Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Евгений Филиппович Борисов Основы экономики

Поиск

Евгений Филиппович Борисов Основы экономики

Предисловие

Учебник написан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием (базовый уровень). Такие требования определены Государственным образовательным стандартом и новой программой курса «Основы экономики», которые утверждены Министерством образования Российской Федерации в 2002 г.

В книге получили отражение социально-экономические процессы, которые характеризуют новый уровень развития экономики в России и других странах мира в конце XX – начале XXI столетия.

В XX в. произошли глубокие изменения в мировой экономике. Экономический рост ускорился настолько, что за 1900–2000 гг. суммарный выпуск продукции во всем мире превысил объем производства за весь предшествующий период истории человечества. Главным двигателем мирового хозяйства стал научно-технический прогресс. В большинстве стран мира изменилось социально-экономическое устройство. Усилилась роль государства в индустриально развитых и развивающихся странах. Вместе с тем расширилось мировое рыночное пространство. Много места стали занимать проблемы глобализации мирового хозяйства.

Учебник состоит из 15 глав, в которых последовательно рассматриваются современные экономические процессы:

• изменение структуры отношений собственности на рубеже XX–XXI столетий;

• развитие кооперации и разделения труда, а также связанное с этим формирование современного профиля подготовки специалистов;

• возникновение новых взаимоотношений участников рынка в XX–XXI вв.;

• образование и распределение новой стоимости;

• появление в XXI столетии новых видов денег;

• применение информационных технологий в бизнесе;

• современные тенденции воспроизводства населения в разных странах;

• глобализация мирового хозяйства.

Особое внимание уделено анализу современного состояния и перспективам развития российской экономики. В специальных разделах речь идет о коренных преобразованиях собственности; о переходе от государственного монополизма к современному конкурентному рынку; об особенностях кризиса экономики России в 1990-х гг. и путях выхода из него; переустройстве системы управления экономикой.

Отличительной чертой учебника является развитие у студентов экономического мышления. Это означает освоение положений экономической теории на основе изучения типичных фактов, статистических данных и хозяйственного опыта. Учебный материал излагается логически последовательно – от одной познавательной задачи к другой. Прививается умение обобщать материал и делать надлежащие выводы. В конце каждой главы даются тесты, задачи и вопросы на сообразительность. Все это помогает студентам творчески осваивать экономическую науку в единстве с современной хозяйственной практикой.

Книга снабжена словарем основных экономических понятий и иностранных слов.

Главная роль хозяйственной деятельности

Почему люди ведут хозяйство

Изучать экономику мы начнем с вопроса: всегда ли человек вел хозяйство? Если не всегда, то когда и как оно возникло?

Историческая наука установила, что весьма отдаленные предки людей не вели никакого хозяйства. Для того чтобы прокормить себя, они занимались собирательством, охотой и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни (до 40 лет).

Выход из этого тупикового положения был найден 10 тысяч лет назад. Если животные довольствуются тем, что находят в природе, то люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру.

100 веков назад люди начали вести хозяйство, чтобы обеспечить себя необходимыми жизненными благами.

Чтобы лучше понять, что такое экономика, важно уяснить: почему человек занимается хозяйственной деятельностью?

Что такое потребность

Мощным двигателем экономики являются потребности общества.

Потребности – недостаток или нужда в чем-то, необходимом для жизнедеятельности людей.

Потребности человека имеют важные отличительные особенности, которые выделяют его из всего животного мира. В чем они состоят?

Первая особенность. Потребности людей изменяются исторически количественно и качественно. Эти изменения заметны при переходе от одной эпохи развития экономики и культуры общества к другой. Возьмем, допустим, людей, живших в начале прошлого века.

Они даже в своих фантазиях не предполагали, что могут быть такие необыкновенные вещи, которые для наших современников стали привычными, – телевизоры, компьютеры, космические станции и многое другое.

Вторая особенность. Запросы человека очень меняются на протяжении всей его жизни. Одно дело младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды, и совершенно другое – взрослый человек, овладевший определенной специальностью.

Третья особенность. У людей даже одного возраста очень часто потребности, запросы, предпочтения не совпадают. Не случайно в России в ходу народные поговорки и выражения: «На вкус и на цвет товарищей нет», «О вкусах не спорят».

Четвертая особенность. Современная цивилизация (уровень материальной и духовной культуры) знает несколько уровней потребностей человека:

• физиологические потребности (в пище, воде, жилье и др.);

• потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

• потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

• потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

• потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Перечисленные формы человеческих потребностей наглядно можно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Пирамида потребностей современного человека

Особенно важно сказать об имидже (внешнем и внутреннем облике) будущего специалиста. Что касается внешнего вида выпускника техникума, колледжа, то он обычно испытывает влияние общепринятых норм культуры, моды и других обстоятельств. От самого студента во многом зависит выработка высоких качеств его внутреннего имиджа, в которых проявляются развитые потребности:

• эрудиция (начитанность, глубокие познания в различных областях человеческой деятельности);

• развитой интеллект (творческое мышление);

• высокая культура человеческого общения;

• свободное владение одним-двумя иностранными языками;

• умение пользоваться компьютером;

• высоконравственное поведение.

Для XXI столетия характерны всестороннее развитие потребностей и высокий имидж специалистов.

Как же на протяжении истории происходит возвышение уровня потребностей членов общества? Это во многом зависит от взаимодействия общественного производства и назревших нужд людей.

 

Экономика как система

Что такое собственность

Слово «собственность» возникло в России очень давно. Оно образовалось от старинного русского слова «собь» – все свое, личное достояние, имущество, богатство.

Может показаться, что собственность представляет собой связь человека с какой-то вещью. Ведь говорит, например, молодой человек: «Этот велосипед – мой».

Однако так устанавливается не только принадлежность какого-то имущества данному человеку. Одновременно подразумевается, что велосипед не принадлежит никому другому.

Поэтому собственность представляет собой экономические отношения между людьми, которые выясняют: кому из них принадлежит каждая вещь.

Собственность – это имущественные отношения, устанавливающие принадлежность материальных и духовных благ каким-то людям.

Все полезные вещи поделены между собой членами общества, которые являются их собственниками. Поэтому знакомство с экономикой каждой страны предполагает выяснение вопроса: кому принадлежат земля, фабрики, железные дороги, жилые дома, магазины, учебные заведения и иные виды богатства? Подобный же вопрос возникает у молодого специалиста, который идет устраиваться на работу в учреждение или на предприятие. Он интересуется: кто здесь является хозяином, который примет его на работу и будет распоряжаться его деятельностью?

Чтобы разобраться в этих вопросах, важно знать, как складываются имущественные отношения между людьми.

 

Типы и виды собственности

Типы присвоения определяются в зависимости от следующих основных признаков:

• степени развития масштабов производства (количества средств производства и численности работников на предприятиях и в организациях);

• возможности или невозможности свободно делить имущество между владельцами.

В настоящее время в нашей стране собственность подразделяется на три типа в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (принятым в 1994 г.). В нем признается частная собственность (ст. 212) и два типа общей собственности (ст. 244): долевая и совместная.

Мы рассмотрим эти типы присвоения в такой последовательности: от единичного к коллективному и затем ко всеобщему присвоению имущества.

Изучение особенностей каждого типа собственности начнем с частного присвоения.

 

Акционерное общество

Большими преимуществами обладают акционерные общества. Собственника денег привлекает прежде всего ограниченная ответственность владельца акций. Самое большее, что ему грозит, – потерять сумму, выплаченную за акцию. Подкупает также простота вхождения и выхода из числа собственников (держателей акций): достаточно купить или продать акцию. Причем уход члена акционерного общества из этой хозяйственной организации никак не отражается на ее существовании. Важно также, что открытые акционерные общества (продающие акции всем желающим их приобрести) способны непрерывно наращивать свой капитал. Огромные размеры капиталов позволяют акционерному обществу создавать крупномасштабное производство благ производственного и потребительского назначения, пользующихся большим спросом. Здесь имеется самая широкая возможность для внедрения новейших достижений науки и техники, выпуска высококачественной продукции.

К недостаткам акционерного общества относится прежде всего то, что организация его – дело гораздо более сложное и дорогое, чем создание единоличных предприятий. Акционеры вынуждены платить налоги дважды: с общего дохода акционерного общества и с дивидендов (части общих доходов, распределяемых между держателями акций).

П. Самуэльсон и В. Нордхаус в учебнике «Экономика» пишут: «Оборот небольшого магазина не превышает нескольких сотен долларов в день и едва обеспечивает его владельцам минимальный доход. Средний срок существования мелких предприятий составляет примерно один год. И все же всегда будут существовать люди, желающие иметь «собственное дело».

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.

Громоздкость многих акционерных предприятий и огромные суммы денег, затраченных на технику, мешают им быстро менять технологию и перестраивать производство на выпуск новой продукции. Отсюда характерная для них тенденция к захвату рынков с тем, чтобы навязывать потребителям давно освоенные изделия по выгодным для них ценам.

При сравнении частного и акционерного предприятия, естественно, возникает вопрос: какой из этих видов собственности эффективнее? Для ответа воспользуемся статистическими данными по США. Здесь в негосударственном секторе национальной экономики насчитывается 20 млн предприятий. Об удельном весе индивидуальных частных фирм, товариществ и корпораций (акционерных обществ) в этом количестве фирм и о доле этих видов хозяйств в общей сумме проданной продукции можно судить по рис. 2.6, а, б.

Глядя на рис. 2.6, а, можно предположить, что США – это страна с раздробленной частнособственнической экономикой, ибо в ней 3/4 фирм – индивидуальные частные предприятия.

Но на рис. 2.6, б становится очевидным совершенно другое: такая огромная масса частных фирм очень неэффективно действует. Она продает только 6 % всей изготовленной продукции.

В то же время исключительно высокую экономическую эффективность показывают корпорации. Несмотря на свой сравнительно небольшой удельный вес в общем количестве фирм, акционерные общества продают 90 % всех товаров и услуг. Это означает, что США – страна, где в экономике господствуют корпорации – очень крупные хозяйственные объединения.

Рис. 2.6. Доля разных видов фирм в их общем количестве и сумме продаж

Приведенное здесь сравнение достоинств и недостатков разных видов присвоения позволяет лучше понять, почему и как изменилась структура отношений собственности в экономически наиболее развитых странах Запада.

Что такое приватизация

Обычно под приватизацией понимается бесплатная передача или продажа принадлежащих государству предприятий, средств транспорта, жилых зданий и т. п. в единоличную частную собственность. Однако на практике это не всегда означает преобразование государственной собственности в единоличное владение.

В мировой практике приватизация проводится по крайней мере по трем вариантам. В одном случае государственное имущество достается в конечном счете частным собственникам. В другом варианте отдельные лица, приобретающие государственные акции, становятся членами какого-то акционерного общества, т. е. владельцами общей долевой собственности. В третьем случае государственные акции скупают какие-то корпорации. Значит, понимаемая в широком смысле приватизация на деле означает превращение государственной (общей совместной) собственности в типы частного и общего долевого присвоения. Иначе говоря, приватизацию можно отождествлять с разгосударствлением – преобразованием государственной собственности в различные формы негосударственного хозяйства.

Например, в Англии правительство в 1979 г. решило сократить размеры государственного сектора экономики. Проводимая им приватизация включала следующие меры: а) продажу государственных предприятий; б) реализацию на рынке ценных бумаг принадлежавших государству акций корпораций и в) продажу муниципальных домов их жильцам. К 1987 г. в негосударственный сектор Англии перешла 1/3 государственных предприятий, в которых имелось 60 тыс. рабочих мест. Число акционеров возросло с 2,5 млн человек в 1979 г. почти до 9 млн человек в 1987 г. Государство получило от продажи своего имущества более 10 млн фунтов стерлингов.

Однако в России преобладающим было толкование приватизации в одном варианте – как превращение государственной собственности в единоличную частную. Исходя из этого, на практике зачастую крупное хозяйственное объединение дробили на небольшие части с тем, чтобы они могли достаться единоличному собственнику. Так, например, конструкторское бюро приватизировалось отдельно от завода, хотя подобное бюро неспособно работать самостоятельно.

Такая практика нанесла большой ущерб национальной экономике, поскольку крупные высокоэффективные предприятия расчленялись на маломощные, не соответствующие современным техническим и экономическим требованиям.

Например, в Книге рекордов Гиннесса за 1988 г. Аэрофлот СССР был признан самой крупной в мире авиационной компанией. Во время приватизации это объединение было раздроблено на 400 с лишним авиационных предприятий. Но большинство из них не способно нормально работать: своевременно закупать новые авиалайнеры, обеспечивать безопасность полетов и др.

Стало быть, отрицательный опыт проведенной в нашей стране приватизации связан с тем, что не учитывались необходимые границы, пределы разгосударствления. Приватизацию можно считать, по-видимому, достаточно обоснованной, если ее масштабы соответствуют степени реального обобществления хозяйства, не разрушают техническое, технологическое и организационно-экономическое единство и целостность какого-то звена производства.

 

Типы организации хозяйства

Рассмотрение типов организации хозяйственной деятельности позволяет непосредственно определить: какие экономические блага надо создавать, как и для кого их производить?

Самый обобщенный ответ на эти вопросы имеется в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Типы организации хозяйства

Немецкий философ Артур Шопенгауэр так оценил «узких» специалистов: «Ученых-специалистов можно сравнить с рабочими женевских мастерских, из которых одни делают только колеса, другие – только пружины, третьи – только цепи, или еще – с музыкантами в оркестре, из которых каждый знает только свой инструмент».

Именно о таких профессионалах современный немецкий ученый и публицист Вильгельм Швёбель не без иронии сказал: «Будущему людей больше всего угрожает деятельность специалистов».

Материалы табл. 3.1 прежде всего свидетельствуют о том, что два типа хозяйства серьезно отличаются друг от друга, а кое в чем противоположны. Поэтому нам предстоит выявить особенности каждого типа хозяйства и сравнить их друг с другом.

 

Управление экономикой

II. Микроэкономика

Глава 4
Структура микроэкономики

Мы детально рассмотрели две части системы экономических отношений: а) социально-экономические отношения, опирающиеся на собственность (гл. 2) и б) организационно-экономические отношения (гл. 3). Теперь во всех последующих разделах учебника будут проанализированы (разобраны) основные формы хозяйственной деятельности:

• микроэкономика (гл. 4–8),

• макроэкономика (гл. 9—14),

• мировое хозяйство (гл. 15).

Всем этим формам хозяйствования присущи свои особенности рассмотренных нами видов экономических отношений: а) собственности, б) кооперации и разделения труда, в) форм организации хозяйства и г) управления экономикой. В связи с этим важно понять отличительные черты микроэкономики, макроэкономики и мирового хозяйства, а также характерные для них особенности экономических отношений.

Указанные формы хозяйственной деятельности различаются прежде всего по своим масштабам. Микроэкономика – это хозяйствование в малых формах (в пределах домашних хозяйств и небольших предприятий), макроэкономика – созидательная деятельность в границах страны, а мировое хозяйство охватывает экономические взаимосвязи в глобальном масштабе.

Мы будем продвигаться далее от самых малых форм хозяйствования к планетарным.

Сейчас исходными являются вопросы о том, из чего состоит микроэкономика и каковы особенности присущих ей отношений между людьми.

В состав микроэкономики входят две формы деятельности – домашние хозяйства и сравнительно небольшие предприятия.

Что такое золотой стандарт

В XVII–XIX вв. наступило время золотого стандарта (стандарт – образец, эталон). Тогда в качестве денег использовались золотые монеты или денежные знаки (бумажные деньги), которые можно было обменять на золото.

Золотой стандарт – использование золота в качестве денежного товара, играющего роль всеобщего эквивалента.

При золотом стандарте деньги выполняли все свойственные им функции (назначения, роль), указанные на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Функции денег в условиях золотого стандарта

В первую очередь деньги выполняют функцию меры стоимости: измеряют стоимость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, – ее цена. Для определения цены продуктов сами деньги не требуются, поскольку продавец и покупатель товара устанавливают его цену мысленно (идеально определяет стоимость в деньгах).

Цены товаров выражаются в известном количестве денежного товара – золота. Количество золота (масса) измеряется его весом. Определенное весовое количество золота принимается за единицу его массы. Это количество золота, устанавливаемое государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Масштаб цен и его кратные части служат для измерения массы золота. Все цены товаров выражались в определенном количестве денежных единиц, или, что одно и то же, в определенном количестве весовых единиц золота. Так, в России денежной единицей стал рубль, весовое количество золота которого в 1897 г. было определено в 0,774254 г.

В функции средства обращения деньги выступают в качестве посредника в обмене товаров на деньги. В данном случае деньги не задерживаются долго в руках покупателей и продавцов и переходят из рук в руки, выполняя рассматриваемую функцию мимолетно. Это обстоятельство позволило в конечном счете заменить полноценные деньги неполноценными. Эта практика в дальнейшем привела к выпуску чисто номинальных, условных знаков стоимости, – бумажных денег в качестве заменителей металлических монет.

В 1873 г. английскому исследователю Центральной Африки Верни Камерону нужно было приобрести лодку. На рынке в Кавеле, на берегу озера Танганьика, он нашел нужное судно. Но деньги здесь еще не использовались, и хозяин лодки требовал за нее слоновую кость, которой у Камерона не было. Поэтому ему пришлось совершить ряд сделок. У Камерона была медная проволока, он обменял ее на сукно, затем сукно – на слоновую кость. Только после этого он получил лодку.

Если продавец получает за свой товар деньги, однако сразу же не расходует их на покупку нужных ему вещей, то процесс обращения прерывается. Тогда золотые монеты начинают выполнять функцию средства образования сокровищ: они накапливаются в качестве воплощения богатства вообще. Функцию сокровища могут выполнять слитки и изделия из золота.

При продаже товаров в кредит (в долг с отсрочкой платежа) деньги выполняют функцию платежного средства. Ими расплачиваются за ранее приобретенный товар, когда наступает срок погашения задолженности.

Долговые обязательства порождают новую форму денег – кредитную. Производитель, продавший товар в долг, получает от покупателя вексель (долговое обязательство). Последний можно использовать вместо денег, чтобы расплатиться за вещь, купленную у третьего лица. Однако векселя используются ограниченно, поскольку они даются под залог имущества собственника. Прочные гарантии стали обеспечивать банки, которые обменивали векселя частных лиц на банкноты (или банковские билеты) с определенной выгодой для себя.

В международной торговле осуществляется функция мировых денег: золото стало выступать в роли всеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношениях всех стран.

Однако после мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. произошло колоссальное обесценение бумажных денег, которые, естественно, перестали обменивать на золотые монеты. В результате золотой стандарт внутри государств перестал существовать. С декабря 1971 г. прекратился расчет между странами по долговым обязательствам с помощью золота. Так завершилась эпоха товарных денег. На смену им пришли современные бумажные деньги. Это привело к изменению сущности, назначения и вида денег.

 

Инфляция: что это такое

Инфляция – обесценение денег, которое вызывается превышением количества денег в обращении по сравнению со стоимостью всей суммы товаров.

Инфляция – переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к трем вещам. Во-первых, в период действия золотого стандарта инфляция выражается в повышении рыночной цены золота в бумажных деньгах. Во-вторых, аналогичный процесс ведет к возрастанию цены товаров. Иллюстрируют этот случай данные табл. 5.2.

Таблица 5.2

Средние цены на отдельные виды продовольственных товаров в России (руб. за кг) на конец года

* В масштабе цен, действующих с 1 января 1998 г.

В-третьих, при инфляции курс национальной валюты падает по отношению к иностранным денежным единицам, которые сохранили прежнюю стоимость или обесценились в меньшей степени. В связи с этим различают: а) твердую валюту, устойчивую по отношению к собственному номиналу (нарицательной стоимости, обозначенной на бумажных деньгах) и б) падающую валюту, которая обесценивается по отношению к своему номиналу и к курсу других валют. В нашей стране такой процесс был наиболее заметен при сравнении рубля с долларом США. Об изменении официального курса доллара США по отношению к рублю можно судить по следующим выборочным данным (рублей к доллару США, на конец месяца):

1992 г., декабрь – 415

1993 г., декабрь – 1247

1994 г., декабрь – 3550

1997 г., декабрь – 5590

1998 г., декабрь (в масштабе цен 1988 г.) – 20,65

2000 г., декабрь – 28,16

2003 г., декабрь – 29,45

По темпам развития инфляцию подразделяют на следующие виды:

ползучая: цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе – примерно на 10 % в год;

галопирующая: вздорожание продуктов и услуг от 20 до 200 % в год может вызвать тяжелые экономические и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий, снижение уровня жизни населения и т. п.);

гиперинфляция: катастрофический рост цен – на 500—1000 % и более в год. Это вызывает крах денежного обращения. Среди населения начинается так называемое «бегство от денег»: люди не желают накапливать быстро обесценивающиеся деньги и стремятся вложить их в материальные ценности.

Из сказанного видно, что для регулирования инфляционных процессов важно уметь измерять динамику цен.

Темп инфляции определяется с помощью специального статистического показателя – индекса (цифрового показателя, выражающего – обычно в процентах – динамику какого-либо явления экономики) цен.

В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни (бюджетный индекс) – показатель степени изменения розничных цен специального набора товаров и услуг, которые входят в бюджет среднего потребителя. Для его подсчета применяется следующая процедура.

Сначала определяется «рыночная (потребительская) корзина» Это набор чаще всего употребляемых товаров и услуг. Устанавливаются совокупная цена этого набора в базовом периоде (от которого ведется отсчет измерения цен), а также суммарная цена этого же набора благ в текущем периоде. На основании полученных данных рассчитывается индекс цен по формуле

Теперь посмотрим, какой была инфляция в последнее десятилетие XX в. в ряде стран (табл. 5.3).

В России в тот же период рост потребительских цен протекал следующим образом. В начале свободной (неконтролируемой) инфляции в 1992 г. цены подскочили в 26 раз.

Гиперинфляция продолжалась еще два года, затем пришел черед галопирующей и ползучей инфляции. В результате финансового кризиса в 1998 г. цены скачкообразно выросли в 1,8 раза. Затем темпы прироста цен стали снижаться со 120 % в 2000 г. до 15,1 % в 2002 г.

Более глубоко разбираться в причинах инфляции и мерах по ее уменьшению мы будем в гл. 12.

Таблица 5.

Индекс потребительских цен в 2002 г. (1990 г. > 100)

Рыночная цена

Шкала спроса

Напротив, рыночная цена предопределяет индивидуальное поведение покупателя и продавца, заставляя их придерживаться общей цены на товары определенного вида. Давайте посмотрим, каков механизм (последовательность состояний и процессов) изменения спроса покупателей в зависимости от динамики рыночной цены.

Предположим, на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены покупатели будут приобретать все меньшее количество яблок. Это показано на условном примере в шкале спроса (табл. 5.4).

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зависимость спроса от рыночной цены.

Закон спроса по цене выражает следующую количественную зависимость величины спроса (С) от цены (Ц). Чем выше рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателя. Например, в России повышение цен на подписные издания в 1991–2003 гг. привело к сокращению объема подписки. Соответственно проявляется и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

Данную взаимосвязь можно наглядно представить на графике. На вертикальной оси будем отражать количественные данные, касающиеся независимой переменной (причины изменений). По горизонтальной оси указываются данные относительно зависимой переменной (следствия перемен).

Русский писатель и исследователь отечественного языка Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» привел примечательные пословицы: «Со своей ценой на базар не ездят», «Базар цену скажет».

Рис. 5.3. Кривая спроса по цене

Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис. 5.3). По оси ординат отложены цены на яблоки. По оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъявлен спрос. Кривая C1C2 на графике показывает, что при повышении цены платежеспособная потребность населения сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.

Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение динамики цен характеризует эластичность (гибкость) спроса. Под этим термином подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс):

Эластичным спрос бывает тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком «минус»): канцелярские принадлежности – 0,6, бензин – 1,5, жилье – 1,9, кино – 3,9.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателя не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования спроса населения при изменении уровня рыночных цен.

 

Шкала предложения

возрастать. Это показано на условном примере в шкале предложения (табл. 5.5).

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены.

Закон предложения по цене характеризует следующую количественную зависимость предложения (П) от уровня цены (Ц). Чем выше рыночная цена, тем больше растет предложение продуктов со стороны продавца. И наоборот: чем ниже цена, тем меньше предложение.

Закон предложения наглядно представлен на рис. 5.4.

Кривая П1П2 на графике показывает, как с ростом рыночной цены производители увеличивают объем продажи, и, наоборот, как предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):

Предложение по цене бывает эластичным и неэластичным. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.

Рис. 5.4. Кривая предложения по цене

Эластичным предложение становится тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт многих стран, коэффициент эластичности предложения – при условии равновесия цен за длительный период – имеет тенденцию к возрастанию, т. е. рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства.

Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение слабо изменяется (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров. Следовательно, знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно для предвидения объема производства и продажи в зависимости от изменения цен.

 

Свободная конкуренция

Абсолютная монополия

Кто является бизнесменом

О бизнесмене (в буквальном смысле: деловом человеке) можно сказать прежде всего, что он является предпринимателем. Предпринимателем называют инициативного человека, который берет на себя ответственность за дела на предприятии, в организации. Под это довольно-таки широкое определение подходят люди, занимающиеся многими видами созидательной деятельности.

По своим м а с ш т а б а м предпринимательство можно подразделить на такие виды:

индивидуальное: любая работа одного человека и его семьи (продавец газет, владелец небольшого магазина, аптеки, кинотеатра и т. п.);

коллективное: делом занята какая-то группа людей.

По характеру деятельности предпринимательство включает несколько форм:

некоммерческое – не связанное с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность, проводимая, скажем, культурно-просветительскими организациями);

коммерческое – занятие, приносящее доход. Сюда входит доходная деятельность: в непроизводственной сфере (профессиональный спорт, концертная деятельность и т. п.); в торговле (на рынке, в магазине и т. п.); в сфере услуг (например, туристический сервис, юридическая контора); на производстве (на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, строительстве и др.). Именно такая коммерческая деятельность и является бизнесом.

Бизнесмен – предприниматель, который занимается коммерческой деятельностью в целях получения дохода.

Важно отметить, что понятие «коммерческая деятельность» является неоднозначным. В одном случае речь идет о торговом деле (слово коммерция издавна означает торговлю). В более широком смысле коммерцией обозначают деятельность, связанную с получением прибыли (прироста первоначально затраченной суммы денег). В таком смысле будет рассматриваться бизнес в настоящем учебнике.

Бизнес называют коммерческим делом не случайно. Ибо тем самым подчеркивается его связь с такими рыночными отношениями, которые позволяют получать прибыль. Бизнесмен успешно ведет избранное дело, если умело и успешно осуществляет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.241 (0.013 с.)