Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигополистическая(О-ая) структура рынка

Поиск

О – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой. Дуополия.

В Э стран с развитым рынком преобладает именно о-ий тип пр-ва, что особенно характерно для обрабатывающей промышленности. Либо весь рынок поделен между несколькими производителями, либо часть рынка делят крупные фирмы, а остальное рыночное пространство занимает множество мелких производителей (монополистических конкурентов).

Концентрация производства в различных отраслях неодинакова. Чем меньше прл-ей делят рынок между собой, тем выше степень моноп власти в отр-ле.

Для прогнозировани монополист поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля. Показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли: Н = S12+S22+…+S32, где Н – индекс Герфиндаля; S – доли фирм на рынке, кот суммируются в порядке убывания и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка. Индекс реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли [100;10000]. 1600 – Ол-лия

Конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т. п.

От чего зависит количество олигополистов на рынке?: 1)Технолог, кот определ мин масштаб пр-ва. Если технология производства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба (то есть постепенное снижение долгосрочных средних издержек по мере наращивания выпуска) сохраняется при гораздо большем объеме выпуска, чем в условиях конкурентного производства, но все же меньшем, чем в условиях монопол, то эта отрасль О-ая. Спрос на продукцию данной отрасли смогут удовлетворить несколько фирм совместно. При такой технология продукция большого числа мелких фирм была бы слишком дорогой и убыточной. Размер мелкой фирмы не позволит использовать эффект масштаба и понизить средние издержки до уровня, приносящего прибыль. В то же время, может быть неэффективным и слишком малое количество крупных фирм в отрасли. Для удовлетворения общего спроса они должны будут расширить объем производства за пределы оптимального. В результате крупные фирмы столкнутся с отрицательным эффектом масштаба (когда расширения выпуска повысит средние издержки), что также приведет к убыткам. Эффект масштаба является естественным барьером для вступления в отрасль. 2)Патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу.

Поведенческие барьеры. Олигополисты могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены и т. д.


Вопрос №18: Олигополистическое ценообразование. Неценовая конкуренция

При олигополии фирмы в отрасли зависят друг от друга. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами. Например, если ФО произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников О рынка. Если наоборот, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью.

Аналогичные ситуации исследуются в теории игр. Поведение участников команды, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться, называется кооперативным. Наиболее простая матричная модель (платежная матрица), с помощью которой исследуются некооперативное поведение, называется «дилеммой заключенного». В данной ситуации Парето-эффективное решение максимизирует полезность обеих сторон. Равновесие по Нэшу – ни один из игроков не может увеличить свой выигрыш, в одностороннем порядке меняя свое решение, другими словами равновесие по Нэшу – это ситуация, когда стратегия каждого из игроков является наилучшей реакцией на действия другого игрока. Подобная ситуация и на рынке олигополии. Допустим, рынок разделен на «Венеру» и «Аполлон»; они могут сговориться, выпускать поменьше с ценами побольше и получать максимум прибыли – по 100 рублей., но ведь они прежде всего конкуренты и у каждой есть искушение нарушить негласный договор: вопреки ожиданиям соперника понизить цены и захватить часть его рынка, сорвав еще большую прибыль в 130 рублей, тогда прибыль соперника сократится до 10 рублей. Пытаясь обойти соперника, каждый игрок выберет низкие цены, и обе фирмы получат прибыль по 70 рублей вместо вожделенных 130.

Устойчивость равновесия сохраняется до тех пор, пока у олигополистов не появится стимулов к изменению выпуска.

«Ломаная кривая». Конкуренты не реагируют, когда цена опускается ниже текущей и наоборот.

Вопрос №19: Виды контрактов. Фирма как неполный контракт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.177 (0.007 с.)