль. Фирмы входят на рынок, надеясь получить высокую прибыль, поэтому те, кто успел войти раньше, до установления равновесия, оказались в более выгодном положении. Выйти из рынка они также не спешат, так как в этом случае потеряют инвестированный капитал. Если фирме удастся выйти с неприбыльного рынка раньше других, то она сохранит деньги своих акционеров. В любом случае перспектива получения нулевой прибыли не должна рассматриваться в чисто негативном плане, поскольку она не исключает возможности получения конкурентного дохода.
Монополия Монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Основные характеристики монополии рынка: 1. На рынке действует одна фирма. 2.Уникальность продукции. Чистая монополия (ситуация, когда у фирмы нет ни одного, даже небольшого конкурента) существует, когда у фирмы нет близких товаров заменителей. Продукция должна сильно отличаться от продукции других фирм. 3. Вход па рынок заблокирован. 4. Доступ к информации о ценах на ресурсы, применяемых технологиях отсутствует. 5. Абсолютная немобильность ресурсов. Примеров чистой монополии немного. К ней приближаются фирмы, поставляющие природный газ, электроэнергию, воду жителям населенного пункта (коммунальные предприятия). Рассмотрим причины возникновения монополий. 1. Одной из причин существования монополии является экономия от масш-таба, ситуация, когда долгосрочные средине издержки в отрасли достигают минимума при существовании в отрасли только одной фирмы, которая полностью удовлетворяет рыночный спрос. Если в отрасли находятся несколько фирм, то они не минимизируют свои долгосрочные издержки, поскольку, не достигают нужного объёма производства. Монополия, функционирующая по указанной причине, называется естественной монополией. В отрасли, где наблюдается такая долгосрочная кривая средних издержек, одна фирма обычно получает от государства право на работу на определённом рынке или географической области. Взамен монополисту приходится соглашаться с регулированием своей деятельности. Типичными примерами естественных монополий являются коммунальные предприятия. Естественные монополии – единственный вариант монополии, который является экономически эффективным с точки зрения экономики в целом. 2. Фирма может являться монополией из-за наличия у неё патента на продукцию или технологию. 3. Фирма может быть монополистом, обладая лицензией, предоставляющей право быть исключительным производителем. Второй и третий виды назы-ваются закрытыми монополиями, т. е. законодательно защищенными от появления на рынке других фирм. 4. Редкой причиной появления монополии является владение или контроль ключевого сырья. 5. Монополия может появиться вследствие таких процессов, как концент-рация и централизация производства. Кроме естественной и закрытой выделяют такие разновидности монополии, как открытая, простая и монополия, прибегающая к ценовой дискриминации. Открытая монополия, в отличие от закрытой, не защищена законодательно от появления конкурентов. Простая монополия продаёт одну и ту же продукцию в одно время разным покупателям по одной цене. Монополия, использующая ценовую дискриминацию, продаёт одну и ту же продукцию в одно время разным покупателям по разной цене.
1. Спрос D не является постоянным, а уменьшается. Предельный доход MR также уменьшается и его значение меньше спроса (рисунок 7.5, а ). 2. Общий доход TR в отличие от рынка совершенной конкуренции не линеен. 3. Общий доход на графике представляет собой кривую, исходящую из начала координат, возрастающую, пока предельный доход MR больше нуля и снижающуюся, когда предельный доход отрицателен (рисунок 7.5, б ). Чтобы принять решение о максимальном объёме продукции, продаваемой по монопольной цене, монополист, как и всякий рационально мыслящий предприниматель, будет руководствоваться знакомым нам принципом предельных изменений. Наибольший объём выпуска продукции, при котором достигается максимальная прибыль, соответствует точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. Именно равенство этих издержек определяет цену для конкурентной фирмы. Монополист же не довольствуется такой ценой и назначает цену, которая будет выше его предельных издержек. Цена конкурентной фирмы P = MR = МС.
Поэтому монопольная цена на графике будет расположена выше точки пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (рисунок 7.6). Цена конкурентной фирмы на графике изображена точкой А пересечения кривых предельного дохода и предель-ных издержек, монопольная цена предс-тавлена точкой В, расположенной выше и пересекающей кривую спроса. Из этого сравнения можно сделать вывод, что если на конкурентных рынках цена равна предельным издержкам, то на монопольных – превышает предельные издержки. Монополия – рыночная структура, относительно которой в сознании людей обычно присутствуют заблуждения. Первое заблуждение – монополист назначает самую высокую цену. На самом деле цена монополиста, хоть и выше той, которая устанавливается в условиях конкуренции, достаточно низка, чтобы позволить потребителям покупать максимизирующее прибыль количество товара. На рисунке 4.8 а видно, что есть много цен выше назначаемой, но монополист не устанавливает их, так как при ценах выше Р1 прибыль не будет максимальной. Второе – спрос на продукцию монополиста неэластичен. Однако линейная кривая спроса наполовину эластична, наполовину неэластична и максимизирующий прибыль объём производства всегда находится на эластичном участке спроса. Третье – прибыли монополии огромны. В реальности спрос на продукцию монополии может быть маленьким, издержки высокими и получение прибыли совершенно не гарантировано. Подытоживая анализ совершенной конкуренции и монополии, отметим основные отличия между ними: 1. Цена выше на монопольном рынке, чем на рынке с совершенной конкуренцией. 2. Объём производства меньше на монопольном рынке. Монополия делает потребителей беднее, выпуская меньше продукции и назначая на неё более высокую цену. В этом заключается социальная цена монополии. 3. Эффективность использования ресурсов монополией ниже. 4. Монополист обладает властью над рынком, что позволяет ему назначать цену и объем производства. Совершенный конкурент не обладает никакой властью над рынком, является получателем цены. Отметим, что очень часто на монопольном рынке присутствует такое явление, как ценовая дискриминация, при которой данный продукт продается по более чем одной цене и ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Например, стоимость телефонных звонков отличается в зависимости от времени суток. Применяя ценовую дискриминацию, монополист получает дополнительную прибыль. Отметим, что заниматься ценовой дискриминацией может не только монополист, но и другой несовершенный конкурент, если он в некоторой степени обладает монопольной властью, т. е. может в некоторой степени контролировать объём производства и цену. Несмотря на отсутствие конкурентов, монополисты могут полностью не пользоваться своей рыночной властью, опасаясь государственного регули-рования цен на их продукцию. Кроме того, большинство монополий являются естественными, и государство определяет цены и тарифы на их услуги. Основные термины и понятия: совершенная конкуренция, монополия. естественная монополия, ценовая дискриминация. кривая спроса, кривая предложения конкурентной фирмы, максимизация прибыли. Контрольные вопросы 1. Чем характеризуется совершенная конкуренция? 2. Чем отличается кривая спроса фирмы от кривой спроса рынка? 3. При каком условии прибыль фирмы максимальна? 4. Как соотносятся монопольный объём производства и объём производства на рынке совершенной конкуренции? 5. На каком рынке присутствует ценовая дискриминация и в чём она проявляется?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.160.29 (0.007 с.) |