Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кривые спроса и предложения на рынке труда

Поиск

Цены на производительные услуги, то есть услуги труда, капитала и т. д. Определяются на основе спроса и предложения. Это з/п, делят на номинальную(деньги) и реальную(товары)

Субъекты спроса – бизнес и государство, а субъекты предложения – домашние хозяйства.

При СК количество нанимаемых работников определяется размером ЗП и ценностью (в денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества работников – уменьшение величины предельного продукта. Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении (MRPl) сравняется с величиной ЗП.

Объем спроса – в обратной зависимости от величины ЗП. Объем предложения тоже зависит от величины ЗП. Как правило, продавцы на рынке труда при СК стремятся увеличить предложение в условиях роста ЗП.

w Чем дороже, тем меньше спрос, это касается и рабочих.

mrp W

mrc S

D Отраслевое

предложение

L труда

W L

Эффект дохода W

безработица

E

пустые

рабочие

Эффект замещения S D места

 
 


L L

Вопрос №24: Эффект замещения(ЭЗ) и эффект дохода(ЭД), их влияние на инд-ное предложение труда

На кривые действует ЭД и ЭЗ. Они проявляются, когда мы хотим выяснить, как отразится на предложении труда отдельного инд повышение ставок ЗП. Увеличение ЗП до опр. размеров ведет к росту предложения труда, кот после достижения макс. уровня начинает сокращаться. Тк. при увеличении ЗП каждый час отработанного t лучше оплачивается, каждый час свободного t воспринимается работником как возросший убыток, упущенная выгода. Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее, отсюда стремление заменить свободное t доп. работой. Досуг замещается тем товаром и услуг, кот работник может приобрести на возросшую ЗП. Это ЭЗ на рынке труда. ЭД противостоит ЭЗ. Когда ты сыт и богат, то свободное t – поле наслаждения, а не упущенные деньги, а высокая ЗП позволяет обогатить и разнообразить досуг. => логичным является желание купить не токо > товаров, но и иметь > кол-во св. t. Сделать это можно, сократив предложение труда, купив св t не за личные деньги, а за те деньги, которые могли бы быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы.

Вопрос, какой эффект более сильный при данной ЗП, не имеет точного ответа, тк. опр-ся различной реакцией отдельных людей на рост ЗП. ТОКО для инд-ного предложения труда. На отраслевом уровне кривая предложения труда на всем своем протяжении будет иметь + наклон. Для отраслевого предложения характерно преобладание эффекта замещения.

 

Вопрос №25: Номинальная и реальная заработная плата. Равновесие на рынке услуг труда

ЗП – б о льшая часть доходов потребителей => оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены. В широком смысле ЗП – доход от фактора пр-ва под названием «труд», узком – ЗП – ставка заработной платы, то есть цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени.

Номинальная ЗП – сумма денег, кот. получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине НЗП можно судить об уровне дохода, но не об уровне потребления и благосостояния чела. Для этого надо знать, какова реальная ЗП. ЗП – это те блага и услуги, кот можно приобрести за полученные деньги. Они -в прямой зависимости от ном-ной ЗП и в обратной – от уровня цен. и от размеров уплачиваемых работником налогов.

Равновесие на рынке труда

Все, согласны платить ЗП w, находят на рынке необходимое количество труда. Полностью трудоустроены и все работники, готовые предложить свои услуги при ЗП w. Поэтому точка Е опр-ет положение полной занятости.

При совпадении спроса и предложения труда ЗП выступает как цена равновесия на рынке труда. Повышение ЗП – нехватка мест для всех. Снижение – ЗП – нехватка работников.

Размер ЗП зависит от качества труда, квалификации и проф. подготовки, влияющих на размер предельного продукта труда. Высокие ЗП в развитых странах – труд требует больших затрат на обучение. Размер ЗП для профессий, не требующих спец. подготовки, как правило, ниже, а эластичность предложения трудовых услуг – выше. Для рынка труда характерно наличие неконкурирующих друг с другом групп работников.

ЗП должна стимулировать выполнение менее приятных работ. Дифференциация в ЗП, которая вызывается необходимостью компенсировать нематериальные различия в характере самого труда, называется уравнивающими, или компенсационными (компенсирующими), различиями. Поэтому более высокие ЗП: химическая промышленность, металлургия и т. д. Более того, одинаковые услуги труда могут по-разному оцениваться в завис. от условий, в кот. протекает трудовой процесс => выше ЗП у бурильщиков вечной мерзлоты, а не юга.

Чел-кий капитал –мера воплощенной в челке способности приносить доход.


Вопрос №26: Капитал и услуги капитала. Понятие рынка услуг капитала, рынка заемных средств и рынка капитальных благ

Капитал и услуги капитала. (К) на рынке факторов пр-ва(РФП)- физический К, или производственные фонды. Последние можно назвать капитальными благами. Можно говорить о капитале в широком смысле слова. К в широком смысле – ценность, проносящая доход.

Различие между категориями запаса и потока. К как запас –накопленные блага пр-ного назначения на t. Инвестиции - поток, благодаря которому приумножается запас К-ных благ (оборудование, станки, машины) за t. Инвестиции: 1.Жилые здания 2Машины, оборудование 3Товарно-материальн. запасы.

Капитал -запас, услуги- поток. Ценность станка- К-ный запас, его услуги- поток.

Незя смешивать цену К-ных благ (цену станков, машин и т. д.) и цену услуг К (денежных единиц за количество машино-часов), кот. называется арендной платой или рентной оценкой. Существуют 3 сегмента рынка капитала: 1) рынок капитальных благ (покупка и продажа пр-ных фондов); 2) рынок услуг каптала (эти фонды могут быть сданы напрокат за определенную плату). Для покупки и продажи капитальных благ субъектам требуются денежные средства. 3) рынок заемных средств, или ссудного капитала. Доход, порождаемый ссудным капиталом, называется процентом.

Различают основной(1) и оборотный(2) К. (1) в физической форме- здания, машины, сооружения- К-ные блага длительного пользования, кот теряют ценность по мере износа за несколько пр-ных циклов. (2) теряет ценность за 1 пр-ный цикл -сырье, запасами готовой продукции и тп.

Новая Э-кая категория – амортизация. А– обесценение (1) в результате его износа. Для возмещения используется фонд А, куда поступают денежные средства после продажи пр-ции. Норма амортизации– отн. ежегодной суммы А-ных отчислений к стоимости К-ного блага, выражен. в %ах.

Физический К(3) связан с понятием окольных, или косвенных методов пр-ва, кот. связаны с временн ы м лагом. Те., для создания К-ного блага требуется время. Пример с Робинзоном, Пятницей, рыбой в месяц.

Пр-ностью обладает не токо труд, но и К, тк. при его помощи можно получить большее кол-во пр-ции. Труд и земля созданы вне Э-ской системы, а К-ные блага -фактор, пр-мый самой Э-ской системой.

Чистая пр-ть К -выраженная в процентах доходность К, или норма дохода на К. Чистую производительность К, выраженную в процентах, еще называют «естественной» нормой процента.

 

Вопрос №27: Процент как равновесная цена на рынке заемных средств. Ставка процента (номинальная и реальная). Понятие дисконтирования

S предложения К – ДХ, - делают займы для закупки К фирмами для реализации этого займа и прибыли. Кривая предложения / + наклон, это– предложение сбережений ДХ.

Почему? 1. Межвременной выбор и фактор времени. Выбор между текущим и будущим потреблением денежн дохода ДХ. ДХ рассчитывает на поток доходов в будущем. % -платой за то, что владелец заемных средств предоставляет др субъектам возможность сегодняшнего, исп. К. Сегодняшние блага ценят >, чем будущие. Временное предпочтение –склонность оценивать текущее потребление или доход выше, чем потом. Это – фундаментальная черта чела. Процент –цена отказа от сегодняшнего потребления благ.

Временное предпочтение можно выразить м в относительных величинах и мы получим норму временного предпочтения. Она может быть -, + или 0.

Номинальная ставка %– текущая рыночн ставка без инфл.

Реальная ставка % – это ном ставка минус ожидаемые темпов инфл. Эффект Фишера: номин ставка % изменяется так, чтобыреальн ставка неизменна. r=i+пe. реаль= ном-темп инфл

Дисконтирование(будущих доходов) – спец прием соизмерен текущей и будущей ценности денежных сумм. Категория Д связана с фактором времени и ролью, кот играет t при опред категории %. Необходимо сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих доходов. Дисконтирование – процедура, обратная начислению сложных процентов. FV= сегодняшняя ценость PV= будущая ценность, (1+r) в степени кол-ва лет= ставка дисконта. PV=FV/(1+r) в степени n.

 

Вопрос №28: Спрос и предложение на рынке земельных ресурсов. Неэластичность предложения услуг Å.

Вопрос №29: Земельная рента. Равновесие на рынке земельных ресурсов. Цена Å как дисконтированная ценность.

Åвладение – признание П на опр участок Å на исторически сложившихся основаниях. Åпользование – это пользование Å в устан. обычаем или законом порядке.

Особенности: 1) Ограниченность предложения Å 2)Недвижимый характер 3) З-н убывающей отдачи. Каждое приращение вкладываемых капитала и труда дает проп-но меньшую отдачу (после достижения макс. уровня отдачи и при несовпадении с усовершенствован. агротехники.) Причина- ограничен.

Å рента как факторный доход может быть рассмотрена на основе концепции предельных продуктов. Именно они определяют вклад и вознаграждение каждого из факторов производства. Когда размер ЗП = предельному продукту – точка равновесия Земельная рента из-за неэластичного предложения определяется спросом.

Экономическая рента –доход от к-л фактора пр-ва, предложение которого неэластично.Чернозем, нефть и т. п. Если кривая предложения + - альтернативные издержки, а если вертикальная, то АИ = 0. При неэластичном предложении услуг Å ЗР определяется спросом на услуги. Спрос – производный.

Дифференциальная ЗР – доход, полученный в результате использования ресурсов с неэластичным предложением и более высокой производительностью в ситуации ранжирования этих ресурсов. Плодородие, например.

Покупатель стремится приобрести Å не ради почвы, а ради ренты, того постоянного дохода. Цена зависит от 1Размеров ЗР 2. Ставки ссудного процента. Покупается право на получение регулярного дохода в течение неопределенного долгого периода времени. Он может – банк или Å (ссуда и рента) => цена – это дисконтированная ценность.

 


Вопрос №30: Специфика предпринимательства как фактора производства

Специфика рассматривается в динамичной Э, где существует неопределенность на рынке.

Кантильон- первый внес его в Этн- покупает-продает по неизвестной цене- риск, Смит- тоже собственник рисковых проектов. Зомбарт- завоеватель, организатор, торговец. Шумпетер выделяет случаи Э-ского развития: 1)Изготовление нового, неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага 2)Внедрение нового метода производства 3)Освоение нового рынка сбыта 4)Получение нового источника сырья или полуфабрикатов 5)Проведение реорганизации рын стр-ры (обеспечение монопольного положения предприятия или подрыв монопольного положения др предприятия). С появления кредита- разделение с собственником. «АО»- владение/ управление, ответственность.

Именно в этих условиях особую роль играют предприниматели. Он не просто соединяет ресурсы, а проявляет инициативу, соединяя их по-новому. Он не просто руководит, а принимает неординарные решения по управлению фирмой. Он внедряет инновации и несет ответственность за экономический риск. S предпринимательства- частное лицо. S коллективного предпринимательства – “АО”, арендные кооперативы, кооперативы. Объект предпринимательства- осуществление наиболее эффективной комбинации факторов пр-ва с целью максимизации дохода. Главное условие для предпринимательства как для метода хозяйствования- 1)свобода выбора вида деятельности. 2)ответственность за принимаемые решения 3)ориентация на достижение коммерческого успеха

Неопределенность рынка с одной стороны и монополизация с другой и порождают экономическую прибыль.

Особенности: 1) никогда не рисуют графики на них 2)Комбинируют они 3)нарушают равновесие на рынке

Причины появления дополнительного дохода: 1)Вознаграждение за принятие предпринимателем риска, связанного с неопределенностью, присущей развитию рыночной экономики. Одни риски (стихия, пожар) можно застраховать, но те, которые порождаются стихийными изменениями спроса и предложения – нет – нестрахуемые риски – всегда. 2) Вознаграждение за инновации. Новые технологии, освоение науки и т. п. Стимул – снижение издержек производства. Здесь тоже риск – не знаем, принесут ли прибыль инновации или нет. 3) Обладание монопольной власти на рынке. Снижается степень неопределенности => можно регулировать цены без особого риска (изменение предложения).

 

Вопрос №31. Рынок как саморегулирующийся механизм Парето-эффективное распределнеие.

Рынок- самоР с-ма. В условиях гибких чен он выравнивает сам себя. Это наиболее дешевый способ f(x) Э, передачи info, ТА-ИЗ ниже. Он с мах точностью и мин изд отв на 3 вопроса Э. За редкими искл. рын Э не знает таких феноменов, как очереди, дефицит. Стремится исп все ресурсы наиболее эффективно, легко проводится модернизация пр-ва. (!!Сравнение!!). Вознаграждение тех, кто работает. Пр-во не ради него, а ради денег. У рынка есть и противоречия, недостатки, он стабилен, но не статичен. Равновесие через смещение, поиск. В центре рын Э конк, но все пр-тели пытаются освободиться от жестких рвмок, установленных ею, укрупнение пр-телей, усиление одних/ уничтожение других- все это ведет к моноп.

П-Э распределение- то, при кот незя улучшить положение 1 члена об-ва, не ухудшив при этом положения др. См. кривую пр-нных возм. П-Э –полная задействованность товаров, отсутствие потерь.

 

Вопрос №32. Провалы или фиаско рынка. Внешние эффекты и рынок.

П или Ф рынка- рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы, рыночная цена не отражает всей инфо либо неточна.

Внешние эффекты (экстерналии)- ситуация, когда выгоды или издержки падают на третьих лиц. Это издержки или выгоды, связанные с пр-вом или потреблением, но выпадающие на долю 3-их лиц, они не находят на рынке адекватной рыночной оценки, не отражаются в цене блага. Загрязнение окр. среды, аэродром, дерево(тень у меня)- отрицательные экстерналии. Затраты пр-теля меньше полных. Положительные Э- клумба цветов. В случае этих эффектов цена неверна, она не отражает всех издержек(ПЭ-завышена, ОЭ-занижена). Если ПС специфицированы, Э нет

 

Вопрос №33. Теорема Коуза.

Статья «Проблемы соц издержек» 1960

Кто имеет право: фермеры на чистый воздух или фабрика на его загрязнение? Прав тот, кто сможет извлечь из него больше выгоды. Рынку надо, чтобы хоть кто-то владел им. Право= пучок прав для продажи.

При четком определении ПС и низких ТА-ИЗ переговоров Э могут быть интернализированы(из внешних во внутренние). Владельцы азродрома платят арендную плату. Развитие Тн Коуза- создание рынка прав загрязнения.

Выводы: 1)внешние эффекты носят обоюдный хар-р, надо отв на вопрос не кто виноват, а как минимизировать обоюдные издержки. 2)Э смысл ПС- превращение 3)оправдание рынка в провалах. 4)Гос. регулирование- не всегда лучший выход. 5)механизм образования рынка- он заработает, когда будут специфицированы права собственности.

 

Вопрос №34: Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования. Предоставление общественных благ(ОБ) государством и проблема безбилетника

Рынок не всегда способен решать все задачи; фиаско рынка – когда рыночн мех-зм не может эффективно распределить ресурсы => гос регулир: пр-во ОБ, мин-ия ОЭ и поощрение ПЭ, пресечение асимметричной инфо, защита конкури, сглаживание макроэкономических колебаний, роль– правовой надзор. Гос-во как институт минимизирует ТА издержки.

Рынок не создает ОБ. Свойства благ: несоперничество(НСП) (если еще 1 чел будет исп-вать благо, его меньше не станет) и неисключаемость(НСК) (пользуется и тот кто не платил). ОБ: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и тд

Различают чистые общественные блага и смешанные обще­ственные блага. Чистые общественные блага обладают НСП/НСК (национальная оборона). У смешанных ОБ одно или оба свойств могут быть выражены слабее (автодороги, парк).

Проблема «безбилетника», те уклонение чела от участия в финансировании пр-ва ОБ. ТА издержки слежения велики => налог для всех благ «Дилемма заключенного» незя орг-вать пр-во ОБ на рынке. Гос-во пр-дит блага, кот рынок не хочет пр-ть.


Вопрос №35: ВВП. Различия между ВВП и ВНП. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор. Важнейшие статьи ВВП по использованию

ВВП и ВНП ВВП- совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции, пр-нной за год. ВНП- доходы всех резидентов в стране и вне ее. ВВП+(поступления от факторов пр-ва из-за границы – факторные доходы, поученные зарубежными инвесторами в стране)= ВНП

ЭТн и статистика для измерен объема нац про-ва используют в тч валовой внутр продукт (ВВП). При расчете ВВП используют 3 осн метода:

1.Метод добавленной стоимости. ВВП - это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. На территории государства. Конечные – чтобы не было повторного счета (мука). Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимос­ти - это рыноч­ная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков. Для определения ВВП – суммировать ДС.

2.Метод расчета ВВП по расходам. Сложить расходы людей на конечные товары и услуги. Суммируются следующие ве­личины: Потребительские расходы населения (С) + Валовые частные инвестиции в национальную экономику (/) + Гос закупки товаров и услуг (G) + 4. Чистый экспорт (NX) те. разность между экспор­том и импортом данной страны. ВВП=C+Ig +G+NX, где Валовые частные инвестиции (/g) – сумма чистых инвестиций (прирост запаса капитальных благ длительного пользования, т. е. зданий и сооружений, машин и оборудова­ния, товарно-материальных запасов, а не акции и облигации) и амортизации в течение года. Государственные закупки товаров и услуг (G) – оплата за приобретение товаров и услуг тем, кто работает в государственном секторе.

3.Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод) Доходы субъектов как резидентов, так и не резидентов + налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.012 с.)