ТОП 10:

Введение в экономику. Предмет экономической теории



ЛЕКЦИЯ №1

 

Раздел 1. Общая экономическая теория

 

 

Тема № 1. Предмет, система методов и функции

Экономической теории

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Введение в экономику. Предмет экономической теории.

2. Экономическая теория в системе наук о развитии общества. Функции экономической теории. Экономические законы и категории.

3. Система методов экономической теории. Основы экономического анализа.

Заключение.

 

Литература

 

а) основная

1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003. – С. 27-35.

2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – С. 27-35.

б) дополнительная

1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: Изд-ва Рос. экон. акад., 2000. – С. 31-44.

2. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 5-17.

3. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: в 2 кн. Кн.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- С. 5-58.

в) рекомендуемая

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1992. – С. 18-25, 36-42.

2. Фишер С. Экономика. М., Дело, 1993. – С. 1-3.

3. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров, 1994. – С. 24-39.

4. Экономическая теория. Учебник / под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 1999. – С. 24-39.

5. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для ВУЗов / Под ред

Текст лекции

 

Учебные вопросы (основная часть)

 

Введение в экономику. Предмет экономической теории

В современных условиях экономическая наука - важнейший социальный институт, объясняющий и прогнозирующий экономические процессы и явления на основе выявленных законов, закономерностей, тенденций в создании и использовании экономических благ.

Экономическая наука - это сумма знаний, составляющих базу господствующей в обществе хозяйственной идеологии и формирующих экономическое мышление.

Экономическая наука составной частью включает в себя экономическую теорию, которая является логическим обобщением опыта хозяйственной практики и регулирования естественных процессов в экономике как сфере хозяйственной деятельности по удовлетворению потребностей общества и индивидов.

Экономическая наука всегда связана с исследованием реальной действительности, выявлением законов и закономерностей, пролонгированием тенденций развития, прогнозированием способов и методов достижения целей общества. Иначе говоря, экономическая наука всегда динамична, экономи­ческая теория же, как учебная дисциплина, статична для каждого конкретного периода времени.

Таким образом, экономическая наука представляет собой: с одной стороны, познавательную деятельность, целью которой является получение экономических знаний; с другой стороны, систему экономических знаний, представляющую собой результат научного производства.

Система экономических знаний включает:

- предмет науки;

- методы исследований;

- эмпирические знания о предмете;

- научный язык.

Все перечисленные компоненты взаимосвязаны, что и создает целостную систему. Что же является предметом экономической науки?

Под предметом науки понимают круг проблем, которые она изучает. Чтобы определить предмет экономической теории необходимо исследовать процесс развития науки.

В развитии предмета экономической теории можно выделить три эта­па: экономия, политическая экономия, экономикс (экономика).

ЭКОНОМИЯ.

Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу, он выделился в результате длительного исторического развития.

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Термины «экономия» и производный от него «экономика» происходят от слияния греческих слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон.

«Экономия»- так назвал свою книгу Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.), в которой исследовался процесс хозяйственной деятельности в Древней Греции. ЭКОНОМИЯ - наука о домоводстве, о домашнем хозяйстве. Аристотель (384-322гг. до н.э.) разграничивал ЭКОНОМИКУ и ХРЕМАТИСТИКУ, основанных соответственно на натуральном и товарном хозяйстве. Причем хрематистика (искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала) считалась противоестественной.

В эпоху средневековья экономические вопросы трактовались с пози­ций религии, однако, проблемы управления вотчинным хозяйством получили определенное развитие в работах служителей церкви. В то же время нор­мативный аспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) - над рациональным (научным).

II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Становление капитализма обусловило рождение самостоятельной науки - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. Целью исследований экономистов в то время были поиски источников буржуазного БОГАТСТВА.

Впервые термин «политическая экономия» употребил в 1615 году Антуан де Монкретьен. Он давал монарху советы о том, как управлять государствен­ным имуществом. Этим и объясняется название его книги «Трактат о полити­ческой экономии». С этого времени стали возникать самые различные и замысловатые трактовки предмета экономической науки, в зависимости от того, в каком направлении она развивалась, или же от собственных воззрений авторов.

На ранних этапах капиталистического развития экономисты видели источник богатства в сфере обращения товаров, услуг, денег (меркантилисты). Классики же политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо) считали источником богатства капиталистическое производство. Однако в центре их внимания был не сам процесс производства, а лишь внешний результат этого процесса - КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО.

Адам Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» так определил предмет политической экономии:

«Политическая экономия... имеет предметом своим две цели: первая состоит в доставлении народу достаточного дохода или обильных средств существования, или же в доставлении ему самому возможности получить эти обильные средства. Вторая состоит в доставлении государству или обществу достаточного дохода на общественные потребности: она имеет виду обогатить одновременно как народ, так и государя»1.

Попытку рассмотреть капиталистическое богатство с позиций пролетариата была предпринята в теории трудовой стоимости К. Маркса и Ф. Энгельса.

Политическая экономия стала рассматриваться марксистами как наука, изучающая ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций.

Рис. 1. Разделы экономической теории

 

 
 

 


Рис 2. Предмет политической экономии

 

Ведущую роль в целенаправленной хозяйственной деятельности и поведении человека выполняет экономическая политика.

Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий государства в сфере производства, обмена, распределения и потребления благ. Экономическая политика отражает интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление и развитие национальной экономики.

Экономическая политика реализуется с учетом культурных, социальных, правовых и политических аспектов проблемы. Осуществление экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что в свою очередь находит отражение в последующем развитии экономической теории.

Правильное обоснование экономической политики должно опираться на экономические принципы. Например, один из получивших почти всеобщее признание экономических принципов свидетельствует, что в определенных пределах существует прямая связь между общим объемом расходов и уровнем занятости в стране. Когда общий объем расходов возрастает, повышается и уровень занятости. Этот принцип учитывается при определении экономической политики.

Чтобы эффективно управлять, необходимо обладать способностью предвидеть. Экономические принципы помогают сделать возможным такое предвидение и служат основой для экономической политики, ориентированной на объективно обоснованные цели.

Экономические цели можно сформулировать следующим образом:

1) экономический рост: желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, т.е. более высокий уровень жизни;

2) полная занятость: возможность работать всем, кто желает и способен работать;

3) экономическая эффективность: максимальная отдача при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов;

4) стабильный уровень цен: предполагает меры, предотвращающие инфляцию и дефляцию;

5) экономическая свобода: предполагает экономическую деятельность при свободе поведения;

6) справедливое распределение доходов: ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете;

7) экономическая обеспеченность хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев;

8) баланс международной торговли и международных финансовых сделок;

9) сохранение и улучшение природной среды.

Этот перечень целей создает базу для постановки ряда вопросов.

Во-первых, изложение основных экономических целей неизбежно влечет за собой проблему их толкования, а следовательно, и относительно специфических политических программ, необходимых для достижения этих целей.

Во-вторых, эти цели взаимодополняют друг друга в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной занятости явно означает ликвидацию безработицы, то есть основной причины низкого спроса и экономической необеспеченности.

В-третьих, некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Некоторые экономисты утверждают, что те силы, которые способствуют достижению экономического роста и полной занятости, могут оказаться теми самыми силами, которые порождают инфляцию.

Цели определяют содержание экономической политики. Экономическая политика призвана стимулировать стремление к труду, к инвестированию, техническому прогрессу и предпринимательскому риску, то есть усилить действие именно тех факторов, которые способствуют быстрому экономическому росту.

Уместно сослаться на мнение Джона Кейнса: «Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям».

Выводы по 1 вопросу:

1. Экономическая наука - это сумма знаний, составляющих базу господствующей в обществе хозяйственной идеологии и формирующих экономическое мышление.

2. Экономическая наука в своем развитии прошла три этапа, окончательно сформулировав свой предмет на третьем этапе эволюции.

3. Предметом экономической теории является система экономических отношений между людьми в процессе воспроизводства в условиях ограниченных ресурсов, требующих их эффективного использования для наиболее полного удовлетворения потребностей человека и общества.

4. Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий государства в сфере производства, обмена, распределения и потребления благ. Экономическая политика отражает интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление и развитие национальной экономики.

Рис. 4. Методы экономических исследований

 

Различают общенаучные и специфические методы. Одним из основных общенаучных методов является системный подход. Он применяется не только в экономической теории, но и в других науках, поэтому и называется общенаучным. Он включает в себя такие известные и давно используемые наукой методы как:

- научная абстракция;

- анализи синтез;

- индукция и дедукция;

- единство логического и исторического подходов к исследованиям.

Метод научной абстракции состоит в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью этого метода формулируются категории и законы.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтезавоссоздается единая целостная картина. Посредством индукции обеспечи­вается переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимает метод единства исторического и логического. Историческое и логическое исследования не противоречат друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйство­вания. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теорети­ческое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономи­ческих явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь те, которые возникают раньше других и являются основой более сложных. Напри­мер, в анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.

Специфическим методом исследования в экономической теории является экономический анализ.

Экономический анализ - это комплексное изучение хозяйственной деятельности экономического субъекта (или группы) с целью обоснования выбора оптимального варианта его деятельности. Экономический анализ способствует существенному повышению эффективности функционирования как всей рыночной системы, так и отдельных ее субъектов. Проводится он на различных уровнях исследования. В зависимости от этого различа­ет: - макроэкономический анализ - микроэкономический анализ.

Объектом макроанализа выступает вся экономика в целом или ее функциональные части. Микроанализ изучает поведение отдельного потре­бителя, фирмы или группы фирм.

По содержанию и направленности экономический анализ бывает:

1. общеэкономическим;

2. специально-экономическим (тематическим).

Основой экономического анализа является функциональный подход. Вспомните, изучая математику, вы знакомились с разделом, посвященным исследованию функций. Функции мы повсеместно встречаем в практике нашей жизни, даже не сознавая этого. Функция - это переменные величины, зависящие от других переменных величин. В экономической жизни общее мы везде наблюдаем явления, органически связанные друг с другом. Ее при этом одна из переменных величин влияет на другую переменную величину, то мы говорим о функциональной зависимости между этими явлениями. Например, если повышается цена на какой-либо товар, то (при прочих равных условиях) величина спроса на него уменьшается. Следовательно, можно сказать о функциональной связи между ценой и спросом. Если же выразить это кратко, то получим: спрос есть функция цены.

Существенным фактором, повышающим действенность экономического анализа, является моделирование. Оно позволяет исследовать экономические явления путем построения и изучения их условных образов, моделей. Поскольку из-за специфики рыночной системы экспериментальное моделирование (или эксперимент) невозможно, то в основном используется теоретическое. При этом изучаемый экономический процесс или явление можно:

1) описать словами (словесная модель);

2) нарисовать (графическая модель);

3) выразить математически в виде уравнения или системы уравнений (математическая модель).

Возможно и одновременное использование всех трех способов.

После построения математической модели необходимо проверить, насколько она соответствует реальным экономическим процессам (процедура верификации). Если модель была слишком упрощена, то полученные выводы теряют практическую значимость, если излишне сложна, то она не поможет разобраться в экономическом явлении.

Модели бывают статистические, в которых анализируется экономическая система или субъект в определенный момент времени, и динамиче­ские, в которых прогнозируется будущее развитие.

Различают также балансовые и оптимизационные модели. При заданных внешних параметрах балансовые модели допускают единственный вариант решения. Примером может служить межотраслевой баланс общественного продукта. В оптимизационных моделях не только рассчитываются различные варианты использования ресурсов, но и по заданным критериям выбирается оптимальный вариант.

Выделяют также линейные и нелинейные модели. В линейных моделях параметры связаны между собой соответствующей зависимостью, которая выражается определенной системой линейных уравнений. Нелинейные модели, в которых зависимости носят более сложный характер, требуют друг методов решения.

Принято также различать позитивный экономический анализ и нормативный экономический анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории).

Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений какони есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него. В этом утверждении зафиксирована простая констатация факта. При этом не говорится хорошо это или нет. В этом смысле позитивный анализ в экономической теории ничем не отличается от метода исследо­вания в физике или химии.

Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки справедливо или нет, плохо или хорошо допустимо или недопустимо. Например, утверждение «неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо» или еще: «мы столкнулись с недопустимо высоким уровнем безработицы» - типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке и осуществлении экономической политики. Графически это можно изобразить так (См. рис. 5).

При формировании экономической политики осуществляется переход от позитивной экономики к нормативной.

Позитивная экономика изучает то, что объективно, реально существует; нормативная экономика выражает субъективные представления о том, что должно быть.

Необходимо подчеркнуть, что большинство разногласий между экономистами связано с нормативными подходами, с политикой, основанной на субъективных суждениях. Разные экономисты выдвигают и отстаивают различные теории или модели экономики. Но наибольшие расхождения связаны с существованием разных мнений или оценочных суждений относительно того, каким быть обществу.

 
 

 


Индукция Дедукция

 

 

Рис. 5. Позитивный и нормативный уровни экономического анализа.

 

Методология исследования экономических процессов предполагает также использование методов, которые применяются и другими общественными науками, в частности:

а) обследования: самообследование, интервьюирование, фотография рабочего дня, анкетирование, изучение документов, наблюдение, функционально-стоимостный анализ;

б) совершенствования: системный подход, аналогии, параметрический, блочный, моделирования;

в) анализа: системный, декомпозиция, сравнение, динамический, структуризация целей, экспертно-аналитический, нормативный, выделение главных компонентов, балансовый, корреляционный и регрессионный, матричный, аналитически-расчетный (экономико-математического моделирования);

г) обоснования: аналогий, сравнений, экспертно-аналитический, моделирования (фактического и желаемого), расчеты количественных показателей, нормативный;

д) внедрения: обучение, подготовка и повышение квалификации, материальное и моральное стимулирование нововведений, опора на массы и включение их в управление.

Экономическая политика государства реализуется в конкретных формах его экономико-административной деятельности. Помимо прочих видов деятельности, к ней относятся:

1. широкое распространение экономических знаний среди населения;

2. всесторонняя подготовка профессионалов-экономистов в системе экономического образования.

Особенно эта задача актуальна в настоящее время для России. Кардинальные перемены в сфере экономики, развитие рыночных институтов вызвали острую нехватку специалистов с экономическим образованием. Основу подготовки высокопрофессионального экономиста составляет изучение экономической теории. Результатом учебы должно стать формирование экономического образа мышления.

Что же подразумевается под этим термином? Ответ на этот вопрос свое время сформулировал Дж. М. Кейнс. Он подчеркивал, что "...экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным значениям"[1].

Но что же такое "техника мышления"?

В самых общих чертах - это то, чем человек руководствуется в своем поведении. За редким исключением экономические концепции строятся, опираясь на вполне определенную предпосылку. А именно, на то, что экономические субъекты предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую пользу.

Переход страны на рыночные отношения затронул и Вооруженные Силы. Являясь государственным институтом, армия соприкасается со многими элементами рыночной системы хозяйствования. Поэтому весьма актуальной становится задача подготовки высокопрофессионального офицера-финансиста, обладающего развитым экономическим мышления.

Это предполагает комплексную подготовку специалиста на базе изучения экономической теории.

Это даст возможность:

1) понимать экономическую стратегию и тактику правительства страны;

2) знать экономические законы развития общества, разбираться в социально-экономических процессах внутри страны и за рубежом;

3) выделять из множества экономических событий и явленийсамые существенные, определяющие;

4) подходить в процессе исполнения своих прямых обязанностей с позиций военно-экономического анализа к подготовке и решению различи военных задач, практических вопросов обучения и воспитания личного состава, к удовлетворению индивидуальных и коллективных потребностей личного состава;

5) глубокого понимания умения разъяснять подчиненным место и возможности каждого в решении общегосударственных задач.

Чем выше экономическая подготовка офицера, тем рациональнее стиль его экономического мышления, тем глубже он способен уяснить сущность режима экономии в войсках и на флотах, его взаимосвязь с задачей повышения боевой готовности. Сегодня - это насущная необходимость, связанная с решением широкого круга проблем. Одни из них относятся к переходу всего народного хозяйства на рыночные отношения, конверсии оборонной промышленности. Другие охватывают сферу использования людских, материальных, финансовых ресурсов непосредственно в Вооруженных Силах. Обязательным условием формирования современного экономического мышления офицера финансово-экономической службы является его высоко общеэкономическая и военно-экономическая подготовка, глубокое знание уставных положений, правовых основ ведения войскового хозяйства.

Выводы по 3 вопросу:

1. Метод - совокупность приемов или операций теоретического и практического познания предмета науки. В экономической теории применяются общенаучные и специфические методы исследований.

2. К общенаучным методам относятся: научная абстракция, анализи синтез, индукция и дедукция, единство логического и исторического подходов к исследованиям и др.

3. К специфическим методам экономической теории относятся экономический анализ и экономическое моделирование.

4. При формировании экономической политики осуществляется переход от позитивной экономики к нормативной. Позитивная экономика изучает то, что объективно, реально существует; нормативная экономика выражает субъективные представления о том, что должно быть.

 

 

Заключение

Выводы по лекции:

1. Предметом экономической теории является система экономически отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмен и потребления жизненных благ в мире ограниченных материальных ресурсов, требующих эффективного использования для наиболее полного удовлетворения возрастающих потребностей человека и общества.

2. Существует система методов научного изучения экономических явлений. Методология - это учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

3. Специфическим экономическим методом познания является экономический анализ, основой которого выступает функциональный подход.

4. Функции экономической теории включают практическую, познавательную и методологическую.

5. Позитивные утверждения воплощают факты («что есть»), тогда как нормативные - охватывают оценочные суждения («как должно быть»).

 

Тема № 2. Общие проблемы экономического развития

 

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Объективные условия и противоречия экономического развития.

2. Потребности и ресурсы: экономическая сущность и классификация. Проблема выбора в экономике.

Заключение.

 

 

Текст лекции

 

 

Учебные вопросы (основная часть):

ЛЕКЦИЯ №3

 

 

Содержание

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Граница производственных возможностей.

2. Экономическая эффективность и альтернативные затраты.

Заключение.

 

Текст лекции

Учебные вопросы (основная часть):

 

Таблица 1.

Рис. 1. Кривая производственных возможностей (трансформации)

 

В связи с этим на первый план выходит проблема занятости ресурсов (полного их использования).

Полная занятость обеспечивается использованием всех пригодных для этого ресурсов. Экономика должна обеспечить работой всех желающих и способных трудиться, использовать все пахотные земли и средства производства.

Применение наилучших из имеющихся технологий, также необходи­мое условие получения полного объёма производства.

Дефицит и ограниченность ресурсов обусловливают альтернативность их использования.

Кривая производственных возможностей остается неизменной при следующих допущениях:

1) принимается полная занятость ресурсов;

2) ресурсы неизменны;

3) не меняется технология;

4) речь идет о двухпродуктовой модели.

Но в реальной экономической жизни условия меняются: не всегда полностью используются наличные ресурсы, сами ресурсы не остаются неизменными, меняется технология. Если ресурсы увеличатся (экстенсивный фактор), изменится технология (интенсивный фактор), кривая производственных возможностей переместится дальше от центра координат.

Рост производства за счет экстенсивных и интенсивных факторов называется экономическим ростом. В современном мире экономический рост имеет преимущественно интенсивный характер, основывается на достижениях научно-технической революции. Значение экстенсивных факторов, по мнению большинства ученых, в дальнейшем будет сокращаться.

Если происходит экономический спад (кризисное состояние экономики), то кривая производственных возможностей переместится ближе к центру координат.

Кривая трансформации может иллюстрировать и различия, существующие в производственных возможностях отдельных стран, за пределы которых экономика не может вырваться. Переход на более высокий уровень кривой трансформации возможен в результате технических открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, инноваций, и др.

Общество всегда выбирает между накоплениями (инвестициями в финансовый или реальный секторы) и потреблением (личным). Увеличив накопления (капиталовложения в строительство новых заводов и фабрик), общество через несколько лет может перейти на более высокую кривую трансформации.

Таким образом, кривая производственных возможностей (трансформации) служит иллюстрацией четырех основных ситуаций:

Выводы по 1 вопросу:

Кривая производственных возможностей (трансформации) служит иллюстрацией четырех основных ситуаций:

- ограниченность ресурсов подразумевает, что комбинации выпуска продукции, расположенные с внешней стороны кривой производственных возможностей, неосуществимы;

- возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить выбор равных достижимых комбинаций продуктов, расположенных на этой кривой или внутри;

- нисходящий наклон кривой подразумевает затраты упущенных, возможностей (альтернативные затраты);

- выпуклость кривой показывает увеличение вмененных издержек и, как следствие, уменьшение доходности.

Таким образом, главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы оптимальных возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов.

Заключение

Выводы по лекции:

1.Кривая производственных возможностей, или трансформации, является упрощенной моделью действительности и свидетельствует о том, что экономика полной занятости всегда альтернативна, т.е. необходимо выбирать между производством тех или иных продуктов путем перераспределения ресурсов.

2.Эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в ре­зультате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты - выпуск». Различают разные виды эффективности, наиболее значимым из которых является социально-экономическая эффективность.

3.Уровень эффективности - важнейшая характеристика качества системы и качества решений (действий), изменяющих ее. Вариант функционирования экономической системы, обеспечивающий наибольшую ее эффективность в данных условиях (при заданных ограничениях) являетсяоптимальным.

4.Альтернативные (вмененные) издержки илицена выбора - это выгода от наилучшей из нереализованных альтернативных возможностей.

Учет альтернативных затрат при экономическом выборе является важнейшим принципом микроэкономического анализа. Как видно из кривой производственных возможностей при последовательном переходе ко все большему выпуску одного из благ мы обнаружим, что альтернативные затраты возрастают.

Таким образом,закон возрастания вмененных (альтернативных) издержек можно сформулировать следующим образом: в условиях ограниченности и специфичности ресурсов альтернативные затраты неуклонно возрастают по мере увеличения выпуска любого из альтернативных видов продукции.

 

 

Тема №3. Экономические системы и их сущность

 

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

3. Типы и модели экономических систем. Формационный и цивилизационный подходы к общественно-экономическому развитию.

4. Отношения собственности и их место в экономической системе общества. Теория «прав собственности».

5. Формы экономической реализации отношений собственности. Экономическое устройство общества.

 

Заключение.

 

 

Текст лекции

 

Учебные вопросы (основная часть):

 

Таблица 1

Различия между экономическими системами индустриального

капитализма и смешанной рыночной экономики

  Индустриальный капитализм Современная смешанная рыночная экономика
1. Базой являлось машинное производство Новое качество технологического способа производства на основе НТР
2. Индивидуальная, частная собственность Разнообразные формы собственности
3. Свободная конкуренция и стихия рынка Взаимодействие рыночных механизмов с элементами государственного регулирования
4. Полная социальная незащищённость трудящегося населения Социальные программы в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, страхования и т.д.
5.   6. Процесс пролетаризации масс   Обострение классовой борьбы   Многочисленный средний класс (2/3 населения) Преобладание социальных компромиссов, социальной стабильности и политической устойчивости

Рыночные механизмы ужене всостоянии обеспечивать регуляцию многих экономических процессов на уровне всего общества. Примером возрастающей роли государства может служить антимонопольное законодательство, принятое во всех странах с развитой рыночной экономикой. Данное законодательство тормозит развитие монополии в какой-либо сфере производства. Эти меры защищают конкуренцию, следствием чего является более динамичное развитие экономической системы. Достигнут большой прогресс в социальной сфере: заключаются соглашения между предпринимателями и профсоюзами, проводятся различные социальные программы.

Наряду с преобладающей частной собственностью всё большее значение приобретают государственная, коллективная, и другие формы собственности. Поэтому современную рыночную экономику очень часто называют смешанной.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.23 (0.05 с.)