Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка



С самого начала создания рынка важно правильно определить тип рыночных отношений. Инициаторы рыночных преобразований выбрали явно ошибочный путь – переход к свободному рынку. На таком рынке его участники могут сами решать: где и что продавать, по каким ценам. В итоге возникло множество неразвитых и нецивилизованных продовольственных и вещевых рынков, на которых велась индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль, а также сбывалась недоброкачественная и приобретенная незаконным путем продукция.

Еще до начала рыночных преобразований в нашей стране профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете «Известия» 31 января 1990 г. откровенно и резко заявил: «Те, кто говорят… о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить». Наверное, учиться в этом деле разумнее всего было бы на чужих ошибках, а не на своих.

Под предлогом перехода к свободному рынку в январе 1992 г. была провозглашена либерализация цен (их освобождение от государственного контроля). На самом деле начался беспредельный рост цен: только в 1992 г. потребительские цены подскочили в 26 раз. Реформаторы утверждали, что либерализация цен создаст рынок, который начнет регулировать всю экономику, упорядочивая ее развитие. Но инфляция уподобилась сказочному джину, которого выпустили из бутылки, и он доставил массу неприятностей и бед населению.

Не случайно в середине 1990-х гг. государство вынуждено было заниматься совершенствованием рыночных отношений. В частности, были приняты следующие меры:

• усилено регулирование рыночных отношений посредством разработки множества правовых норм и законов. Это способствует переходу к регулируемому и цивилизованному рынку;

• стала решительно проводиться антиинфляционная политика. Темпы инфляции снизились с 230 % в 1995 г. до 112 % в 2003 г.

Создание рынка, соответствующего современным требованиям, предполагает осуществление ряда других мер:

• полностью развить всю систему рынков, включая рынки оптовой торговли средствами производства, недвижимости, ценных бумаг;

• усилить контроль за монополистическим ценообразованием;

• шире применять цивилизованные формы конкуренции;

• способствовать более быстрому развитию мелких и средних предприятий. Они могут создать ту необходимую массовость, которая позволяет развиваться рынку по его собственным законам.

Рассмотрение отмеченных здесь и других путей совершенствования рыночной системы будет продолжено в других главах учебника.

! Краткие обобщения и выводы

1. Истории давно известны два основных вида взаимоотношений между продавцами и покупателями – свободная конкуренция и абсолютная монополия. Они противоположны между собой по численности продавцов и покупателей; барьерам и свободе входа на рынок и выхода из него; участию товаровладельцев в контроле над ценами.

2. Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Свободная конкуренция предполагает: наличие на рынке множества мелких товаровладельцев; их неограниченный доступ на рынок и выход из него; неучастие частных собственников в контроле над рыночной ценой.

3. В условиях микроэкономики мелкие товаровладельцы вынуждены учитывать равновесную рыночную цену; стремятся производить товары по более низкой индивидуальной цене; ведут между собой ценовую конкуренцию.

4. При значительном отклонении рыночной цены, спроса и предложения от их равновесного состояния развивается массовая конкуренция. В ней участвует критическая масса участников рынка. Конкуренция среди массы покупателей вызывает, в конечном счете, снижение рыночной цены к уровню равновесной цены. Конкуренция среди массы продавцов заканчивается повышением рыночной цены к уровню равновесной цены. В итоге массовая конкуренция выступает регулятором рыночной цены.

5. Монополия представляет собой крупного товаровладельца, который обладает рыночной властью, используемой им для своего обогащения. Монополии различаются по степени охвата рынка (абсолютная монополия), по причинам возникновения и характеру (легальная, естественная и искусственная монополия).

6. Абсолютные монополии сами устанавливают рыночные цены (монопольно высокие, монопольно низкие и «ножницы цен»). Абсолютные монополии для укрепления своей рыночной власти применяют крайние меры в борьбе с конкурентами (хозяйственный бойкот, демпинг, ограничение продаж, маневрирование ценами и др.).

7. На рубеже XIX–XX вв. обострилось противоборство свободной конкуренции и абсолютных монополий. Свободная конкуренция уступила свое господствующее положение на рынке монополиям и более эффективным видам рыночного соперничества. Вместе с тем государство приняло законодательные меры против абсолютной монополизации рынка, за ее ограничение. Было также осуждено установление монопольных цен, поддержана конкуренция в ее цивилизованных формах.

8. В XX в. возросла роль конкуренции и монополий в ускорении технического прогресса. Возросла роль легальных монополий в научно-техническом прогрессе. Огромную роль в экономическом прогрессе во всем мире приобрела глобальная конкуренция.

9. Необычное сочетание монополий и конкуренции приняло формы монополистической конкуренции (продажа легальными монополиями большого разнообразия однородных товаров) и олигополии (несколько крупнейших товаропроизводителей тайно договариваются о повышении цен).

10. На рубеже XX–XXI вв. в экономически развитых странах нет крайних состояний рыночного взаимодействия товаровладельцев: свободной конкуренции и абсолютной монополии в масштабе национального хозяйства. В рыночном пространстве сохранились остатки свободной конкуренции среди мелких собственников, многообразные формы рыночного соперничества и частичной монополизации.

11. В 1990-х гг. в России была подорвана абсолютная монополия во внутренней и внешней торговле. Попытки возродить свободный рынок дали отрицательные результаты. Для нормализации рыночных отношений важную роль играет: создание регулируемого рынка, действующего на основе юридических норм и законов; проведение антиинфляционной политики; развитие всей системы рынков; усиление контроля за монополистическим ценообразованием; широкое развитие цивилизованных форм конкуренции.

? Задачи и вопросы на сообразительность

1. К терминам из левой колонки найдите соответствующие определения в правой колонке.

2. Найдите наиболее подходящий ответ.

Рыночная конкуренция очень важна, потому что она:

а) ограничивает влияние спроса и предложения;

б) стимулирует производителей работать эффективнее;

в) создает рынок, на котором производители могут контролировать цены.

3. Практикум. Определите достоинства и недостатки свободной конкуренции.

4. Тест. Чтобы получить больше дохода, предприятие должно:

а) повысить цену и сохранять прежний объем выпуска продукции;

б) повысить цену и увеличить выпуск изделий;

в) повысить цену и уменьшить выпуск продукции;

г) снизить цену и увеличить производство товаров;

д) снизить цену и уменьшить производство изделий.

5. Оцените роль реформирования цен.

Как введение свободных цен в России в 1992 г. сказалось:

а) на соотношении спроса и предложения;

б) на соотношении цены покупателя (выше которой он не будет платить за товар) и цены продавца (ниже которой он не продаст изделие);

в) на благосостоянии населения?

6. Какую роль играют монополии в XXI столетии в научно-техническом прогрессе: тормозят его или ускоряют внедрение его достижений в производство?

Глава 7
Экономические основы бизнеса

Рыночные отношения, которые мы рассмотрели в двух предыдущих главах, и бизнес неразрывно связаны между собой. Рыночные связи исторически предшествовали развитию предпринимательской деятельности бизнесменов, которая качественно изменила эти отношения. Поэтому знание рыночных связей позволяет понять экономические основы бизнеса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.008 с.)