Раздел I. «Экономическая теория» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. «Экономическая теория»



Раздел I. «Экономическая теория»

Рыночный спрос и рыночное предложение. Формирование равновесной цены. Эластичность

Механизм функционирования рыночной экономики описывается с помощью понятий спрос и предложение.

Спрос – обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Спрос – выражение потребности в определенных благах. Однако спрос данного потребителя характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации. Потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя, называется платежеспособным спросом.

Связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар представляет закон спроса. Суть закона спроса – обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар: при прочих равных условиях чем выше цена тем меньше спрос и наоборот.

Це­на слу­жит са­мым важ­ным фактором ко­ли­че­ст­ва лю­бо­го по­ку­пае­мо­го про­дук­та, но су­ще­ст­ву­ют и дру­гие не­це­но­вые факторы:

1) изменения в денежных доходах населения;

2) изменения в структуре населения;

3) изменение цен на другие товары:

- взаимозаменяемые товары (товары-субституты). Если два товара взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость;

- взаимодополняемые товары (комплиментарные товары). Если два товара взаимодополняемы, между ценой и спросом существует обратная зависимость;

4) изменение потребительских предпочтений;

5) ожидания.

Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Предложение – обобщающий термин, характеризующий поведение продавцов товаров. Суть закона предложения - прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара: при прочих равных условиях – чем выше цена, тем больше товаров и услуг будет предложено на рынке и наоборот.

Легко заметить по­ложительную, или прямую, связь между ценой и количеством предлагаемого товара. С повышением цен соответственно возрастает и ве­личина предложения; со снижением цен сокра­щается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Предложение зависит и от неценовых факторов:

1) изменение цен на ресурсы;

2) изменение технологии;

3) изменение цен на другие товары;

4) ожидания;

5) количество продавцов;

6) налоги и дотации.

Эластичность предложения от цены есть процент­ное изменение предлагаемого количества в результате однопроцентного увеличения цены.

Виды кризисов.

По масштабам: общий (охватывает всю экономику) и отраслевой (охватывает отдельные отрасли: валютный, биржевой, кредитный, финансовый).

По регулярности: нерегулярные и регулярные (часто повторяющиеся).

По уровню спроса и предложения (кризисы недопроизводства и перепроизводства).

Джон Кейнс видел истоки кризиса в слабости рыночного механизма. Марксизм – в противоречиях капитализма и частнокапиталистической форме присвоения. В современной экономике выделяют внутренние причины экономических кризисов: несбалансированность спроса и предложения (перепроизводство или недопроизводство), развитие НТР, высокий уровень инфляции и безработицы, спекуляции с ценными бумагами, деятельность правительства. Внешние причины: социальные катаклизмы, войны, революции.

Экономическая депрессия – острейшая форма кризиса, при которой существует очень высокий уровень безработицы и почти полная остановка производства товаров и продуктов. Во время экономического кризиса и Великой депрессии в 1933 г. в США умерло от голода около 2 тыс. человек. Пути выхода из кризиса: поэтапное оздоровление экономики из собственных резервов и займов у иностранных государств: снижение инфляции и безработицы, повышение зарплат, укрепление национальной валюты и т.д.

В России из-за рекордных госрасходов 2008 года, роста тарифов естественных монополий, большой денежной массы и высокого потребительского спроса инфляция до самого последнего времени росла, несмотря на кризис.

Российское правительство в сложившейся ситуации посчитало приоритетом борьбу с инфляцией, рост которой, по его мнению, дестабилизирует ситуацию в экономике, и ростом объема плохих кредитов. Так что ставка рефинансирования российского ЦБ выросла до 13 %.

В результате с осени 2008 года российский частный бизнес столкнулся с теми же проблемами с кредитованием, что и европейские компании, только в большем масштабе. Уже к сентябрю 2008 года, когда российский рынок стали покидать западные инвесторы, а банки ощутили резкий дефицит ликвидности, стало ясно, что без господдержки частный бизнес не сможет справиться с надвигающимся кризисом.

В начале 2009 года были самые трудные месяцы экономического кризиса, когда снизились практически все экономические показатели. И наоборот — увеличивалась безработица, росли проценты по кредитам. Подчас они принимали просто запретительный характер. Ощущение тревоги и неопределенности охватило тогда очень многих. В России проводились аналогии и с дефолтом 1998 года, и даже с печальными событиями, шоками 1992 года. Ситуация действительно была очень сложной.

По итогам 2009 года сокращение российского ВВП было рекордным — 7,9 %. За тот же год промышленное производство снизилось на 10,8 %, экспортная цена на нефть — на 40 %, на газ — на 30 %, на чёрные металлы — на 43 %. Это основные статьи российского экспорта. Но если раньше внешние «шоки» надолго отбрасывали Россию назад, то к нынешнему кризису Россия оказалась готова гораздо лучше, чем прежде.

Таким образом, начиная с июля 2009 года, российская экономика всё более уверенно демонстрирует признаки восстановления. Рост ВВП России по итогам 2012 года составил 3,5%. В целом на 2013 год прогнозируется рост ВВП России на 3,6%.

Содержание и основные черты переходной экономики

Переходная экономика - это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, в результате которого радикально меняется вся система.

Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Понятие основа экономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает в себя прежде всего установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики. Зачастую к основе относят также присущий системе господствующий тип собственности и институтов, организующих ее функционирование. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

Во-вторых, свойством переходной экономики является ее многоукладность.

Экономический уклад - это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений (уклады), характеризующиеся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего функционирования и развития собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе господствующего типа координации и капиталистических форм собственности. Иное дело переходная экономика - многоукладность здесь присутствует как элемент основы. В переходной экономике существуют и старая, и новая основы и еще только формируется новая система связей. Так, в российской переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой наличествуют и другие типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и теневые, и т. д. Преодоление многоукладности в основе экономики - одна из целей переходной экономики.

В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует в силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, в которых участвуют новые экономические субъекты; происходит столкновение старых и новых экономических интересов. В силу этого тенденция к постоянному обострению экономических, социальных и политических отношений - внутреннее свойство переходных экономик. Все это требует создания особых способов поддержания стабильности и устранения экстремальных условий, способствующих нарушениям в экономике.

В-четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов. Это прежде всего следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов: известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тех субъектов экономики, которые оказались в трудном положении по не зависящим от них причинам.

Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной — социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача — заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

Содержанием переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов,конкуренция,рыночная инфраструктура др.

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой, она характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от «обычной» экономики той или другой ступени.

12. Структурные преобразования в переходной экономике

Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений и состояний экономики является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических моделей.

Переходная экономика - это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, в результате которого радикально меняется вся система.

Основные черты переходной экономики:

1) если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы;

2) свойством переходной экономики является ее многоукладность. Экономический уклад - это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений (уклады), характеризующиеся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего функционирования и развития собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе господствующего типа координации и капиталистических форм собственности. В переходной экономике существуют и старая, и новая основы и еще только формируется новая система связей;

3) переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует в силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, в которых участвуют новые экономические субъекты; происходит столкновение старых и новых экономических интересов;

4) относительная длительность преобразований в переходной экономике. Это следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов: известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тех субъектов экономики, которые оказались в трудном положении по не зависящим от них причинам.

Выделим 2 основных направления преобразований в переходной экономике:

1) формирование рыночной системы;

2) преобразование структуры народного хозяйства.

На первом этапе реформирования первоочередным направлением таких преобразований является создание основ рыночной системы или рыночной экономики. Это объясняется тем, что в переходной экономике решается задача не усовершенствования формы уже существовавшей рыночной экономики, а создания заново рыночной системы.

Следует отметить, что в социалистических странах существовали товарно-денежные отношения и их основные признаки: цены, прибыль, доходы, бюджет, налоги, финансовая и банковская системы и т.д.

Однако это не означало, что экономика была рыночной. Не было обособленного самостоятельного индивидуального воспроизводства в рыночном понимании. Предприятия работали не просто в условиях мягких бюджетных ограничений, но и в условиях отсутствия угрозы банкротства в случае неэффективной работы. Заработная плата, финансовые ресурсы формировались в рамках централизованного выделения ресурсов. Не было конкуренции между предприятиями. Банки являлись лишь посредниками между государством и бюджетополучателями, но не институтами, обслуживающими индивидуальный капитал и предпринимательство. Все это позволяет сказать, что рыночные отношения являлись формальными.

Рыночной экономики по существу не было, так как за товарно-денежными отношениями скрывались нерыночные по своей сути производство, распределение и потребление общественного продукта в рамках огосударствленной экономики.

Каждая экономическая система проходит стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление новой системы.

Вывод: Переходный период—это особый период в эволюции экономики, когда одна система сходит с исторической арены, а одновременно другая, новая, нарождается и утверждается. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие нарождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется. Это касается любой переходной экономики.

Для перехода к рыночной экономике необходимо перестроить производственно-технологическую структуру экономики, но это — не простое изменение соотношения ее различных отраслей и сфер, а техническое перевооружение, переход на качественно новый уровень производительных сил.

Раздел II. «Финансы»

 

Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федеральный бюджет, и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (территориальный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Организация бюджетной системы, или бюджетное устройство, осуществляется в Российской Федерации на основе принципов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ: единство; распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономичность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета.

Единообразная трактовка и классификация уровней и элементов бюджетной системы достигается благодаря бюджетной классификации.

Особенность бюджетов всех уровней — последовательное прохождение постоянно возобновляющихся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в установленном зако­ном порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение определен­ного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени. Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии:

1) составление бюджетов;

2) их рассмотрение;

3) утверждение.

Исполнение бюджетов — это четвертая стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов является составление и утвер­ждение отчетов об исполнении бюджетов.

Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ, однако главным актом, регулирующим порядок формирования и исполнения бюджетов на территории России, является БК РФ. Кроме того, этот порядок в определенной мере регулируется Законом «О Правительстве РФ», Регламентами обеих палат Федерального Собрания РФ и некоторыми другими правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне.

На основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.

Деятельность по формированию и исполнению бюджетов представляет собой бюджетный процесс, понятие которого дает­ся в БК. Бюджетный процесс — это регламентируемая законом деятельность органов государствен­ной и местной власти по составлению, рассмотрению, утвер­ждению и исполнению соответствующих бюджетов.

Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Рос­сийской Федерации от начала составления бюджетов до утвер­ждения отчетов об их исполнении занимает период более трех лет. Срок действия утвержденного бюджета называется бюд­жетным годом, в нашей стране он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характер­ные для бюджетного устройства РФ: единства, полноты, реаль­ности, гласности и самостоятельности.

Распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполни­тельной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов — к функциям органов представительной власти.

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойстве­нен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов — по целевому их направлению. Прин­цип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию — систематизированную группи­ровку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. С одной стороны, ее применение обеспе­чивает четкую организацию работы органов власти по форми­рованию и исполнению бюджетов всех уровней; упрощает осу­ществление контроля за своевременностью и полнотой поступ­ления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий; облегчает экономический анализ бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку она является юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения бюджетов.

Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и расходов уста­навливает конкретные рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюд­жетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Цели МБРР

· оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;

· содействие частным иностранным инвестициям;

· содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;

· сбор и публикация статистической информации.

МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

Международный валютный фонд — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

Официальные цели МВФ

· «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

· «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

· «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

· оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

· предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные функции МВФ

· содействие международному сотрудничеству в денежной политике

· расширение мировой торговли

· кредитование

· стабилизация денежных обменных курсов

· консультирование стран дебиторов

· разработка стандартов международной финансовой статистики

Важными источниками финансовых ресурсов для России являются целевые фонды и кредиты Международного валютного фонда (МВФ). Они используются для оказания финансовой поддержки интеграции России в мировую экономику.

Таким образом, финансы играют главную роль в международных экономических отношениях и представляют собой совокупность денежных отношений при формировании, распределении и использовании на общегосударственные нужды средств общественного производства и национального дохода, полученного от внешнеэкономической деятельности в иностранной и национальной валюте.

Теории денег и их эволюция.

Различают три основные теории денег:

1) металлическую;

2) номиналистическую;

3) количественную.

Металлическая теория денег возникла в Англии в период первоначального накопления капитала в XVI – XVII вв. Одним из основателей металлической теории был У.Стаффорд (1554- 1612). Для металлической теории денег было характерно отожествлять богатства общества с драгоценными металлами, которыми приписывалось монопольное выполнение всех функций денег. Сторонники этой теории не видели необходимости и закономерности замены полноценных денег бумажными, поэтому позднее они выступали против бумажных денег, не разменных на металл.

Номиналистическая теория денег. Англичане Дж. Беркли (1685 – 1753) и Дж. Стюард (1712 – 1780)) выдвинули два положения. Во-первых, деньги создаются государством, и, во-вторых, стоимость денег определяется их номиналом. Основной ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством. Тем самым они отрицают трудовую теорию стоимости и товарную природу денег. Дальнейшее развитие этой теории приходится на конец XIX- XX вв. Наиболее известным представителем номинализма был немецкий экономист Г.Кнапп (1842 – 1926). По его мнению, деньги имеют покупательную способность, которую придает им государство. Г. Кнапп основывал свою теорию не на полноценных монетах, а на бумажных деньгах. При анализе денежной массы он учитывал лишь государственные казначейские билеты (бумажные деньги) и разменные монеты, исключая из нее кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки). Положения номиналистической теории были применены в экономической политике Германии, которая широко использовала эмиссию денег в годы первой мировой войны. Период гиперинфляции в Германии в 20–х годах окончательно опроверг концепцию номинализма в теории денег.

Количественная теория денег. Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден (1530 – 1596). Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах англичан Д. Юма (1711 – 1776) и Дж. Милля (1773 – 1836), а также француза Ш. Монтескье (1689 – 1755). Д. Юм, пытаясь установить причинную и пропорциональную связь между приливом благородных металлов из Америки и ростом цен в XVI – XVII вв., выдвинул тезис: «Стоимость денег определяется их количеством». Сторонники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Они ошибочно утверждали, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены, и определяется стоимость денег.

Основы современной количественной теории денег были заложены американским экономистом и математиком Ирвингом Фишером (1867 – 1947). И. Фишер отрицал трудовую стоимость и исходил из «покупательной силы денег». Он выделял шесть факторов, от которых зависит эта «покупательная сила денег»: 1) количество наличных денег в обращении; 2) скорость обращения денег; 3) средневзвешенный уровень цен; 4)количество товаров; 5) сумма банковских депозитов; 6) скорость депозитно-чекового обращения.

Современная количественная теория денег, изучая макроэкономические модели и общие соотношения между массой товаров и уровнем цен, утверждает, что в основе изменения уровня цен лежит главным образом динамика номинальной денежной массы.

Разновидностью количественной теории денег является монетаризм. Монетаризм – экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является М. Фридмен.

В соответствии с монетаристской концепцией современные рыночные отношения представляют собой устойчивую, саморегулируемую систему, обеспечивающую экономическую эффективность. Важно также, что вмешательство государства в развитие экономики желательно и неизбежно, но не с целью корректировки рыночных механизмов совокупного спроса, а для создания условий активизации конкурентных сил рынка при помощи рациональной денежной политики.

Условием долгосрочного равновесия денежного рынка монетаризм считает соблюдение основного денежного закона, устанавливающего связь между долгосрочным темпом роста предложения денег и долгосрочным темпом роста реального продукта: m = y + i;

где m – долгосрочный темп роста предложения денег;

y - долгосрочный темп роста реального продукта;

i – темп ожидаемой инфляции (контролируемый государством темп роста цен).

Вывод: В современной экономической науке происходит соединение номиналистической и количественной теории денег, что позволило достаточно реально объяснить основные закономерности обращения бумажных денег, регулирование денежной массы, сущность инфляции и дефляции, выработать основные принципы антиинфляционной политики.

Эволюция денег

Современный период, прежде всего, характеризуется развитием кредитно-бумажных денег и вытеснение ими металлических монет. Для правильного восприятия изложенного ниже материала необходимо дать определения и разъяснения некоторым экономическим терминам и понятиям, таким как "бумажные деньги" и "кредитные деньги".

Бумажные денежные знаки бывают двух видов: государственные, выпускаемые казначейством (казначейские билеты) и банками (банковские билеты или банкноты - bank notes). Казначейские билеты принято называть просто бумажными деньгами в отличие от банкнот, которые по своей природе являются кредитными деньгами. Исторически бумажные деньги возникли раньше кредитных. Банкноты появляются с развитием кредитных отношений.

Бумажные деньги - это знаки полноценных денег. Деньги как средства обращения выполняют мимолетную роль при обмене товаров. Поэтому золото функционирует здесь только как кажущееся золото, а так как деньги не являются всеобщим воплощением богатства, то для продавца не имеет значения, обладают ли деньги той стоимостью, которая на них написана. Ему важно, чтобы эти деньги пользовались общественным признанием.

Этим и тем, что бумажные деньги более удобны в обращении, объясняется факт перехода от металлических денег к бумажным. Возможность такого перехода заложена в функции денег как средства обращения. Использование этой возможности для практического осуществления выпуска бумажных денег в обращение предполагает наличие двух условий: относительно развитых товарно-денежных отношений и наличие доверия к бумажным деньгам. В докапиталистические времена бумажные деньги существовали только до тех пор, пока происходил их свободный обмен на полноценные. С возникновением капитализма в лице буржуазного правительства, наконец, появился тот, кому люди могли верить.

Таким образом, бумажные деньги - это неразменные на полноценные деньги денежные знаки, выпускаемые для покрытия дефицита государственного бюджета. Выпуск бумажных денег должен быть ограничен количеством полноценных денег, необходимых для обращения в данный период, другими словами, количеством золотых денег, которые они замещают в обращении. В Российской Федерации все операции по дополн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.067 с.)