Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как действует закон цены по массовому предложению

Поиск

В приведенных примерах независимой переменной (причиной) будет выступать массовое предложение, а зависимой (следствием) – цена. Иначе говоря, речь пойдет о том, как – при прочих одинаковых условиях – массовое предложение продавцов влияет на рыночную цену.

Если спрос покупателей остается неизменным, то большое увеличение объема предложения (допустим, тех же яблок) отрицательно скажется на рыночной цене. Ведь в таком случае покупатели не смогут приобретать все возрастающее количество продуктов, поэтому продавцы вынуждены снизить цены. Иначе говоря, будет достигнут прямо противоположный результат по сравнению с действием закона предложения по цене.

Стало быть, закон цены по массовому предложению выражает следующую количественную зависимость: чем выше массовое предложение товаров, тем ниже уровень цены. И наоборот: рыночная цена будет расти при уменьшении массового предложения продавцов.

Эта зависимость наглядно представлена на графике (рис. 5.7). По вертикальной оси указываются величины объема определенного товара, предлагаемого продавцами. На горизонтальной оси показано увеличение уровня рыночной цены за единицу товара. Кривая ЦпЦп показывает закономерное изменение уровня цены по массовому предложению.

Рис. 5.7. Кривая цены по массовому предложению

На практике действие закона цены по массовому предложению проявляется при таком повышении рыночной цены, которое получило название «инфляция издержек». В этом случае имеется в виду вздорожание стоимости товаров, происходящее в результате уменьшения рыночного предложения продавцов. Причиной этого явления служит повышение уровня заработной платы, цен на сырье и другие ресурсы. При этом сокращаются объем производства в натуральном выражении и занятость (увеличивается безработица).

Возникает вопрос: есть ли на самом рынке внутренняя сила, которая способна преодолевать его неравновесное состояние (превышение спроса над предложением или наоборот) и порождать тенденцию к продаже товаров по равновесной цене?

Ответ на этот вопрос мы найдем в следующей главе.

! Краткие обобщения и выводы

1. Рынок – это совокупность сделок между продавцами и покупателями, которые свободно обмениваются разными видами продукции на равноценной возмездной основе.

2. Рынок выполняет основные задачи: а) соединяет сферы товарного производства и потребления благ; б) контролирует конечные результаты производства; в) экономически заинтересовывает продавцов и покупателей в получении дохода.

3. Последовательное расширение рыночных отношений привело к образованию местных и национальных рынков, мирового рыночного пространства. В XX в. возникли крупномасштабные специализированные рынки. Современная система рынков включает крупные отрасли торговли, где продают и покупают потребительские продукты; средства производства; услуги, наемный труд; научные и опытно-конструкторские разработки; ссудные капиталы; ценные бумаги; валюту, духовные блага.

4. Свободный рынок дает покупателю и продавцу большие возможности: в выборе товаров, условий и участников сделок. Но неограниченная свобода придает рынку нецивилизованный характер. Регулируемый рынок предполагает применение государственными органами юридических норм, определяющих поведение участников рыночных сделок.

5. Первоначально деньги появились в виде товарных денег, обладающих стоимостью. В XVIII–XIX вв. наступило время золотого стандарта. Деньги выполняли функции: меры стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ, средства платежа и мировых денег.

6. Современные деньги – долговые обязательства государства, банков и сберегательных учреждений, которые признаны законным платежным средством. Вся денежная масса делится на денежные агрегаты, различающиеся между собой по степени и характеру их ликвидности. Стоимость таких денег определяется количеством товаров, которое можно на них купить. Свои функции (меры стоимости, средства обращения и средства платежа) эти деньги могут осуществлять нормально, если государство поддерживает неизменной их покупательную способность.

7. Рыночная сделка соединяет предложение (сумму товаров, которые продавцы готовы продать при разном уровне цены), рыночную цену (фактическую цену, связывающую предложение и спрос) и спрос (сумму денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага). Между рыночной ценой, спросом и предложением существует закономерная связь, в которой причина (независимая переменная) влияет на следствие (зависимую переменную).

В микроэкономике в первую очередь рыночная цена выступает как независимая переменная, которая не может изменяться по желанию отдельного участника рыночной сделки. Напротив, рыночная цена вызывает соответствующие изменения индивидуального спроса и индивидуального предложения.

8. Закон спроса по цене выражает следующую зависимость: чем выше рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателя. Эластичность спроса показывает степень изменения спроса в зависимости от цены (спрос эластичен, если он изменяется на больший процент, чем цена).

9. Закон предложения по цене характеризует следующую зависимость: чем выше рыночная цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавца. Эластичность предложения выражает степень его изменений в зависимости от динамики цены (эта эластичность повышается, если величина предложения повышается на больший процент, чем цена).

10. Повышение рыночной цены ведет к снижению спроса покупателей и к увеличению предложения продавцов. При уменьшении рыночной цены спрос возрастает, а предложение уменьшается, т. е. в выигрыше оказываются покупатели. Экономические интересы покупателей и продавцов совпадают, когда в точке пересечения кривых спроса и предложения устанавливается их равновесие. Этим достигается наибольшая экономическая и социальная эффективность.

? Задачи и вопросы на сообразительность

1. Подберите к каждому термину из левой колонки определение из правой колонки.

2. Тест. Кто определяет при свободных рыночных отношениях, в каком количестве и куда должны поступать произведенные товары:

а) федеральное правительство;

б) продавцы;

в) покупатели;

г) производители.

3. Объясните, почему современный рынок развился в сложную систему торговой деятельности.

4. Обоснуйте необходимость правового регулирования рыночных отношений.

5. Какие функции выполняют деньги в следующих случаях:

а) предприятие оплачивает поставленную ему продукцию;

б) фирма подсчитывает эффективность новой техники;

в) предприятие погашает денежную ссуду.

6. Тест. Что произойдет со спросом на товар, если рыночная цена на него поднимется:

а) спрос остается прежним;

б) спрос повысится;

в) спрос превысит предложение;

г) спрос уменьшится.

7. Графическая задача. Изобразите кривую спроса (при цене 10 тыс. руб. за изделие реализуется 15 тыс. штук, при 25 тыс. руб. – 10 тыс. штук, при 50 тыс. руб. – 5 тыс. штук) и кривую предложения (при цене 10 тыс. руб. реализуется 5 тыс. штук изделий, при цене 25 тыс. руб. реализуется 10 тыс. штук, при цене 50 тыс. руб. – 15 тыс. штук).

Необходимо определить равновесную цену и равновесное количество товаров.

Глава 6
Конкуренция и монополия

В настоящей главе мы изучим, как взаимодействуют между собой участники рынка. Существуют два основных вида взаимоотношений между продавцами и покупателями – свободная конкуренция и абсолютная (полная) монополия.

Уже первое знакомство с этими видами экономических отношений позволяет выявить их противоположность друг другу (табл. 6.1).

Таблица 6.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.38 (0.008 с.)