Сущность, функции и структура рынка. Рыночная инфраструктура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, функции и структура рынка. Рыночная инфраструктура



 

Понятия «рыночная экономика» и «рынок» не синонимы.

Что же такое рынок? Данное понятие имеет несколько значений, которымможно подобрать еще большее количество определений.

1. На уровне обыденного мышления рынок предстает как любое место торговли. Это и биржа (фондовая, товарная или труда), и супермаркет, и парикмахерская, и торговая лавка, и банк, и многое другое. В этом смысле рынок совсем не обязательно должен ассоциироваться с рыночной системой. Он существовал и в командной экономике,и дажев условиях традиционного хозяйства (рабовладение, феодализм).

2. Рынок - это совокупность актов купли-продажи. В этом смысле рынок уже можно рассматривать и как единое целостное явление, и как несколько самостоятельных секторов в зависимости от объектов купли-продажи.

3. Рынок - это институт или механизм, имеющий высокую степень саморегулирования и связывающий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков). Механизм саморегулирования рынка действует через законы рыночной экономики (спроса и предложения, стоимости, убывающей предельной полезности, возрастание вменённых издержек и многие другие).

В этом случае понятия «рынок» и «рыночная экономика» практически совпадают. В странах с давно установившейся и развитой рыночной системой эти понятия не различаются и фактически являются синонимами. Степень саморегулирования рынка в индустриально развитых странах может зависеть лишь от национальной модели рыночной системы.

Обобщая сказанное, можно выделить два основных подхода к трактовке экономической категории «рынок».

Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

а) рынок как способ организации общественного производства, основанного на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства. В этом качестве рынок противостоит способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования;

б) рынок как способ поведения хозяйствующих субъектов, определяющих критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами («рыночное поведение»);

в) рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности («рыночное мышление»).

Второй подход к трактовке понятия «рынок» основан на выделении его конкретно-экономического содержания. Рынок трактуется как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

С позиций экономической теории рынок - это система экономических отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами.

Основными признаками рынка являются:

Ø обмен товарами и услугами по эквиваленту;

Ø распределение благ по факторам производства;

Ø механизм воспроизводства, регулирующий обновление и развитие основного капитала;

Ø саморегулирование экономического равновесия;

Ø средство стимулирования рационального использования ресурсов ради максимизации выгод (прибыли).

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или нескольким лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный поток купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рыночный механизм взаимодействия субъектов предполагает:

1) согласие обменивающихся сторон;

2) эквивалентную возмездность;

3) свободный выбор партнеров;

4) наличие конкуренции.

Проявление сущности рыночных процессов и явлений раскрывается в функциях рынка, в числе которых:

1) саморегулирование производства под воздействием рыночного равновесия спроса и предложения. Посредством рынка осуществляются обратные хозяйственные связи (потребитель - рынок - производство), т.е. рынок вызывает мотивацию увеличения предложения (развития производства);

2) стимулирование производителей к созданию новой продукции, к минимизации издержек производства ради максимизации прибыли;

3) регулирование пропорциональности в связях регионов и сферах деятельности;

4) обеспечение эквивалентности на основе общественного «эталона», способствующего соизмерению затрат и результатов;

5) демократизация хозяйственной деятельности.

Функционирование рынка осуществляется посредством определенной структуры и системы рынков в сфере хозяйственных отношений.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их доля в общем объеме рынка

Функционирование рынка осуществляется посредством определенной

структуры и системы рынков в сфере хозяйственных отношений. Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их доля в общем объеме рынка

Основными элементами рынка являются товар, цена, спрос, предложение.

Товар - продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность покупателя и обмениваться посредством купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами.

Первое - полезность, способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Величина полезности определяется субъективно и зависит от множества факторов (будут изучены в теории потребительского поведения в курсе микроэкономики).

Стоимость - это второе свойство товара - оно отражает способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях. В курсе истории экономических учений Вы изучите альтернативные подходы к определению данной экономической категории.

С развитием рыночных отношений параллельно с товаром появляются деньги.

Деньги представляют величайшую загадку экономической науки. По словам английского государственного деятеля XIX в. Гладстона, даже любовь не свела с ума такого большого числа людей, как мудрствование по поводу сущности денег.

Деньги возникли потому, что в длительной тысячелетней практике торговли и обмена продуктами какие-то продукты, которые попадали на рынки особенно часто, стали мерилом ценности всех других товаров, т.е. эквивалентом. Другими словами, к определенному количеству эквивалента могли быть приравнены все другие товары в относительной форме. Диапазон таких товаров поистине велик: от коровьих черепов на острове Борнео до брусков соли в Африке, от металлических наконечников копий в Конго до человеческих черепов на Соломоновых островах..

Наиболее значительную роль в истории денег играл скот. Латинское слово pecunia (деньги) первоначально означало скот. В Древней Руси в роли денег также выступали скот и меха, а княжеская казна называлась скотницей.

Таким образом, на различных этапах развития общества роль всеобщего эквивалента выполняли различные товары (зерно, ракушки, скот, меха, железо). С середины XIX в. главную роль в товарном мире заняло золото. Естественные свойства золота (однородность, делимость, портативность) обеспечили ему привилегированное положение всеобщего эквивалента. В пределах государства золото выступало в виде монет в своеобразном национальном мундире.

Сущность золотых денег как всеобщего эквивалента проявлялась в их функциях: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

Мера стоимости - выражение стоимости товаров в деньгах, которые позволяют оценивать товары идеально до их появления на рынке.

Средство обращения - как посредник деньги появляются мимолетно в обмене. Т - Д - Т.

Средство накопления - как излишек в товарном мире деньги сберегаются, будучи изъятыми из обращения. Собранные по частям денежные средства служат источником инвестиций в новое производство

Средство платежи - способность денег выступать платежным средством в ситуации, когда не совпадают по времени акты получения товара (услуги), производства работ с уплатой денег.

Мировые деньги - чистое золото в весовых единицах, без национального мундира

С развитием кредитных отношений связано появление кредитных денег, т.е. долговых обязательств: векселей, банкнот и чеков Банкнота - самая развитая форма кредитных денег. Переход долговых требований с одного лица на другое позволяет кредитным деньгам функционировать в обращении вплоть до 30-х годов XX в. банкноты обменивались на золото и обращались по законам золотых денег. Сегодня они приравнены к бумажным деньгам.

Мимолетность денег в функции средства обращения, а также стирание монет от употребления обусловили замену золотых денег бумажными. Этому способствовала и деятельность фальшивомонетчиков. А в 1976 г Ямайская конференция приняла решение об отмене золотого обеспечения бумажных денег -национальных валют.

Движение товара в рыночной экономике осуществляется посредством цены, которая является гибким и мощным инструментом регулирования хозяйственных процессов. Механизм ценообразования включает в себя ряд элементов, и прежде всего сами цены, их структуру, уровень, способ установления, факторы динамики цен. Под категорией «цена» подразумеваются многие виды цен, каждая из которых отличается особенностями функций, сферой применения, способом формирования.

Система рынков - совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

· легальный (официальный);

· нелегальный (теневой).

Нелегальный рынок - неотъемлемый элемент теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:

1. По объектам рыночных отношений (рис. 4):

· потребительский (товаров и услуг);

· факторов производства

o средств производства;

o рабочей силы;

o ссудного капитала;

o финансов;

o ценных бумаг (фондовый) и др.

 

 


Рис. 4. Структура рынка по экономическому назначению объектов

 

2. По географическому положению:

· местный;

· региональный;

· национальный;

· мировой.

3. По проявлению конкуренции:

· свободный (совершенной конкуренции);

· монополистической конкуренции;

· олигополический;

· монопольный (монопсонный).

4. По объему продаж:

· розничный;

· оптовый.

5. По механизму регулирования:

· совершенной конкуренции;

· несовершенной конкуренции;

· регулируемый (под контролем государства).

Таким образом, структура рынка – это деление всей системы рыночных отношений на подсистемы по научно выбранным основаниям.

Инфраструктура рынка может быть определена как комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняющих функции посредников или берущих на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного кругооборота между домохозяйствами и фирмами.

Классифицировать элементы рыночной инфраструктуры некоторых факторных рынков в зависимости от объектов рыночных отношений можно следующим образом (см. рис. 5).

Каждый из элементов инфраструктуры выполняет свою функцию. Роль этих элементов далеко не равнозначна. Скажем, аудиторские компании и консалтинг не могут серьезно повлиять на рыночную ситуацию в целом, зато другие элементы, прежде всего кредитно-финансовая система и налоги, остаются мощными факторами воздействия на рыночную экономику.

 

 

  СТРУКТУРА РЫНКА  
Потребительский рынок: Рынок капиталов:   Рынок труда:
  ИНФРАСТУКТУРА  
  - товарные биржи - предприятия оптовой и розничной торговли - аукционы - ярмарки - посреднические фирмы   - банки - страховые компании - фонды - фондовые биржи   - биржа труда - бюро по трудоустройству и т.д.    
  а также: - информационные центры - юридические конторы - рекламные агентства - аудиторские и консалтинговые фирмы и т.д.  
                 

Рис. 5. Элементы рыночной инфраструктуры

Выводы по 2 вопросу:

1. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или нескольким лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.

2. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

3. Основными функциями рынка являются: регулирующая (объёмы производства, цены, ассортимент товаров); информационная (о ценах, затратах, доходах); стимулирующая (к снижению затрат, росту производительности, обновлению продукции, повышению её качества); санирующая (отбраковка неконкурентоспособных и малоэффективных предприятий).

4. Структура рынка – это деление всей системы рыночных отношений на подсистемы по научно выбранным основаниям.

5. Инфраструктура рынка представляет собой совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования.

 

Заключение

 

Выводы по лекции:

1. Рынок – это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил.

2. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.п.

3. Конкуренция – одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов.


1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1972. - С.224.

[1] Хейне П. Экономический образ мышления. - М., 1992. - С.23.

[2] Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М: Мысль, 1991. С. 7.

[3] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА – М, 1996. – С.404.

[4] Экономико-математический словарь / Словарь современной экономической науки. Издание 4-е, переработанное и дополненное. М.: Издательство «ABF», 1996. – С. 736-740.

[5] Экономико-математический словарь / Словарь современной экономической науки. Издание 4-е, переработанное и дополненное. М.: Издательство «ABF», 1996. – С. 619-621.

[6] Различают следующие виды частной эффективности: эффективность факторов производства, эффективность инвестиционных проектов, эффективность производства, эффективность экономических решений, эффективность экономического развития, эффективность потребления благ и др.:

Эффективность факторов производства (factors efficiency) - в теории производственных функций - способность факторов производства приносить экономический эффект и реализация этой способности. Различается абсолютная эффективность фактора производства, т.е. отношение продукта производства, выпуска, к величине данного фактора (примеры: производительность труда, фондоотдача) и предельная эффективность фактора производства.

Эффективность инвестиционных проектов (эффективность капитальных вложений) (return of investment) - частный случай экономической эффективности: соотношение между затратами на воспроизводство основных фондов и получаемыми результатами (ввод в действие готовых объектов производственного и непроизводственного назначения, прирост продукции и услуг, в целом прирост национального дохода). Общим показателем эффективности капитальных вложений является общая (абсолютная) экономическая эффективность как отношение полученного эффекта к капиталовложениям, вызвавшим этот эффект. Применяется также, при выборе оптимального варианта инвестиций, сравнительная эффективность как минимум приведенных затрат по анализируемым вариантам.

Эффективность производства (industrial efficiency) - основная компонента экономической эффективности реального функционирования экономической системы, относящаяся к процессу производства материальных благ. Различаются экономическая и не экономическая (социальная, экологическая и др.) эффективность производства.

Эффективность экономических решений (мероприятий) [effectiveness of economic decisions (measures)] - мера изменения эффективности рассматриваемой экономической системы в результате реализации оцениваемых решений (мероприятий). В хозяйственной практике обычно характеризуется дополнительным экономическим эффектом, получаемым за некоторый интервал времени (плановый горизонт, расчетный срок, определенный год) с учетом вероятностного характера последствий принимаемых решений, а также задачи оценивания: проектной, плановой или отчетной.

Эффективность экономического развития (economic growth efficiency) - мера изменения эффективности рассматриваемой экономической системы в процессе ее развития. Эффективным является такое развитие, при котором соотношение затрат и результатов при функционировании системы улучшается (увеличивается). Понятие повышения эффективности экономики близко понятию интенсивного типа экономического роста. Однако нельзя не учитывать, что в некоторых исторических условиях, например, при значительном избытке рабочей силы, экстенсивный рост может оказаться более эффективным вариантом экономического развития той или иной страны.

Эффективность потребления благ (продукции, услуг и т.п.) (effectiveness of consumption) - мера использования полезных свойств потребляемых благ в процессе их потребления. В том, что касается производственного потребления, - это один из факторов эффективности производства. Так, при прочих равных условиях эффективность потребления эквивалентных количеств сравниваемых продуктов выше там, где ниже затраты на их эксплуатацию и ремонт (если речь идет о машинах), на переработку (например, металлов, пластмасс или других предметов труда), где выше процент выхода годной продукции. Эффективность непроизводственного потребления (общественного и личного) оценивается также по уровню затрат, производимых в процессе потребления (например, на ремонт жилья, на эксплуатацию легковых автомашин и т.д.) и по степени использования потребляемых продуктов (например, усвоения питательных веществ). (См.: Экономико-математический словарь / Словарь современной экономической науки. Издание 4-е, переработанное и дополненное. М.: Издательство «ABF», 1996. – С.637-640).

5 Политическая экономия: Словарь / Под ред. О.И. Ожерельева и др. – М.: Политиздат, 1990. – С.599-606.

1Поздняков Э. Формационный и цивилизационный подходы // Мировая экономика и международные отношения. - 1990. - № 5. - С. 52.

2 См. В.С. Соловьев. Соч. в двух томах // Т.1.М., - 1989. - С.356.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.185 с.)