Закон стоимости: сущность, функции и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон стоимости: сущность, функции и



Механизм действия

Закон стоимости – это объективный закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства. Согласно данному закону, производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда. Такой точки зрения придерживается ряд экономистов и, прежде всего, сторонники теории трудовой стоимости. По их мнению, естественной мерой труда является рабочее время. Но стоимость создается не просто трудом, а общественным трудом (в современной экономической литературе чаще употребляется термин «общественно необходимые затраты труда» - ОНЗТ). Выражение «общественный» означает в первую очередь то, что величина стоимости измеряется не индивидуальными затратами труда того или иного производителя, а общественно необходимым рабочим временем (ОНРВ).

Как оно определяется? Обратимся к его характеристике, данной К.Марксом. «Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, - пишет он, - которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно-нормальных условиий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».

Общественно нормальными (или типичными) условиями производства являются те, при которых создается подавляющая часть товаров данного рода. Это, как правило, средние условия. Только в этих условиях производитель, обладающий средней умелостью и работающий со средней интенсивностью, за час труда создает стоимость, равную одному часу общественно необходимого рабочего времени. Если же производственные условия не соответствуют общественно нормальным (лучше или хуже их) или если умелость работника и интенсивность его труда выше или ниже установившейся в обществе средней величины, то в этом случае созданная им за час труда стоимость будет соответственно больше или меньше. [9]

Иными словами, единицей общественно необходимого рабочего времени (эталонным часом) является не астрономический час. Это час труда, совершаемый при типичных производственных условиях, среднем уровне умелости работника и интенсивности его труда. Если в продукте одного часа индивидуального рабочего времени представлена лишь половина часа общественного необходимого рабочего времени, то стоимость этого продукта будет вдвое меньше, чем стоимость, создаваемая за эталонный час. Иными словами, более производительный труд за данный промежуток времени всегда создает большую стоимость, чем менее производительный.

Общественно необходимое рабочее время выступает в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в который товаропроизводитель должен укладываться. Лишние затраты труда не создают стоимости, то есть не признаются обществом, отсекаются им. На рынке никто не будет оплачивать фактические затраты труда, превышающее те, в которые обходится производство основной массы товаров данного рода.

В стоимости товара представлен и простой труд. Под простым трудом понимается труд, не требующий специальной подготовки. Он неодинаков в разных странах и в разные периоды. Но для каждого определенного рынка (будь то внутри страны или за ее пределами), на котором происходит выявление стоимости, простой труд есть нечто данное. Он является той исходной базой, к которой приравниваются все виды более высокого по квалификации, то есть сложного, труда. Следовательно, сложный труд предстает как возведенный в степень или помноженный простой труд. За единицу времени он создает большую стоимость, чем простой труд. Сведение сложного труда к простому совершается на рынке постоянно вместе с приравниваем индивидуальных затрат к общественно необходимым. [9]

Созданная масса стоимости равномерно распределяется на то количество потребительных стоимостей, в которых она заключена. Каждый отдельный товар в данном случае предстает как средний экземпляр своего рода. Так, если в течение года за 2400 ч (8 ч Х 300 рабочих дней) создается 1000 шт. изделий данного вида, то стоимость 1 шт. будет равна 2,4 часа (2400 ч/1000 шт.). Справедливо и обратное: в каждый данный момент в n раз большее количество потребительных стоимостей будет иметь и в n раз большую стоимость. Таким образом, стоимость любой единицы полезного эффекта (потребительной стоимости) при прочих равных в условиях данного рынка одинакова. А как измеряется сама потребительская стоимость? Такие измерители, как штуки, тонны, метры и т. п., применимы лишь в тех случаях, когда качественные параметры продуктов данного рода отличаются друг от друга незначительно, а потребности стабильны. По мере же нарастания таких различий эти измерители оказываются непригодными. Одна тонна руды не эквивалентна другой, если удельный вес пустой породы в них существенно различен; различаются между собой равные весовые количества цемента разных марок и т. д. В этих и подобных случаях нужна иная мера, выражающая главное потребительное свойство данного рода товаров. Причем качество продукта не сводится к естественным его характеристикам. Принципиальное значение имеет степень соответствия потребительной стоимости продукта той потребности, которую он удовлетворяет. То есть, важна потребность продукта – его способность удовлетворять потребности человека, общества.

Таким образом, формула «большее количество потребительных стоимостей имеет большую стоимость» преобразуется в другую – «более качественный продукт имеет большую стоимость». А понятие ОНЗТ должно связываться не с единицей изделия (штукой, тонной и т. д.), а с единицей полезного эффекта потребительной стоимости.

Вопрос о том, существует ли общественная потребность в данном товаре и соответствует ли ей число произведенных товаров, имеет существенное значение уже в силу того, что в обществе каждая данная потребность не единственная. Общество обладает ограниченным фондом рабочего времени и других ресурсов. Поэтому на удовлетворение каждой потребности оно может выделить лишь определенную часть своего фонда рабочего времени. Чем же она определяется? Очевидно, двумя переменными: величиной общественной потребности в данном виде изделий (или, иными словами, количеством потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения этой потребности) и средними затратами труда на единицу потребительной стоимости.

Общественно необходимые затраты труда в связи с этим предстают в новом свете. Становится очевидным, что рынок предъявляет к ним сложные, можно сказать, народнохозяйственные требования. Не только на отдельный товар должно затрачиваться время, соответствующее нормальным условиям производства, но и на всю массу товаров данного рода и соответствующего качества, удовлетворяющих определенную потребность, должна приходиться лишь определенная масса и доля общественного труда.

Что же произойдет, если эти условия будут нарушены, то есть если действительные затраты на изготовление массы определенной продукции окажутся больше или меньше той доли, которую необходимо выделить из единого фонда рабочего времени общества для удовлетворения данной потребности? В этой ситуации та же доля единого фонда рабочего времени общества будет приходиться на большее или, соответственно меньшее количество потребительных стоимостей. В результате действительная величина стоимости единицы изделия будет смещаться к затратам труда в лучших или худших производственных условиях.

Следовательно, ОНЗТ – исторически конкретная категория. Она характеризует и стоимость единицы полезного эффекта изделия, и общую стоимость данного рода товаров, и ее долю в фонде рабочего времени общества, которую при данных условиях необходимо выделить для той или иной сферы производства. Все эти определения ОНЗТ взаимосвязаны, хотя каждое из них относительно самостоятельно. [8]

Функции закона стоимости

Из приведенных выше определений общественно необходимых затрат труда видно, что закон стоимости стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых, то есть тех, кто обеспечивает изготовление за то же время большего количества потребительных стоимостей (большую величину полезного эффекта) или, другими словами, более высокую производительность труда. Тех же, чья производительность труда ниже общественно нормальной, закон стоимости как бы «наказывает». Тем самым экономические условия побуждают товаропроизводителей повышать производительность труда или переключаться на выпуск другого вида изделий. В противном случае они могут оказаться перед угрозой вытеснения с рынка, разорения.

Закон стоимости обусловливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми, стимулирует снижение затрат и регулирует распределение труда по сферам производства.

Закон стоимости проявляется как закон цен: в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении. Например, производители, достигающие самой высокой производительности труда, могут продавать свои товары по ценам, которые ниже общественно необходимых затрат, но выше индивидуальных, и получать дополнительный доход. Но их положение нельзя считать абсолютно гарантированным. Через некоторое время, если они не будут применять технические и организационные усовершенствования, искать более эффективные методы производства, то утратят свое преимущество.

Закон стоимости, таким образом, лишает товаропроизводителей свободы выбора – снижать или не снижать затраты труда. Все они находятся под экономическим давлением и вынуждены осуществлять постоянный поиск резервов экономии рабочего времени. [9]

Важную роль играет динамика цен и в осуществлении законом стоимости функции регулятора распределения ресурсов между разными сферами производства. Если того или иного конкретного товара производится меньше, чем нужно для удовлетворения общественной потребности в нем, то это ведет к превышению спроса над предложением. Цена на товар растет. Его производители получают высокие доходы. Это привлекает в данную отрасль ресурсы из других отраслей, где доходы меньше. Производство товара расширяется. Если же данного товара изготовляется больше, чем нужно, то предложение его превышает спрос, цена, а вместе с ней и доходы падают, производственные ресурсы из этой отрасли перетекают в другие, где доходы выше. Таков стоимостной, или рыночный, механизм регулирования пропорций производства, основанный на законе стоимости.

В условиях товарного производства закон стоимости является важнейшим регулятором всей хозяйственной жизни общества. Регулирующая функция закона стоимости проявляется, прежде всего, в сфере рыночных отношений. Она выражается в следующем:

Во-первых, на рынок выносятся товары, содержащие различное количество индивидуального труда, но обмен совершается в соответствии не с индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, т.е. по стоимости. Во-вторых, на рынке существует свободная игра цен в соответствии с меняющимися спросом и предложением. Стоимость же товаров оказывает важное воздействие на соотношение спроса и предложения: понижение стоимости товаров, удешевляя их, тем самым способствует росту спроса; повышение стоимости оказывает на спрос обратное влияние.

Закон стоимости регулирует не только рыночные отношения товарного хозяйства, но и производство. Колебания цен вокруг стоимости служит сигналом для того, чтобы увеличить производство одних товаров и сократить производство других.

Колебания цен вокруг стоимости являются своеобразным барометром, который помогает товаропроизводителям ориентироваться в конъюнктуре и в соответствии с меняющейся обстановкой подсказывает им, что требуется обществу в данный момент.

Закон стоимости, является также регулятором, определяющим распределение рабочей силы и средств производства между различными отраслями народного хозяйства.

Рабочая сила и средства производства переливаются из тех отраслей, цены на продукцию которых снижаются, в доходные отрасли, т.е. те, на продукцию которых цены растут.

Действие закона стоимости определяет развитие производительных сил общества. В более выгодном положении на рынке оказываются те производители, которые затрачивают меньше труда на производство товаров (процесс производства у которых более механизирован, которые используют передовую технику). Производительность труда на таких предприятиях повышается и, следовательно, стоимость единицы изделия понижается.

На рынке такие производители кладут себе в карман сверхприбыль в виде разницы между общественной стоимостью товара и более низкой его стоимостью на данном предприятии. Это обстоятельство, являясь важным фактором обогащения, создает у товаропроизводителей стимул к внедрению новой техники.

Применять новую технику в числе первых могут, конечно, лишь богатые производители. Большинство же производителей вынуждено рано или поздно вводить технические усовершенствования, но не с целью получения добавочной стоимости. Суровая необходимость конкурентной борьбы заставляет их это делать под угрозой разорения.

Практика подтверждает, что производители, применяющие передовую технику, всегда находятся в более выгодном положении, чем другие, как бы ни колебались цены под влиянием спроса и предложения.

В самом же худшем положении находятся производители, использующие устаревшую технику, т.к. индивидуальная стоимость их товаров превышает общественную.

Таким образом, введение новой техники, приводящее к снижению индивидуальной стоимости, является необходимостью для каждого товаропроизводителя, если он не хочет разориться. Развитие техники сопровождается ростом общественного разделения труда, дальнейшим увеличением производственного опыта производителей и совершенствованием их навыков к труду. [9]

Другими словами, развиваются и средства производства и люди, приводящие их в движение, т.е. оба элемента производительных сил. Действие закона стоимости, следовательно, играет решающую роль в развитии производительных сил общества.

Но роль закона стоимости не ограничивается перечисленными функциями. В определенных исторических условиях действие закона стоимости приводит к возникновению капиталистических производственных отношений. Это происходит в результате дифференциации товаропроизводителей, которая неизбежно ведет к их разложению, т.е. к появлению новых социальных групп, новых классов. Одна часть товаропроизводителей разоряется, теряет средства производства и чтобы не умереть с голоду, вынуждена продавать свою рабочую силу, т.е. превращаться в наемных рабочих, пролетариев. Их труд в растущих масштабах начинает применять разбогатевшая верхушка, представители которой превращаются в капиталистов.

Закон стоимости не является вечным законом. Он существует только там, где есть товарное производство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.02 с.)