Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические законы и современное управление аграрной экономикой↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С позиций закона продовольственного баланса, чтобы развитие отечественного сельского хозяйства получило надлежащие ориентиры перспективного роста, необходимо на макроуровне управления народным хозяйством установить, с одной стороны, объем различных видов сельхозпродукции, который может быть востребован в стране, скажем, к 2015, 2020 гг. и т. д., а с другой - определить материальные условия покрытия востребуемого объема продукции. К сожалению, такого рода всесторонне обоснованных показателей со стороны Минэкономики Украины не имеется. Во-первых, потому что нет численно выраженных ориентиров социальной политики в части динамики платежеспособности различных социальных групп украинского общества. Во-вторых, нет серьезных наработок в оценке перспективного влияния внешнего рынка на востребованность отечественной сельхозпродукции. Что касается платежеспособности украинцев, важно определиться, в какой последовательности и когда можно ожидать сокращения численности крайне бедного населения, у которого доходы ниже стоимости минимальной продовольственной корзины. Нужно также установить темпы сокращения численности нищего населения, эпизодически недоедающего ввиду недостатка средств для покрытия не предусмотренных прожиточным минимумом затрат на образование, здравоохранение, ЖКХ и т.п. Соответственно должны быть указаны сроки сокращения численности малообеспеченных украинцев с доходами от 1 до 2,5 прожиточного минимума и роста численности обеспеченных, состоятельных, богатых граждан. Это позволит количественно оценить, как будет в перспективе сокращаться потребность в хлебопродуктах и картофеле при одновременном росте спроса на продукты животноводства, свежие овощи и фрукты широкого ассортимента. Но если на правительственном уровне будет поставлена задача заметно превысить дореформенные показатели платежеспособности менее обеспеченных групп украинцев, то окажется необходимым вывести продовольственный комплекс на достижение сначала устойчиво обильного, затем - регулярно сбалансированного, а в дальнейшем - экологически безупречного обеспечения населения продовольствием. Соответственно перспективные ориентиры развития сельского хозяйства будут существенно отличаться от нацеленных на решение задачи традиционного количественного роста объемов сельхозпроизводства. Потребуются серьезные сдвиги в структуре и технологиях производства, а платежеспособность менее обеспеченных 65% потребителей нужно будет увеличить уже на 5-7 млрд. грн. Однако сегодня обоснованных оценок сроков поэтапного решения вышеуказанных задач мы не имеем, поскольку неясно, какое место руководство экономического блока правительства отводит продовольственной проблеме в общей системе социально-экономических приоритетов. [4] Согласно требованиям законов продовольственного баланса, должны быть учтены перспективы внешнеэкономических связей. Поэтому важно хотя бы на экспертном уровне определиться, по каким видам продукции Украине нужно ориентироваться на экспорт, а по каким - на импорт. При этом обязательно следует оценивать не только коммерческую, но и народнохозяйственную эффективность отечественного производства, так как зигзаги экономической политики способны весьма основательно трансформировать рентабельность в пользу либо украинских, либо зарубежных товаров. Имея 0,91 га сельхозугодий на душу населения и 25 трудоспособных сельских жителей на 100 га пашни, располагая мощностями, способными уже сегодня в достатке обеспечить сельхозпроизводителей удобрениями и энергоресурсами, а при относительно небольших затратах в реанимацию сельскохозяйственного машиностроения - и основными видами техники, Украина имеет реальные возможности полностью удовлетворять свои перспективные потребности в основных видах продуктов питания. Больше того, без ущерба для внутреннего рынка в принципе возможно конкурентоспособное производство на экспорт зерна, растительного масла, а со временем - и мяса. Но обязательно при условии, что управление сельскохозяйственным производством будет считаться с требованиями закона стоимости, с учетом специфики его действия в агросфере. Это означает, что управленческая деятельность должна содействовать ориентации цен товаров на их стоимость, а потому компенсировать производителям их издержки производства в общественно востребованном объеме. Поскольку условия предпринимательской деятельности в отрасли требуют дополнительных затрат на формирование и обслуживание резервных фондов, оплату земельной ренты и т. п., то, естественно, все это должно быть возмещено производителям в процессе реализации специфического закона цен конечной продукции агросектора народного хозяйства. Примечательно, что в советские годы, когда в управлении развитием сельского хозяйства требования данного закона хотя и не полно, но все же учитывались, соответственно отмечалось заметное повышение среднегодовых темпов развития сельхозпроизводства. Когда диспаритет цен усиливался, экономический рост замедлялся. Даже при существенных недостатках аграрной политики 80-х годов прошлого столетия закон цен проявлял свое действие, обеспечивая селу в среднем более высокую, чем в промышленности, норму прибыли. Например, в 1987 г. при уровне рентабельности в промышленности 12,6% она составляла в совхозах 19%, в колхозах – 24%. [4] Сегодня мы имеем совершенно иные соотношения: в 2005 г. средняя норма рентабельности в промышленности была 4,5%, в сельском хозяйстве – минус 0,4%. С учетом разрыва в оплате труда работников этих сфер экономики сельскохозяйственное производство вообще оказывается нерентабельным. Это уже не отступление от требований объективных экономических законов рынка, это полное их забвение. На что агроэкономика адекватно отвечает материально-технической, кадровой и производственной деградацией. Тревогу вызывает игнорирование экономических последствий создания объективных условий для роста земельной ренты, связанного с переходом из рук в руки сельхозпредприятий, запуском в рыночный оборот паевых наделов. Задержка экономического роста, увеличение непроизводительных издержек обращения и передела собственности, затраты на межевание и т.п. - все это создает благоприятную почву для дополнительного удорожания продовольствия. Пока рыночный оборот земли в основных сельскохозяйственных районах Украины носит характер экономического принуждения к обезземеливанию крестьян по крайне низким ценам. В Луганской области, например, цена сельхозугодий почти в 8 раз ниже, чем таких же по качеству земель в США, негативная роль ренты выражена слабо. Ситуация радикально изменится, когда новый собственник начнет перепродавать или сдавать в аренду скупленную по дешевке землю. Тогда в размерах рентных платежей Украина постепенно приблизится к нынешним показателям США -75 долл./га, что при урожайности зерна 25 ц/га повысит себестоимость 1 т примерно на 30 долл. В свете вступления нашей страны в ВТО перспектива удорожания сельхозпродукции за счет рентной составляющей себестоимости важна, как с позиций защиты конкурентоспособности отечественного производства, так и с позиций защиты потребителей продовольствия от ренты, вздувающей цены продуктов питания. Наиболее убедительным выражением отрыва реальной практики управления развитием сельского хозяйства от требований объективных экономических законов является уровень несоответствия материальных, трудовых и финансовых ресурсов сельхозпроизводителей потребностям в них. Отсюда ранее неведомые масштабы сокращения обрабатываемых площадей и поголовья скота, неиспользование подготовленных квалифицированных кадров, усиливающаяся неустойчивость воспроизводства, а потому - нарастающие волны банкротств. И хотя в основе возросшей в постсоветский период неустойчивости агроэкономики лежит связанная с приватизацией потеря материальных основ макроуправления, но использование объективных законов динамики устойчивости воспроизводства способно и сегодня улучшить ситуацию в данной области. Так, возможно повышение устойчивости хозяйственной деятельности за счет: сочетания отраслей и производств, различно реагирующих на колебания погодных условий и рыночной конъюнктуры; расширения состава конкурирующих между собой поставщиков и потребителей; экономически обоснованной кооперации, вертикальной, горизонтальной интеграции производства и т. д. [4] Особо сложная проблема - отсутствие должной заинтересованности аппарата управления в повышении научной обоснованности принимаемых решений, в оценке их перспективной эффективности с позиций теории экономического предвидения и прогноза. Подтверждением этому может служить такой факт: ученые ННЦ «Институт аграрной экономики» НААН Украины регулярно анализируют и составляют прогнозы развития аграрного сектора экономики Украины, подают эти разработки в Министерство аграрной политики Украины и Кабинет Министров Украины. Однако подготовленные на основе этих прогнозов рекомендации остаются пока неиспользованными. Совершенствованию управления динамикой экономических процессов может содействовать знание законов продолжительности экономических циклов. Один из таких циклов, как известно, повторяет фазу кризиса регулярно, примерно через 9-11 лет. Зная о кризисах экономики ведущих западных стран, ученые еще в 1999 г. предупреждали: «мировая экономика должна столкнуться с очередным спадом объемов производства уже в ближайшее время». Чтобы отечественная экономика меньше зависела от угроз, порождаемых неблагоприятной перспективой конъюнктуры мирового рынка, прежде всего, необходимо добиться радикального усиления роли государства, чтобы переориентировать хозяйственную деятельность с алчных интересов олигархов на нужды основной части населения. Тогда станет возможным: во-первых, раскрепощение кредитного потенциала Национального банка Украины в целях реанимации отечественного АПК, машиностроения, ЖКХ и дорожного хозяйства, укрепления материально-технической базы здравоохранения, образования, науки, обороноспособности страны. Это основательно расширит внутренний рынок, превратит его в надежный амортизатор колебаний внешнеэкономической конъюнктуры; во-вторых, поощрение сокращения избыточного экспорта товаров, которые могут быть эффективно использованы внутри страны. Это позволит существенно снизить их цены на внутреннем рынке, повысить рентабельность и конкурентоспособность сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей; в-третьих, укрепление гривны до уровня ее реальной покупательной способности - 4-5 грн. за 1 долл. Данное направление экономической политики приобретает все большее значение, поскольку пропорционально снизит затраты государства и украинских предпринимателей на обслуживание внешнего долга, достигшего ныне более 1/3 ВВП. Кроме того, это станет стимулом удешевления импорта техники, технологий, лекарственных препаратов и т.п.; в-четвертых, диверсификация, перенацеливание внешнеэкономической деятельности, и особенно экспорта, на такие страны, как Китай, которым плановое регулирование хозяйственной деятельности позволяет обеспечивать бескризисное развитие экономики. Следует отметить, что в высших звеньях управления отечественной экономикой начинают просматриваться некоторые подвижки в данном направлении. Проблема лишь в том, чтобы они получили системное развитие, а не оказались забытыми в общем багаже добрых намерений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данном учебно-методическом пособии коллектив авторов сделал попытку осветить наиболее сложные экономические законы. Ценным, по нашему мнению, является изложение наиболее существенных законов в виде общей модели экономического закона. Приносим благодарность всем, кто будет знакомиться с данным пособием и ждем критических отзывов на изложенный материал.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.007 с.) |