Понятие и коэффициенты эластичности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и коэффициенты эластичности



В экономике при анализе спроса и предложения не всегда удобно пользоваться абсолютными измерителями при определении реакции спроса или предложения на изменение цен по различным товарам. Полученные результаты часто недостоверно отражают события. Поэтому наиболее целесообразно обращаться к помощи относительных характеристик. Наиболее подходящими в этом случае являются изменения, выраженные в процентах. Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента прямой ценовой эластичности спроса:

ЕрD = . (4.1)

Он показывает, на сколько процентов изменилась величина спроса при изменении цены на 1 %.

Этот коэффициент всегда отрицателен т.к. закон спроса предполагает, что любое изменение цены приводит к противоположному изменению спроса, но знаком минус либо пренебрегают, либо рассматривают значение коэффициента по модулю (абсолютной величине).

Различают точечную и дуговую (интервальную) эластичность спроса по цене.

Если известны абсолютные изменения цены и величины спроса, то можно рассчитать коэффициент с дуговой эластичностью.

EpD = = = ,

где ΔQ = Q2 – Q1,

Δр = р2 – р1.

Эластичность в точке кривой спроса измеряет коэффициент точечной эластичности, который рассчитывается с использованием дифференциального исчисления (т.е. предполагается бесконечно малое изменение цены (рисунок 4.1)

EpD = .
Q1
Q2
Q
ΔQ
P
P1
P2
ΔP
A
B
Рисунок 4.1 –Точечная эластичность

При линейной функции спроса наклон линии спроса постоянен и равен .

Чем больше абсолютная величина коэффициента ценовой эластичности спроса, тем более эластичен спрос – т.е. чувствителен к изменению цены.

Различают:

– эластичный спрос, если . В этом случае объём спроса меняется в большей степени, чем цена товара;

– неэластичный спрос, если . В этом случае объём спроса меняется в меньшей степени, чем цена товара;

– спрос с единичной эластичностью, если . В этом случае объём спроса меняется в той же степени что и цена товара.

Кроме того, в теории выделяют крайние случаи:

– совершенно (абсолютно) эластичный спрос, если .

– совершенно (абсолютно) неэластичный спрос, если , т.е. потребители не реагируют на изменение цены, не изменяют объём покупок.

Эти крайние случаи следует рассматривать как полезные абстракции, используемые на уровне теоретического анализа. В реальной экономике нет спроса. Который был бы абсолютно нечувствителен к цене, как и нет спроса абсолютно эластичного.

Можно представить графическую интерпретацию ценовой эластичности спроса (рисунок 4.2).

P1
P2
ΔP
P
A
B
Q1
Q2
а)
ΔQ
D1
P
P
P1
P1
P2
ΔP
 
Q1
Q2
 
A
B
D2
D4
D3
Q
Q
в)
б)
Рисунок 4.2 – Графическая интерпретация эластичности

 

 

На рисунке 4.2(а) представлен более эластичный спрос, чем на рисунке 4.2(б). На рисунке 4.2(в) представлены крайние случаи: D3 – абсолютно неэластичный спрос; D4 – абсолютно эластичный спрос.

 

Виды эластичности спроса

Значение ценовой эластичности спроса может быть использовано продавцами для того, чтобы предсказать изменение общей выручки при изменении цены продаваемой продукции.

Общая выручка продавца с точки зрения покупателей равна их расходам и рассчитывается как:

TR = p×Q, (4.2)

где Q – общая выручка (доход) продавца.

При изменении цены товара продавцы теряют часть выручки, но это влечёт увеличение объёма продаж (покупок), что ведёт к увеличению выручки.

И наоборот, увеличение цены товара влечёт увеличение выручки, но одновременно уменьшается объём продаж (покупок), что ведёт к падению выручки.

Соотношение выигрыша и потери в доходе может быть различным и зависит от ценовой эластичности спроса. Так, при эластичном спросе потери в доходе продавцов от снижения цены с лихвой компенсируются ростом выручки от объёма продаж.

Результирующее изменение выручки в зависимости от эластичности спроса может быть представлено в виде таблицы 4.1.

 

Таблица 4.1 – Изменение общей выручки при изменении цены товара

Изменение цены
ΔP < 0 ΔTR > 0 ΔTR < 0 ΔTR = 0
ΔP > 0 ΔTR < 0 ΔTR > 0 ΔTR = 0

 

где Δр – изменение цены товара, ΔTR – изменение выручки.

Для линейной функции спроса взаимосвязь эластичности и выручки может быть представлена следующим образом (рисунок 4.3).

Факторы ценовой эластичности спроса:

Ценовая эластичность спроса зависит от следующих факторов:

1. Наличие товаров-заменителей и их доступность. Чем их больше, тем эластичнее спрос на данный товар и наоборот.

2. Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем больше эта доля, тем эластичнее спрос.

А
В
С
Q
Q
Q/2
p/2
P
P
TR
TRmax
 
Q/2
Q
Q
ΔTR>0
ΔTR<0
 
Рисунок 4.3 – Взаимосвязь эластичности и выручки при линейной функции спроса
 
3. Время приспособления к измене-нию цены. Чем длительнее период вре-мени, тем эластичнее спрос, и нао-борот.

4. Степень насыщения потребности в данном товаре. Чем менее необходим товар, тем эластичнее спрос на него и наоборот.

Перекрёстная эластичность спроса на данный товар на применение цен других товаров. Измеряется коэффици-ентом перекрёстной эластичности спроса, который показывает, на сколь-ко процентов изменяется спрос товара (Qx), если цена другого товара (Ру) применяется на 1%:

Если , то товары х и у – взаимозаменяемы.

Если то товары х и у – взаимодополняемы.

Эластичность спроса по доходу характеризует реакцию спроса на данный товар на изменение дохода потребителей. Измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу, который показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар, если изменяется доход потребителя (I) на 1%:

Если , то товар нормальный, если , то это низший товар, если , то это товар первой необходимости.

Эластичность предложения

 

Эластичность предложения характеризует реакцию продавцов на изменение цены товара: она измеряется коэффициентом прямой ценовой эластичности предложения, который показывает, на сколько процентов изменяется предложение товара (QS), при изменении его цены (Р) на 1%:

Этот коэффициент всегда положителен.

Если > 1, то предложение эластично, т. е. предложение меняется в большей степени, чем цена товара.

Если < 1, то это предложение имеет единичную эластичность.

Крайние случаи абсолютно эластичного предложения ( = ) и абсолютно неэластично предложение ( = 0) – лишь абстракции.

Главным фактором, определяющим эластичность предложения, является время, в течение которого производители могут приспособиться к изменению рыночной цены: в более длительном периоде предложение более эластично, т.к. производители имеют больше возможностей изменить предложение товара.

Основные термины и понятия: эластичность спроса по цене, эластичный спрос (предложение), неэластичный спрос (предложение), спрос с единичной эластичностью, перекрёстная эластичность спроса по доходу, эластичность предложения.

Контрольные вопросы

1. Что характеризует и как измеряется ценовая эластичность спроса (предло-жения)?

2. В чём разница между эластичным спросом (предложением) и неэлас-тичным спросом (предложением)?

3. Какова взаимосвязь между ценовой эластичностью спроса, выручки про-давца (расходов потребителей)?

4. Какие факторы определяют величину ценовой эластичности спроса (предложения)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.013 с.)