Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проу (производство, распределение, обмен, употребление)

Поиск

Экономическая теория

Определение.

Экономическая теория -это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми

- наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов (труд, земля, финансовые, технические)

- наука об использовании различных ресурсов (товары) и распределение их между членами общества

- наука о повседневной деловой жизни людей. Излечение средств существования и использования этих средств

- наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области определения

- наука о богатстве (до Смита)

- наука о денежном или рыночном хоз-ве (Смит)

- наука об изучении закономерностей выбора р.р. (Роббинс)

- наука об Э поведении людей

Что изучает.

1. Она рассматривает вопросы, касающиеся лично каждого человека (например:? товаров на 1 рубль)

2. Она рассматривает вопросы политического характера, решение которых касается каждого человека. Теория изучает вопросы торгово-промышленного предпринимательства. Теория изучает проблемы, стоящие перед обществом и нации в целом. Теорию нужно изучать для того, чтобы уметь ориентироваться в социальной и экономической обстановке.

Основные проблемы экономики

Эти вопросы существовали всегда. Их сформулировал американец Самуэльсон.

ЧТО? Проблема выбора.

КАК? Проблема выбора технологии.

ДЛЯ КОГО? Вопрос распределения.

КОГДА? Выбор во времени. Меньше – колбасы, но больше – станков для колбас, чтобы потом больше колбасы. Вкладывание денег во имя будущего.

ПРОУ (производство, распределение, обмен, употребление)

Стадии создания: ВВП: ПОРУ.

В РЭ главная цель – прибыль; сигнал для фирм – цены на рынке.

Обмен товарами нужен для того, чтобы удовлетворить друг друга. Спекулянты способствуют удовлетворению населения, уравниванию цен. Богато то общество, которое удовлетворяет потребности. Раньше старейшины, Госплан распределяли, а при РЭ – спрос. Распределение = размещение ресурсов (аллокация).

Ограниченность и проблема выбора в экономике.

Редкость = ограниченность = дефицит à Блага используются по-разному => проблема редкости связана с альтернативой. Редкость предопределяет выбор использования ресурсов.

Выбор: - индивидуальный\коллективный

Проблемы экономики.

Поскольку все факторы производства ограничены, общество вынуждено постоянно искать выгодные комбинации, соединения. Экономисты исследуют 2 главных вопроса: что производить, как производить, для кого производить.

Проблема выбора.

1. ПВ – последствие ограниченности ресурсов

2. Выбор возможен, если есть из чего выбирать, то есть несколько возможных вариантов

3. В процессе выбора анализируются варианты и выбирается наилучший, а остальными мы жертвуем. Соответственно – наилучший из вариантов – альтернативная возможность

4. Вероятность выбора данного варианта растет, чем больше выгода.

5. Любая экономическая ценность является одновременно альтернативной ценностью.

6. В процессе экономического выбора, общество старается удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами, то есть мы экономизируем

Выбор и альтернативная стоимость

Альтернативная стоимость – польза или выгода, которую мы получили бы от самого лучшего из невыбранных вариантов.

Человек всегда сталкивается с ограниченностью и выбором, поэтому мы выбираем самое лучшее, а что осталось на 2-м месте – альтернативная стоимость.

Пример: У нас выбор: лыжи (прогулка), музей или подготовка к контрольной; если наши предпочтения – №1 – лыжи, 2 – музей, 3 – контрольная, то мы выберем прогулку и заплатим за наш выбор тем, что не пошли в музей, причем подготовку нельзя считать альтернативной стоимостью, так как она идет 2, а не 2 по выбору.

 

Вопрос №2: Рациональное экономическое поведение. Полная, ограниченная и органическая рациональность. Модели человека в экономической теории

Рациональное поведение человека – стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. Полная рациональность предполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Ограниченная рациональность (Саймонс 60гг- максимация прибыли за счет традиций) означает, что человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации. В случае органической рациональности человек более всего следует формальным и неформальным правилам поведения. Рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами, либо традициями. Гипотеза органической рациональности предполагает, что взаимодействие людей рационализируется формальными и неформальными, например, моральными правилами поведения.

Модели человека в экономической системе. Беккер*

Модель человека включает в себя основные параметры, характеризующие индивидов, и прежде всего мотивы экономической активности, ее цели, а также особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, используемых им для достижения поставленных целей.

1. Homo economicus. Рациональный максимизатор. Знает все об имеющихся ресурсах. Калькулирующие способности. Осознает предпочтения. Стремление сдерживать затраты при максимальной выгоде. Поведение Предпочтение ожидание намерение. НО!!! Ни один одаренный человек де факто не обладает полной информацией. Полная информация требует затрат

Ограниченная рациональность.

3. Социально-индивидуальный человек. Реализация не стоко материальных, скоко духовных потребностей, удовлетворенность от процесса труда, значительная информированность о мире, потр. в свободе самовыражения, связи с др. людьми. Демокр плюралист об-во

Homo soveticus. Раздвоенность целевой функции: труд на гос-во (уравниловка)1/ собственное благосостояние2 (минимизация трудовых затрат, иждивенческие настроения).


Вопрос №3: Закон редкости и необходимость технологического выбора. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость, или издержки упущенных возможностей

Ограниченность и проблема выбора в экономике.

Редкость = ограниченность = дефицит à Блага используются по-разному => проблема редкости связана с альтернативой. Редкость предопределяет выбор использования ресурсов.

Выбор: - индивидуальный\коллективный

Проблемы экономики.

Поскольку все факторы производства ограничены, общество вынуждено постоянно искать выгодные комбинации, соединения. Экономисты исследуют 2 главных вопроса: что производить, как производить, для кого производить.

Проблема выбора.

7. ПВ – последствие ограниченности ресурсов

8. Выбор возможен, если есть из чего выбирать, то есть несколько возможных вариантов

9. В процессе выбора анализируются варианты и выбирается наилучший, а остальными мы жертвуем. Соответственно – наилучший из вариантов – альтернативная возможность

10. Вероятность выбора данного варианта растет, чем больше выгода.

11. Любая экономическая ценность является одновременно альтернативной ценностью.

12. В процессе экономического выбора, общество старается удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами, то есть мы экономизируем

Выбор и альтернативная стоимость

Альтернативная стоимость – польза или выгода, которую мы получили бы от самого лучшего из невыбранных вариантов.

Человек всегда сталкивается с ограниченностью и выбором, поэтому мы выбираем самое лучшее, а что осталось на 2-м месте – альтернативная стоимость.

Пример: У нас выбор: лыжи (прогулка), музей или подготовка к контрольной; если наши предпочтения – №1 – лыжи, 2 – музей, 3 – контрольная, то мы выберем прогулку и заплатим за наш выбор тем, что не пошли в музей, причем подготовку нельзя считать альтернативной стоимостью, так как она идет 2, а не 2 по выбору.

Равновесие.

Если равновесие нарушается случайно (стихия), то рынок исправит его со временем (важнейшая идея классической и неоклассической школ).

 

Вопрос №10: Равновесие на рынке. Равновесная цена

Равновесная рыночная цена

Надо совместить кривые спроса и предложения.

Цена 8(много) – купят мало, цена 2 – дефицит. Больше издержек – уйдут.

Цена 4 => каждый, кто хочет купить картофель по такой цене его купит, а каждый продавец – продаст => ни избытка, ни дефицита. - Равновесная цена – цена, при которой величина спроса равняется величине предложения.

Но достижение РЦ не означает, что каждый сможет купить (бомж) или продать (издержки > цена). Прост РЦ более устойчивая и может держаться до тех пор, пока не сдвинутся кривые спроса и предложения.

Вопрос №11: Основные типы рыночных структур: понятие совершенной и несовершенной конкуренции

Эластичность спроса

Эластичность – изменение одной переменной величины в ответ на изменение другой, взятое по модулю, выраженное в процентном отношении.

ЭС – изменение количества спроса, отнесенное к % изменению количества цены.

ЭС – показатель, измеряющий, насколько изменения цены товара влияют на величину спроса на него. ЭС равна отношению процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению цены этого товара.

С ЭС – то, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены. Показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения цены на один процент.

Приблизительное значение этого параметра можно вычислить по формуле:

E = D q: D p

q p

Е = 1 – одинаковое изменение. Е > 1 спрос меняется больше, эластичен. Е < 1, наоборот.

Товары с эластичным спросом:

1. Предметы роскоши (шампанское, драгоценности, деликатесы)

2. Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор)

3. Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом:

1. Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество, телефон)

2. Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка)

3. Труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на интересный концерт)

С эластичностью спроса сталкивается каждая фирма, которая собирается изменить цену. Пример: владелец кафе решает изменить цену на кофе; ответ на этот вопрос зависит от эластичности спроса на кофе в этом кафе; если это кафе – единственное в округе, то спрос неэластичен и умеренное повышение цены поведет к относительно меньшему падению величины спроса на кофе и окажется экономически оправданным, то есть владелец кафе выиграет на повышении цены больше, чем он потеряет на сокращении величины спроса, - его выручка возрастет (p2q2>p1q1, где p1 и q1 – цена и величина спроса до удорожания, а p2, q2 – после удорожания). è если фирма повышает цену на товар, то ей хочется, чтобы спрос на него был как можно менее эластичным; для этого ему надо сделать так, чтобы покупатель не мог обходиться без этого товара, то есть воспитывать преданность изделиям этой фирмы, ее торговой марке. Но если фирма хочет выиграть на снижении цены, то нужна эластичность спроса.

Эластичность предложения

Эластичность предложения – показатель, измеряющий, насколько изменения цены товара влияют на величину его предложения. Эластичность предложения равна отношению процентного изменения величины предложения товара к процентному изменению его цены.

Пример эластичности предложения: Власти привлечь на работу дворников => >з/п на 100р. => много пенсионеры пойдут работать, пожертвовав досугом, которого и так много.

Пример неэластичности предложения: Власти за те же 100 привлечь врачей в местную больницу, не получиться, тк. издержки будут слишком высоки и не окупятся. Врачи не захотят ее менять, другие не переквалифицироваться и изучить медицину для того, чтобы занять место врача в городской больнице.

Вопрос №13: Разновидности издержек фирмы

Издержки фирм

Затраты на производство зависят от объема производства; а поскольку определяющим для рост производительности труда является снижение затрат на производство, рассмотрим механизм их формирования подробнее.

Затраты фирмы на производство: постоянные и переменные.

Альтернативные издержки – альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их прим е нения.

Постоянные издержки (FC) (накладные или фиксированные) – расходы, величина которых не зависит от объема производства: рента, налог на недвижимость, проценты по займам, административные расходы.

Переменные издержки (VC) фирмы прямо зависят от объема производства – расходы на энергию, сырье, сдельная плата труда.

Сумма постоянных и переменных образует совокупные издержки производства.

Средние постоянные издержки уменьшаются (на единицу товара) по мере увеличения объема производства.

По мере роста объема производства переменные издержки сначала уменьшаются, а потом увеличиваются под действием закона убывающей отдачи. И когда издержки = прибыли, то дальше наращивать производство экономически бессмысленно.

Допустим, что валовая выручка = 400 рублей.

Бухгалтерские издержки = 400 – 320 = 80 рублей.

Неявные издержки = упущенная заработная плата = 60 р.

= упущенный процент = 20 рублей

Экономические издержки = 60 + 20 + 320 = 400 рублей

Экономическая прибыль = 400 – 400 = 0 рублей

Сырье100 /// Свет100 /// З/п120 /// Все320

Экономическая прибыль – разница между валовой выручкой и экономическими издержками

Валовые издержки (TC) – сумма постоянных и переменных издержек при каждом конкурентном уровне производства.

Удельные издержки (АС) – издержки на единицу продукции. АС = ТС:Q

Предельные издержки – разница междуTCn – TCn-1

 

Вопрос №14: Условие равновесия фирмы на конкурентном рынке.

Равновесие фирмы. MR1(предельный доход)\= MC2(предельные издержки)=P =AC(средние издержки). Соверш конк. MR=MN<AC<P. Несов. конк MC

Каждая доп. единица товара увеличивает пред. издержки и пр. доход

MR D


Вопрос №15: Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Проблема «мертвого убытка» (чистые потери от несовершенной конкуренции)

Поведение на рынке фирмы-монополиста будет также определяться динамикой предельного дохода и предельных издержек. Потому что каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно – к валовым издержкам. Эти некие величины – предельный доход и предельные издержки. Фирма должна все время сопоставлять эти две величины. Пока разность между MR и MC положительна, фирма расширяет свое производство.

Прибыль – разница между валовым доходом и издержками.

Если MR=MC, то объем прибыли будет максимальным.

(MC=MR)<AC<P. Макс. прибыли можно опр, сравнивая TR и TC при различных объемах выпуска продукции; тот же результат получится, если сравнивать MR и MC. Макс. различия между TR и TC (максимум прибыли) будет наблюдаться при равенстве MR и MC. Оба метода определения максимума прибыли равноценны и дают одинаковый результат.

Монополист, стремящийся максимизировать прибыль всегда действует на эластичном участке кривой спроса, поскольку только при коэффициенте эластичности, большем единицы (Е>1), предельный доход положителен.

Индекс Лернера: L = (P – MC)/P.

Особенности рынка труда

На рынке труда продается и покупается не труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов. Форма - найм на определенных условиях (рабочий день, условия труда, ЗП). На период найма работодатель покупает право на использование услуг труда.

Спрос является производным.

Особенности рынка: 1) Большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя 2)Большая роль неденежных факторов – сложность и престижность работы, условия труда и т. д. 3)Воздействие институциональных структур – профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие 4) воздействие спроса на производимые товары на спрос на труд их производящий.

Важно соотношение станков и ткачих 3:1 1:3 – предельный пр-т и з/п, оси – предельный пр-т в денежном выражении(MRP) и труд(L). Ответ MRC(предельные издержки ресурса в денежном выпажении)=MRP

Равновесие на рынке труда

Все, согласны платить ЗП w, находят на рынке необходимое количество труда. Полностью трудоустроены и все работники, готовые предложить свои услуги при ЗП w. Поэтому точка Е опр-ет положение полной занятости.

При совпадении спроса и предложения труда ЗП выступает как цена равновесия на рынке труда. Повышение ЗП – нехватка мест для всех. Снижение – ЗП – нехватка работников.

Размер ЗП зависит от качества труда, квалификации и проф. подготовки, влияющих на размер предельного продукта труда. Высокие ЗП в развитых странах – труд требует больших затрат на обучение. Размер ЗП для профессий, не требующих спец. подготовки, как правило, ниже, а эластичность предложения трудовых услуг – выше. Для рынка труда характерно наличие неконкурирующих друг с другом групп работников.

ЗП должна стимулировать выполнение менее приятных работ. Дифференциация в ЗП, которая вызывается необходимостью компенсировать нематериальные различия в характере самого труда, называется уравнивающими, или компенсационными (компенсирующими), различиями. Поэтому более высокие ЗП: химическая промышленность, металлургия и т. д. Более того, одинаковые услуги труда могут по-разному оцениваться в завис. от условий, в кот. протекает трудовой процесс => выше ЗП у бурильщиков вечной мерзлоты, а не юга.

Чел-кий капитал –мера воплощенной в челке способности приносить доход.


Вопрос №26: Капитал и услуги капитала. Понятие рынка услуг капитала, рынка заемных средств и рынка капитальных благ

Капитал и услуги капитала. (К) на рынке факторов пр-ва(РФП)- физический К, или производственные фонды. Последние можно назвать капитальными благами. Можно говорить о капитале в широком смысле слова. К в широком смысле – ценность, проносящая доход.

Различие между категориями запаса и потока. К как запас –накопленные блага пр-ного назначения на t. Инвестиции - поток, благодаря которому приумножается запас К-ных благ (оборудование, станки, машины) за t. Инвестиции: 1.Жилые здания 2Машины, оборудование 3Товарно-материальн. запасы.

Капитал -запас, услуги- поток. Ценность станка- К-ный запас, его услуги- поток.

Незя смешивать цену К-ных благ (цену станков, машин и т. д.) и цену услуг К (денежных единиц за количество машино-часов), кот. называется арендной платой или рентной оценкой. Существуют 3 сегмента рынка капитала: 1) рынок капитальных благ (покупка и продажа пр-ных фондов); 2) рынок услуг каптала (эти фонды могут быть сданы напрокат за определенную плату). Для покупки и продажи капитальных благ субъектам требуются денежные средства. 3) рынок заемных средств, или ссудного капитала. Доход, порождаемый ссудным капиталом, называется процентом.

Различают основной(1) и оборотный(2) К. (1) в физической форме- здания, машины, сооружения- К-ные блага длительного пользования, кот теряют ценность по мере износа за несколько пр-ных циклов. (2) теряет ценность за 1 пр-ный цикл -сырье, запасами готовой продукции и тп.

Новая Э-кая категория – амортизация. А– обесценение (1) в результате его износа. Для возмещения используется фонд А, куда поступают денежные средства после продажи пр-ции. Норма амортизации– отн. ежегодной суммы А-ных отчислений к стоимости К-ного блага, выражен. в %ах.

Физический К(3) связан с понятием окольных, или косвенных методов пр-ва, кот. связаны с временн ы м лагом. Те., для создания К-ного блага требуется время. Пример с Робинзоном, Пятницей, рыбой в месяц.

Пр-ностью обладает не токо труд, но и К, тк. при его помощи можно получить большее кол-во пр-ции. Труд и земля созданы вне Э-ской системы, а К-ные блага -фактор, пр-мый самой Э-ской системой.

Чистая пр-ть К -выраженная в процентах доходность К, или норма дохода на К. Чистую производительность К, выраженную в процентах, еще называют «естественной» нормой процента.

 

Вопрос №27: Процент как равновесная цена на рынке заемных средств. Ставка процента (номинальная и реальная). Понятие дисконтирования

S предложения К – ДХ, - делают займы для закупки К фирмами для реализации этого займа и прибыли. Кривая предложения / + наклон, это– предложение сбережений ДХ.

Почему? 1. Межвременной выбор и фактор времени. Выбор между текущим и будущим потреблением денежн дохода ДХ. ДХ рассчитывает на поток доходов в будущем. % -платой за то, что владелец заемных средств предоставляет др субъектам возможность сегодняшнего, исп. К. Сегодняшние блага ценят >, чем будущие. Временное предпочтение –склонность оценивать текущее потребление или доход выше, чем потом. Это – фундаментальная черта чела. Процент –цена отказа от сегодняшнего потребления благ.

Временное предпочтение можно выразить м в относительных величинах и мы получим норму временного предпочтения. Она может быть -, + или 0.

Номинальная ставка %– текущая рыночн ставка без инфл.

Реальная ставка % – это ном ставка минус ожидаемые темпов инфл. Эффект Фишера: номин ставка % изменяется так, чтобыреальн ставка неизменна. r=i+пe. реаль= ном-темп инфл

Дисконтирование(будущих доходов) – спец прием соизмерен текущей и будущей ценности денежных сумм. Категория Д связана с фактором времени и ролью, кот играет t при опред категории %. Необходимо сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих доходов. Дисконтирование – процедура, обратная начислению сложных процентов. FV= сегодняшняя ценость PV= будущая ценность, (1+r) в степени кол-ва лет= ставка дисконта. PV=FV/(1+r) в степени n.

 

Вопрос №28: Спрос и предложение на рынке земельных ресурсов. Неэластичность предложения услуг Å.

Вопрос №29: Земельная рента. Равновесие на рынке земельных ресурсов. Цена Å как дисконтированная ценность.

Åвладение – признание П на опр участок Å на исторически сложившихся основаниях. Åпользование – это пользование Å в устан. обычаем или законом порядке.

Особенности: 1) Ограниченность предложения Å 2)Недвижимый характер 3) З-н убывающей отдачи. Каждое приращение вкладываемых капитала и труда дает проп-но меньшую отдачу (после достижения макс. уровня отдачи и при несовпадении с усовершенствован. агротехники.) Причина- ограничен.

Å рента как факторный доход может быть рассмотрена на основе концепции предельных продуктов. Именно они определяют вклад и вознаграждение каждого из факторов производства. Когда размер ЗП = предельному продукту – точка равновесия Земельная рента из-за неэластичного предложения определяется спросом.

Экономическая рента –доход от к-л фактора пр-ва, предложение которого неэластично.Чернозем, нефть и т. п. Если кривая предложения + - альтернативные издержки, а если вертикальная, то АИ = 0. При неэластичном предложении услуг Å ЗР определяется спросом на услуги. Спрос – производный.

Дифференциальная ЗР – доход, полученный в результате использования ресурсов с неэластичным предложением и более высокой производительностью в ситуации ранжирования этих ресурсов. Плодородие, например.

Покупатель стремится приобрести Å не ради почвы, а ради ренты, того постоянного дохода. Цена зависит от 1Размеров ЗР 2. Ставки ссудного процента. Покупается право на получение регулярного дохода в течение неопределенного долгого периода времени. Он может – банк или Å (ссуда и рента) => цена – это дисконтированная ценность.

 


Вопрос №30: Специфика предпринимательства как фактора производства

Специфика рассматривается в динамичной Э, где существует неопределенность на рынке.

Кантильон- первый внес его в Этн- покупает-продает по неизвестной цене- риск, Смит- тоже собственник рисковых проектов. Зомбарт- завоеватель, организатор, торговец. Шумпетер выделяет случаи Э-ского развития: 1)Изготовление нового, неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага 2)Внедрение нового метода производства 3)Освоение нового рынка сбыта 4)Получение нового источника сырья или полуфабрикатов 5)Проведение реорганизации рын стр-ры (обеспечение монопольного положения предприятия или подрыв монопольного положения др предприятия). С появления кредита- разделение с собственником. «АО»- владение/ управление, ответственность.

Именно в этих условиях особую роль играют предприниматели. Он не просто соединяет ресурсы, а проявляет инициативу, соединяя их по-новому. Он не просто руководит, а принимает неординарные решения по управлению фирмой. Он внедряет инновации и несет ответственность за экономический риск. S предпринимательства- частное лицо. S коллективного предпринимательства – “АО”, арендные кооперативы, кооперативы. Объект предпринимательства- осуществление наиболее эффективной комбинации факторов пр-ва с целью максимизации дохода. Главное условие для предпринимательства как для метода хозяйствования- 1)свобода выбора вида деятельности. 2)ответственность за принимаемые решения 3)ориентация на достижение коммерческого успеха

Неопределенность рынка с одной стороны и монополизация с другой и порождают экономическую прибыль.

Особенности: 1) никогда не рисуют графики на них 2)Комбинируют они 3)нарушают равновесие на рынке

Причины появления дополнительного дохода: 1)Вознаграждение за принятие предпринимателем риска, связанного с неопределенностью, присущей развитию рыночной экономики. Одни риски (стихия, пожар) можно застраховать, но те, которые порождаются стихийными изменениями спроса и предложения – нет – нестрахуемые риски – всегда. 2) Вознаграждение за инновации. Новые технологии, освоение науки и т. п. Стимул – снижение издержек производства. Здесь тоже риск – не знаем, принесут ли прибыль инновации или нет. 3) Обладание монопольной власти на рынке. Снижается степень неопределенности => можно регулировать цены без особого риска (изменение предложения).

 

Вопрос №31. Рынок как саморегулирующийся механизм Парето-эффективное распределнеие.

Рынок- самоР с-ма. В условиях гибких чен он выравнивает сам себя. Это наиболее дешевый способ f(x) Э, передачи info, ТА-ИЗ ниже. Он с мах точностью и мин изд отв на 3 вопроса Э. За редкими искл. рын Э не знает таких феноменов, как очереди, дефицит. Стремится исп все ресурсы наиболее эффективно, легко проводится модернизация пр-ва. (!!Сравнение!!). Вознаграждение тех, кто работает. Пр-во не ради него, а ради денег. У рынка есть и противоречия, недостатки, он стабилен, но не статичен. Равновесие через смещение, поиск. В центре рын Э конк, но все пр-тели пытаются освободиться от жестких рвмок, установленных ею, укрупнение пр-телей, усиление одних/ уничтожение других- все это ведет к моноп.

П-Э распределение- то, при кот незя улучшить положение 1 члена об-ва, не ухудшив при этом положения др. См. кривую пр-нных возм. П-Э –полная задействованность товаров, отсутствие потерь.

 

Вопрос №32. Провалы или фиаско рынка. Внешние эффекты и рынок.

П или Ф рынка- рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы, рыночная цена не отражает всей инфо либо неточна.

Внешние эффекты (экстерналии)- ситуация, когда выгоды или издержки падают на третьих лиц. Это издержки или выгоды, связанные с пр-вом или потреблением, но выпадающие на долю 3-их лиц, они не находят на рынке адекватной рыночной оценки, не отражаются в цене блага. Загрязнение окр. среды, аэродром, дерево(тень у меня)- отрицательные экстерналии. Затраты пр-теля меньше полных. Положительные Э- клумба цветов. В случае этих эффектов цена неверна, она не отражает всех издержек(ПЭ-завышена, ОЭ-занижена). Если ПС специфицированы, Э нет

 

Вопрос №33. Теорема Коуза.

Статья «Проблемы соц издержек» 1960

Кто имеет право: фермеры на чистый воздух или фабрика на его загрязнение? Прав тот, кто сможет извлечь из него больше выгоды. Рынку надо, чтобы хоть кто-то владел им. Право= пучок прав для продажи.

При четком определении ПС и низких ТА-ИЗ переговоров Э могут быть интернализированы(из внешних во внутренние). Владельцы азродрома платят арендную плату. Развитие Тн Коуза- создание рынка прав загрязнения.

Выводы: 1)внешние эффекты носят обоюдный хар-р, надо отв на вопрос не кто виноват, а как минимизировать обоюдные издержки. 2)Э смысл ПС- превращение 3)оправдание рынка в провалах. 4)Гос. регулирование- не всегда лучший выход. 5)механизм образования рынка- он заработает, когда будут специфицированы права собственности.

 

Вопрос №34: Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования. Предоставление общественных благ(ОБ) государством и проблема безбилетника

Рынок не всегда способен решать все задачи; фиаско рынка – когда рыночн мех-зм не может эффективно распределить ресурсы => гос регулир: пр-во ОБ, мин-ия ОЭ и поощрение ПЭ, пресечение асимметричной инфо, защита конкури, сглаживание макроэкономических колебаний, роль– правовой надзор. Гос-во как институт минимизирует ТА издержки.

Рынок не создает ОБ. Свойства благ: несоперничество(НСП) (если еще 1 чел будет исп-вать благо, его меньше не станет) и неисключаемость(НСК) (пользуется и тот кто не платил). ОБ: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и тд

Различают чистые общественные блага и смешанные обще­ственные блага. Чистые общественные блага обладают НСП/НСК (национальная оборона). У смешанных ОБ одно или оба свойств могут быть выражены слабее (автодороги, парк).

Проблема «безбилетника», те уклонение чела от участия в финансировании пр-ва ОБ. ТА издержки слежения велики => налог для всех благ «Дилемма заключенного» незя орг-вать пр-во ОБ на рынке. Гос-во пр-дит блага, кот рынок не хочет пр-ть.


Вопрос №35: ВВП. Различия между ВВП и ВНП. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор. Важнейшие статьи ВВП по использованию

ВВП и ВНП ВВП- совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции, пр-нной за год. ВНП- доходы всех резидентов в стране и вне ее. ВВП+(поступления от факторов пр-ва из-за границы – факторные доходы, поученные зарубежными инвесторами в стране)= ВНП

ЭТн и статистика для измерен объема нац про-ва используют в тч валовой внутр продукт (ВВП). При расчете ВВП используют 3 осн метода:

1.Метод добавленной стоимости. ВВП - это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. На территории государства. Конечные – чтобы не было повторного счета (мука). Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимос­ти - это рыноч­ная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков. Для определения ВВП – суммировать ДС.

2.Метод расчета ВВП по расходам. Сложить расходы людей на конечные товары и услуги. Суммируются следующие ве­личины: Потребительские расходы населения (С) + Валовые частные инвестиции в национальную экономику (/) + Гос закупки товаров и услуг (G) + 4. Чистый экспорт (NX) те. разность между экспор­том и импортом данной страны. ВВП=C+Ig +G+NX, где Валовые частные инвестиции (/g) – сумма чистых инвестиций (прирост запаса капитальных благ длительного пользования, т. е. зданий и сооружений, машин и оборудова­ния, товарно-материальных запасов, а не акции и облигации) и амортизации в течение года. Государственные закупки товаров и услуг (G) – оплата за приобретение товаров и услуг тем, кто работает в государственном секторе.

3.Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод) Доходы субъектов как резидентов, так и не резидентов + налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности.

Номинальный и реальный ВВП

Как исчислить ВВП? Если расчеты производить в текущих ценах, то может оказаться искаженным физический объем производства. Номинальный ВВП - это ВВП, подсчитанный в теку­щих ценах. PQ, где Р означает индекс цен, a Q - физический объем производства. Как определить физический объем производства: установить базисный год и рассчитать в его ценах произведенный в текущем году ВВП.

Реальный ВВП - это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года. Показатель ВВП в базисных ценах может за год возрастать меньше или боль­ше, чем ВВП в текущих ценах. И происходит это из-за изменения общего уровня цен в стране. Таким образом, для вычисления реального ВВП необ­ходимо использовать индекс цен.

Реальный ВВП = номинальный ВВП / дефлятор ВВП

Дефлятор = номинальный / реальный. Дефлятор измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса – дефляции, когда наблюдается снижение общего уровня цен в стране. Если величина индекса цен оказалась больше 1, то мы произвели дефлирование ВВП, т. е. элиминировали фактор инфляции. Если же индекс цен оказался меньше 1, то мы произвели инфлирование, т. е. очистили номи­нальный ВВП от влияния дефляции. Для России, например, дефлятор ВВП в 1996 г. по сравнению с 1990 г. составил 5929.

 

Вопрос №36 Теория общественн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.151 (0.019 с.)