Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция и ее роль в развитии товарного хозяйства

Поиск

Конкуренция - Это - борьба субъектов рыночных отношений за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров. Участниками конкуренции являются не только производители (продавцы) товаров, но и их покупатели.

Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Конкуренция или конкурентный рынок – это невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы изменяя количество товаров, повышать их цену и собственные доходы.

Монополия - это крупное предприятие или объединение предприятий, которое сосредоточило в своих руках значительную часть производства (сбыта) определенного товара и доминирует на рынке, то есть имеет возможность регулировать в своих интересах объем продаж и уровень цен, извлекать монопольно высокую прибыль.

На рынке различают:

-совершенную (свободную) конкуренцию;

-несовершенную конкуренцию (рынок несовершенной конкуренции предполагает: чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию).

Соотношение монополии и конкуренции

Экономическая теория выделяет четыре вида взаимодействия конкуренции и монополии.

1) Чистая конкуренция. означает наличие большого числа производите­лей, производящих однородную продукцию. Ни один из них не в состоянии контролировать уровень цен и объемы продаж товара.

2) Монополистическая конкуренция. Этот вид конкуренции означает на­личие большого числа производителей, производящих продукцию одного назначения, но разную по своей форме; причем каждый производитель обла­дает монополией на продукцию своей марки.

3) Олигополия. Это слово переводится на русский язык как "немного про­давцов". Олигополия означает наличие на рынке небольшого числа произво­дителей (от 2 до 6-10), которые производят продукцию одинакового назна­чения, в состоянии договориться между собой о разделе рынка и уровне цен.

4) Чистая монополия. В ряде отраслей современной экономики продук­ция производится всего одним предприятием. Это - водоснабжение, электро­энергетика, связь, железнодорожный транспорт и т.п. Чистый монополист в состоянии единолично регулировать рынок, руководствуясь максимумом прибыли. Как правило, он при этом занижает объем продаж и завышает це­ны. Поэтому многие чистые монополисты в развитых странах либо национа­лизированы, либо находятся под государственным контролем.

Особенности рыночного механизма в современном обществе

1. Высокая роль государства. Государство участвует в рыночных отношениях и регулирует их. Государство и поставщик ресурсов и услуг на рынок и покупатель. Определяет правила игры.

2. Высокий уровень монополизации в основных отраслях за исключением с/х.

3. Слияние национальных рынков в единый мировой рынок – глобализация. Мировой рынок – главный фактор, влияющий на состояние экономики любой страны, экономики стран взаимосвязываются.

Отличительные особенности рыночных отношений в современной Рос­сии заключаются в следующем:

1) Неотлаженность рыночной инфраструктуры

2) Низкая эффективность форм государственного регулирования эконо­мики,

3) Высокий уровень монополизма в большинстве отраслей экономики даже по сравнению с наиболее развитыми капиталистическими странами.

4) Несоответствием между реальными возможностями государственного финансирования и наличием широкой бюджетной сферы, унаследованной от социализма, содержание которой становится все более обременительным для государства.

5) Рыночные отношения в России функционируют в условиях углубляю­щегося экономического кризиса, который продолжается уже седьмой год и по своим масштабам не имеет себе равных в истории.

Указанные особенности неизбежно будут вести к следующим направле­ниям в развитии рыночных отношений:

- Дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры.

- Усиление государственного регулирования экономики при одновре­менном сокращении бюджетной сферы, расширении платности образования, здравоохранения, коммунальных услуг, снижении роли государства в соци­альном обеспечении и т. д.

- Повышение роли крупного капитала, финансовой олигархии в регули­ровании экономики, все большее подчинение деятельности государства их интересам.

-Обострение конкуренции между крупными финансово-промышленными группировками в борьбе за экономическое и политическое господство.

- Перекладывание основной тяжести по выходу экономики из кризиса на плечи трудящихся, что уже имеет место в виде невыплаты заработной платы, снижении ее покупательной способности, росте безработицы.

Основные концепции стоимости и цены товара.

Товар - это прежде всего продукт труда, произведенный для обмена. На основе товарного производства приобретают форму товаров, то есть становятся объектами обмена, купли-продажи, как уже говорилось, не только продукты труда, но и другие, самые разнообразные ценности – рабочая сила, земля, знания.

Товар обладает потребительной стоимостью, или полезностью, то есть способностью удовлетворять те или другие потребности людей. Кроме того, товар всегда обладает меновой стоимостью, то есть способностью обмениваться в определенной пропорции на другие товары.

В понимании сущности стоимости товара в современной науке сложились разные концепции, две основные из них – трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.

Теория предельной полезности о ценности товара

ТПП имеет длительную историю развития (Э. Кондильяк, Ж.-Б. Сэй, Ж. Дюпюи, Г. Госсен). Для единообразного обозначения побудительного мотива действий людей в теории предельной полезности был введен термин «полезность» (utility). Полезность рассматривалась как индивидуальная субъективная мера благ, используемых для удовлетворения потребностей. Считается, что индивид всегда может соизмерить полезность обмениваемых благ. Прирост полезности, доставляемый увеличением данного блага на единицу, называется предельной полезностью этого блага. Свойство предельной полезности таково, что при увеличении объема какого-либо блага его предельная полезность уменьшается, поскольку происходит насыщение потребности в этом благе.

Для начального периода становления неоклассической теории было характерно использование предпосылки об измеримости полезности (вначале – отдельных благ (аддитивная полезность), а затем – их наборов − общая полезность). Утверждение об измеримости полезности благ впоследствии получило название кардиналисткого подхода к пониманию полезности. Неоклассическая теория пришла к выводу о невозможности ее однозначного измерения (В. Парето, Дж. Хикс, Р. Аллен) и вместо категории «полезность» стала использовать термины «предпочтения» и «нормы замены». Такой подход к пониманию полезности стал называться ординалистским.

Неоклассическая теория в ее современных трактовках исходит из того, что цены товаров определяются в результате взаимодействия спроса и предложения товаров, которые, в свою очередь, формируются под воздействием предпочтений потребителей. Из анализа поведения потребителей выводится понятие цены спроса, вначале индивидуальной, а затем – рыночной. Цена спроса определяется как максимальное количество денег, по которой потребитель согласен купить то или иное количество товара и рассматривается как денежное выражение предельной полезности товара, или предельная выгода (marginal benefit).

Трудовая теория стоимости.

Трудовая теория стоимости является исторически первой концепцией стоимости. Качественно новым этапом в развитии трудовой теории стоимости явилось марксистское учение о стоимости.

В трудовой теории стоимости полезность вещей понимается как их объективная способность удовлетворять потребности людей.

ТТС установила, что в товарном производстве, на всех стадиях его развития, механизмом, обеспечивающим приведение производства в соответствие с общественными потребностями, является регулирование цен законом стоимости, согласно которому стоимость определяется рабочим временем, общественно необходимым для производства товара.

Стоимость товара выражает минимально необходимый уровень средних затрат труда на производство товара. Соответствие стоимости товара уровню минимальных средних затрат труда, необходимых для производства товара означает, что предельные затраты труда на производство товара в состоянии равновесия равняются средним затратам. Действие закона стоимости, таким образом, ведет к сближению средних и предельных затрат труда в производстве товаров.

Стоимость состоит в том, что заключенный в товарах общественный труд выражается в форме потребительной стоимости какого-либо товара, в развитой форме – в виде денег. Цена является денежным выражением стоимости товара (речь идет о продуктах труда), а величина стоимости определяется общественно необходимым трудом, заключенным в товаре. Цена как денежная форма выражения стоимости, согласно трудовой теории стоимости, качественно отличается от стоимости и может количественно совпадать с ней лишь случайно, отклоняясь от нее под воздействием различных рыночных факторов.

Одним из ключевых положений трудовой теории стоимости является вывод о двойственном характере труда, воплощенного в товаре. Он заключается в следующем.

Труд в товарном производстве выступает как конкретный труд и как абстрактный. Как конкретный труд, он создает потребительную стоимость товара; является трудом в конкретной форме, отличной от других видов труда; трудом определенной сложности и интенсивности; выполняющим конкретные операции; характеризуется индивидуальными затратами труда работника, его выполняющего. Его затраты могут быть измерены до обмена товара.

Как абстрактный, труд товаропроизводителя является прямой противоположностью конкретного труда. Это – труд, создающий стоимость товара; труд вообще, качественно однородный, сведенный к простому труду нормальной интенсивности, затрата человеческих сил безотносительно к конкретной форме трудовых операций. Это – труд, общественно необходимый для производства товара.

Закон стоимости является основным законом товарного производства. Эта роль проявляется в трех основных функциях закона стоимости:

1) Закон стоимости принуждает производителей приводить свое производство в соответствие с действительными потребностями общества.

2) Закон стоимости стимулирует производителей к экономии рабочего времени.

3) Закон стоимости обусловливает тенденцию к имущественной дифференциации товаропроизводителей, обогащению одних и разорению других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.192 (0.01 с.)