Предложение. Кривая предложения 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение. Кривая предложения



Предложениеэто сумма всех предлагаемых товаров, пребывающих на рынке, либо тех, что могут быть доставлены туда по мере необходимости.

Предложение товаров– это определённое количество товаров, находящихся на рынке как результат годового производства, это масса полезных продуктов, удовлетворяющих человеческие потребности. С другой стороны, эта масса товаров имеет определённую рыночную цену. Таким образом, предложение как представляющий его товар, обладает полезностью.

Объём предложения– это некоторое количество товара, предложенного для продажи в течение определённого периода времени при соответствующей цене товара. Единица измерения объёма предложения (S) – объём поставок товара за период (в неделю, месяц, год). Заметим, что объём предложенного товара не равен объёму проданного товара. Ниже в таблице показаны данные о соотношении цены 1 кг картофеля за неделю (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 – Соотношение цены 1 кг картофеля за неделю

 

Цена 1 кг (долл.) Объём предложения за неделю, т

 

В данном примере при минимальной цене в 1 долл. объём предложения является наименьшим и равен 1000 т картофеля. Однако с повышением цен предложение товаров начинает быстро расти, в нашем примере оно составляет 9000 т картофеля (максимальное количество).

Цена предложения– это предельно минимальная цена, по которой производители ещё согласны продать определённое количество конкретного товара. Уровень цены предложения ниже уровня равновесной цены. Цена предложения – критический уровень, ниже которого рыночная цена опуститься не может, поскольку производство и сбыт товаров становится убыточным.

Функция предложенияотражает зависимость объёма предложения от определяющих его факторов. В наиболее общем виде функция предложения может быть записана следующим образом:

S = f(х1, х2, х3, ... , хn), (3.4)

где S – предложение какого-либо товара; х1, х2, х3, ... , хn – факторы, влияющие на предложение.

Если абстрагироваться от влияния других факторов и исходить из того, что выступает определяющим фактором объёма предложенного товара, тогда от функции предложения можно перейти к функции предложения от цены. Функция предложения от цены показывает зависимость объёма предложения данного товара только от его цены

S = f(Р). (3.5)

Функция предложения от цены является частным случаем функции предложения. Она является возрастающей, то есть имеет первую производную больше нуля.

Взаимосвязь между ценой и количеством предложенного товара, выражается в том, что с повышением (снижением) цен соответственно возрастёт (сократится) и величина предложения. Такое соотношение называется законом предложения. Данный закон показывает, что производители с целью максимизации дохода производят и предлагают для продажи большее количество товара по высокой цене.

Покупатели, соизмеряя полезность товаров, их цены и размер своего дохода, выбирают, что приобрести, сколько покупать и сколько денег расходовать на потребление. Поведение потребителя заключается в максимизации потреби-тельской выгоды.

Производитель же поставляет товары для продажи с целью получения дохода, тем самым формируя предложение.

Учитывая величину спроса на предлагаемый товар, издержки производства, производитель принимает решение, что, сколько и с какими затратами производить, чтобы максимизировать получаемый доход.

Например, фермер при цене 5 долл. за кг картофеля будет сокращать производство других сельскохозяйственных продуктов, чтобы увеличить производство картофеля (рисунок 3.5), поскольку при высокой цене на картофель фермер будет иметь возможность приобретать новую сельскохозяйственную технику.

P
Q
A
B
C
D
E
1 2 3 4 5 6 7 8 9
       
Рисунок 3.5 – Кривая предложения картофеля
Точно так же поступят предприниматели, занимающиеся в промышленности.

Теперь на базе данных таблицы 3.2построим, рисунок 3.5. На оси ординат показана цена единицы товара Р в долл. На оси абсцисс обозначено общее количество предлагаемого товара Q за неделю.

Изображаемая на рисунке 3.5 кривая S называется кривой предложения товара.

Кривая предложения отражает экономи-ческую ситуацию, когда выясняется, какую цену необходимо заплатить за единицу предложенного товара, чтобы определить количество предлагаемого товара.

Кроме цены на объём предложения влияют и другие факторы.

 

Детерминанты предложения

 

В процессе графического изображения кривой предложения мы абстрагируемся от воздействия других факторов и исходим из того, что цена является определяющей детерминантой величины предложенного товара и услуг. Однако при этом имеется в виду, что существующие неценовые детерминанты величины предложения товаров и услуг не подвержены изменениям. Если же одна или более из этих неценовых детерминант предложения изменится, то последует сдвиг кривой предложения.

Назовём основные неценовые детерминанты предложения (рисунок 3.6):

 

Цены на ресурсы
Ожидания производителей
Технология производства
Предложение
Налоговая политика государства
Экспорт и импорт товаров
Ценовые факторы предложения

 

Рисунок 3.6 – Неценовые детерминанты предложения

 

1. Цена на ресурсы (снижение цен на экономические ресурсы ведёт к расширению количества предложенного товара).

2. Технология производства (если вводится интенсивная технология, то снижаются издержки и выпускается больше продукции, что увеличивает предложение).

3. Число производителей (чем больше их, тем больше количество предлагаемого товара).

4. Налоги и дотации (повышение налогов снижает предложение, а дотации приводят к расширению производства).

5. Цены на другие товары (падение цены одного товара может вызвать повышение цены на другой товар)

6. Ожидания (если производители предполагают, что цены возрастут в будущем, то они могут увеличивать производственные мощности и выпускать больше товара).

Если под действием одного или более факторов происходит увеличение количества предлагаемого товара при каждом значении цены Р, то кривая S1 сместится вправо (кривая S2 рисунок 3.7).

P
P1
P2
S3
S1
S2
A
B
Q
Q1
Q2
 
 
Рисунок 3.7 – Изменение кривой предложения
Для лучшего анализа можно рассмотреть влияние на изменения кривой предложения таких переменных факторов помимо цены, как ка­питальные затраты, изменения цен на другие факторы. Например, сни­жение стоимости более совершенных видов оборудования стимулирует замену экстенсивной технологии, предоставляя предпринимателям возможность выйти на рынок с большим количеством товара. Мы допускаем, что цена на данный товар на рынке останется прежней (P1). Следова­тельно, производство товаров и прибыль растут. Таким образом, вся кривая предложения смещается вправо от S1 к S2.

Аналогично уменьшение количества предложения при каждом зна­чении Р приведет к смещению кривой S1 до кривой S2.

Предположим, что цена картофеля повышается и цена на капусту остаётся неизменной. У крестьян появляется экономический интерес к увеличению объёма посевных площадей под посадку картофеля. В итоге рост цен на картофель приведёт к смещению кривой предложения ка­пусты влево.

Необходимо отметить, что в отношении кривой предложения так­же следует избегать вероятных ошибок и различать смещение кривой предложения от перемещения по кривой предложения.

Смещение кривой S показывает, что при каждом значении Р про­исходит изменение в предложении. Если все факторы, влияющие на предложение, остаются постоянными, цена товара растёт, только про­исходит перемещение по кривой S (из точки А в точку В), и в данном случае предложение товара остаётся прежним, изменяется количество предложенного товара.

Следовательно, изменение величины предложения выражает пере­мещение с одной точки на другую на неизменной кривой предложения. Рост цен на товар не служит причиной такого перемещения.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.203.18.65 (0.008 с.)