Каковы этапы развития управления хозяйством



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы этапы развития управления хозяйством



В условиях капитализма получили развитие следующие последовательно возникшие виды управленческой деятельности: 1) единоличное руководство частным предприятием его собственником; 2) управление хозяйственным объединением менеджерами; 3) руководство национальным хозяйством с помощью совокупности определенных государственных учреждений. Теперь кратко рассмотрим, какими историческими особенностями отличались эти виды управления на разных этапах истории.

Первый этап. Начальный вид единоличного управления частным предприятием достиг в XVIII–XIX вв. наибольшего развития при сложной кооперации труда в видемануфактуры (совместного труда ремесленников, вручную выполнявших отдельные специализированные операции) и фабрики (коллективного труда работников, использующих систему машин). С самого начала этими формами хозяйства руководил сам собственник.

Известный американский экономист Дж. Гэлбрейт так охарактеризовал управленческих работников нового типа: «В итоге мыслительным центром, определяющим действия фирмы, становится не отдельная личность, а целая совокупность ученых, инженеров и техников, специалистов по реализации, рекламе и торговым операциям, экспертов в области отношений с общественностью, лоббистов, адвокатов и людей, хорошо знакомых с особенностями вашингтонского бюрократического аппарата и его деятельности, а также посредников, управляющих, администраторов».

Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976.

С укрупнением масштабов фабричного производства собственники предприятий стали увеличивать численность управленческих работников. Часть из них непосредственно управляла производственным процессом (директора предприятий, начальники цехов, мастера участков и т. д.), а другие были заняты подготовкой к управлению (бухгалтеры, учетчики, секретари и др.).

Второй этап. На рубеже XIX–XX вв., когда ведущей стала акционерная форма собственности, непосредственное управление хозяйственными объединениями перешло от собственников фирм к менеджерам.

Менеджер– наемный управляющий на предприятии, специалист по управлению.

Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений – менеджмент.

Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Какими навыками и способностями должен обладать современный менеджер? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие качества? 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.

При разработке бизнес-плана выполняются следующие задачи?

оценивается будущее положение на рынке – возможность успешно сбывать новую продукцию;

подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;

предусматриваются источники денежных средств (собственные и заемные – у банка);

прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;

учитываются возможные риски и пути их уменьшения.

Научный характер деятельности менеджера проявляется в том, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании предприятия, когда составляется бизнес-план.

Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный заем. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности фирмы. В свою очередь с помощью специалистов банковское учреждение тщательно изучает бизнес-план, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.

Третий этап. Во второй половине XX в. развитие управленческой деятельности связано с коренной переменой в регулировании национальной экономики во всех западных странах. В этот период экономическая и рыночная власть перешла к крупнейшим фирмам и государству. Был создан новый механизм управления национальным хозяйством:смешанное регулированиенационального хозяйства, в котором принимает участие правовое государство и видоизмененный рынок. Этот довольно-таки сложный механизм будет особо рассмотрен в гл. 13.

Таким образом, мы закончили анализировать типы и виды экономических отношений. Это поможет нам во всех последующих разделах учебника рассмотреть основные формы экономики, которые различаются масштабами охвата хозяйственной деятельности.

! Краткие обобщения и выводы

1.Кооперация и разделение труда – два прямо противоположных организационно-экономических отношения. Если кооперация означает соединение работников в совместной деятельности, то разделение труда – их разъединение на различные виды работы.

2.Кооперация труда служит средством повышения производительности труда; вызывает состязательность работников; порождает дополнительно массовую производительную силу коллективного труда; экономит рабочее время и затраты на средства производства.

3. В современной экономике различаются следующие виды разделения труда: а) индивидуальная специализация; б) разделение труда на предприятии; в) обособление вида производства в отрасли; г) разделение национального производства на крупные роды; д) территориальное разделение труда внутри страны; е) международное разделение труда.

Все виды разделения созидательной деятельности служат важным средством повышения производительности труда. Они умножают умение работников; обеспечивают сбережение рабочего времени; способствуют применению машинной техники.

4.Сложная кооперация труда наилучшим способом соединяет достоинства совместной работы и разделения труда. На этой основе эффективно сочетаются специализация производства (предметная, подетальная и технологическая) с кооперированием производственной деятельности самостоятельных специализированных предприятий.

5. Высокое качество подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях предполагает изучение ими общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и дисциплин специализации. Этим обеспечивается широкая профессиональная подготовка студентов в сочетании с узкой специализацией, что соответствует требованиям современной науки, техники и производственной деятельности.

6.Кооперация и разделение труда служат предпосылками существования двух типов организации хозяйства – натурального и товарного. Если в натуральном хозяйстве замкнутая кооперация труда обеспечивает всех ее участников благами для внутреннего потребления, то специализированное товарное производство создает продукты только для продажи на рынке.

7.Натуральное хозяйство имеет застойный характер, в нем применяется универсальный немеханизированный труд, производительность труда является низкой, вследствие чего не вполне удовлетворяются традиционные потребности людей. В отличие от этого товарное хозяйство способно прогрессировать: оно основывается на разделении труда, применении машинной техники и порождает неуклонный рост выработки работников, что способствует повышению потребностей населения.

8.Всякий продукт натурального и товарного хозяйства имеет общее свойство – полезность, способность удовлетворять какую-то потребность людей. Но натуральный продукт и товар решительно различаются между собой по характеру экономических отношений между людьми. На рынке товар при обмене на равноценный продукт приобретает меновую стоимость. Основой рыночного соизмерения товаров не может быть ни их полезность, а также ни рабочее время, затраченное на производство единицы продукции. Равноценный обмен товаров достигается на рынке.

9.Управление экономикой представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность всех работников для достижения намеченных результатов. Управленческие связи взаимодействуют с отношениями собственности, с кооперацией и разделением труда, товарно-рыночными отношениями и с государством. В условиях капитализма получили развитие следующие виды управленческой деятельности: а) единоличное руководство частным предприятием его собственником; б) управление хозяйственным объединением менеджерами; в) руководство национальным хозяйством с помощью определенных государственных учреждений.

? Задачи и вопросы на сообразительность

1.Подберите к каждому термину из левой колонки определение из правой колонки.

2.Приведите примеры простой и сложной кооперации труда, покажите их различия.

3. Кто, на ваш взгляд, больше полезен современному производству? а) специалист с глубокими знаниями отдельной производственной операции или б) специалист с широкой профессиональной подготовкой?

4.Сопоставьте натуральное и товарное производство по следующим основным признакам?

замкнутое или открытое хозяйство; развитое или неразвитое разделение труда;

прямая или косвенная связь производства с потреблением продуктов.

При этом установите, совместимы или несовместимы между собой натуральное и товарное хозяйство.

5.Объясните, чем различаются между собой простое и развитое товарное хозяйство.

6. Тест.Натуральное хозяйство в России:

а) с 1992 г. при переходе к рынку сильно сократилось;

б) в 1992–1996 гг. в сельской местности сильно расширилось;

в) тогда же в отдельных районах страны натуральное производство было заменено товарным хозяйством.

7.Чем занимаются управленческие работники?

II. Микроэкономика

Глава 4
Структура микроэкономики

Мы детально рассмотрели две части системы экономических отношений: а) социально-экономические отношения, опирающиеся на собственность (гл. 2) и б) организационно-экономические отношения (гл. 3). Теперь во всех последующих разделах учебника будут проанализированы (разобраны) основные формы хозяйственной деятельности:

• микроэкономика (гл. 4–8),

• макроэкономика (гл. 9—14),

• мировое хозяйство (гл. 15).

Всем этим формам хозяйствования присущи свои особенности рассмотренных нами видов экономических отношений: а) собственности, б) кооперации и разделения труда, в) форм организации хозяйства и г) управления экономикой. В связи с этим важно понять отличительные черты микроэкономики, макроэкономики и мирового хозяйства, а также характерные для них особенности экономических отношений.

Указанные формы хозяйственной деятельности различаются прежде всего по своим масштабам. Микроэкономика – это хозяйствование в малых формах (в пределах домашних хозяйств и небольших предприятий), макроэкономика – созидательная деятельность в границах страны, а мировое хозяйство охватывает экономические взаимосвязи в глобальном масштабе.

Мы будем продвигаться далее от самых малых форм хозяйствования к планетарным.

Сейчас исходными являются вопросы о том, из чего состоит микроэкономика и каковы особенности присущих ей отношений между людьми.

В состав микроэкономики входят две формы деятельности – домашние хозяйства и сравнительно небольшие предприятия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.006 с.)