Реакция потребителя на изменение дохода и цен



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реакция потребителя на изменение дохода и цен



 

Рассмотрим теперь изменение оптимума потребителя при изменении его дохода (цены остаются неизменными). Кривая «доход-потребление» приведена на рисунке 5.3

Qx
Qy
K1
K
U2
U1
E2
E1
 
 
X1
X2
L
L1
Рисунок 5.3 – Кривая «доход-потребление» для нормальных товаров
С ростом дохода бюджетная линия KL смещается в положение K1L1 и потребитель переходит на более высокую кривую безразличия U2. Очевидно, что набор Е2 содер-жит большее количество товаров X и Y, чем набор Е1. Соединяя все подобные точки, получим кривую, называемую кривой «доход-потреб-ление». Она представляет множес-тво всех оптимальных наборов или комбинаций товаров при изменении дохода потребителей и неизменном соотношении цен. Как видно из рисунка 5.3 кривая «доход-потребление» имеет положительный наклон, с ростом дохода потребление обоих товаров X и Y увеличивается. Такие товары называются нормальными. Если же кривая «доход-потребление» будет иметь отрицательный наклон, то в этом случае с ростом дохода, потребление одного товара увеличивается (Y), тогда как другого сокращается (Х). Товар, потребление которого с ростом дохода снижается, называется некачественным.

Кривая «доход-потребление» позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля, характеризующую связь между объёмом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.

Анализ кривых безразличия может быть использован для того, чтобы показать, как закон спроса согласуется с моделью поведения потребителя. На рисунке 5.4 (верхняя часть) показано изменение оптимума потребителя при изменении цены товара Х, неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе. При снижении Рх до P’x бюджетная линия KL1 поворачивается вокруг точки К против часовой стрелки и занимает положение KL2. Покупатель может теперь приобрести больше товара Х, если он израсходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными всё более удалённые от начала координат кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается из точки Е1 в точку Е2. Соединяя все подобные точки, получим линию, называемую кривой «цена-потребление». Она представляет множество всех оптимальных комбинаций товаров Х и Y при изменении цены товара Х.

На основе кривой «цена-потребление» можно построить линию индивидуального спроса (нижняя часть рисунка 5.4). Если потребитель покупает Х1, товара Х при цене Рх иХ2 при цене P’x, то на основании этой (и подобной) информации можно построить линию DD, характеризующую объём спроса на товар Х как функцию его цены. Цена на товар Х в любой точке может быть подсчитана как J/L, где L – количество Х, которое могло быть куплено, если бы потребитель потратил на это весь свой доход. Отмечая эту цену на нижней части рисунка 5.4 напротив Qx, мы получаем линию индивидуального покупательского спроса на товар Х.

Qx
Qx
K
y2
y1
Px2
Px1
Px
D
Qx
x1
x2
x1
x2
U2
U1
L1
L2
E2
E1
Рисунок 5.4 Кривая «цена-потребление» и кривая спроса
При анализе реакции потребителя на изменение цен важно учитывать, что есть два отдельных эффекта, влияющих на потребительские стимулы. Эффект изменения взаимо-заменяемости товара с другими благами при изменении на него цены – это изменение в количестве купленного товара, которое наблю-далось бы, если бы реальный доход покупателя был «подрегулирован» таким образом, чтобы положение покупателя не становилось ни лучше, ни хуже от изменения цены на данный товар. Таким образом измеря-ется только то изменение объема покупок товара, которое является результатом изменения его относи-тельной цены. Эффект изменения дохода есть изменение потребления товара, являющееся результатом изменения реального дохода, произошедшего из-за изменения цены на рассматриваемый товар. Эффекты изменений дохода и взаимозаменяемости для нормальных товаров действуют в одном направлении. Для некачественных товаров эффект изменения дохода ослабляет эффект изменения взаимозаменяемости. Однако маловероятно, что эффект изменения дохода для некачественного товара полностью нейтрализует эффект изменения его взаимозаменяемости.

Основные термины и понятия: выбор потребителя, полезность, кординалистская теория полезности, общая полезность, оптимум потреби-теля, кривая безразличия, карта кривых безразличия, линия бюджетных ограничений, предельная норма замещения в потреблении, эффект дохода, эффект замещения, кривая Энгеля.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы влияют на выбор потребителя?

2. Как связаны общая и предельная полезность блага?

3. Какими свойствами обладает кривая безразличия?

4. От чего зависит наклон линии бюджетного ограничения?

5. Как построить линию «цена – потребление»?

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.011 с.)