Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма



В настоящее время существует множество определений понятия «рынок», но рынок, прежде всего,

это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров:

Т — товар; Д — деньги; Т — Д — продажа; Д — Т— покупка.

Т-Д-Т

Итак, основой рынка является товарное производство.

К условиям возникновения рынка относят:

- общественное разделение труда;

- экономическая обособленность производителей;

- самостоятельность производителей.

Рынок — это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации.

Рынок - механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. это система отношений между спросом и предложением.

Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

Рынок базируется на 4 основных элементах: спрос, предложение, цена и конкуренция.

Основные функции рынка:

1. Регулирующая — рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

2.Стимулирующая — по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.

3.Информационная — дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

4.Санирующая — ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

5.Социальная — рынок дифференцирует доходы участников рынка.

6.Посредническая – рынок устанавливает эконом. связи между субъектами экономики.

7.Контролирующая – контроль за эффективностью использования эконом. ресурсов.

8.Ценообразующая – формирование рыночной цены.

9.Координирующая – обеспечение сбалансированности и пропорциональности общественного производства.

Классификация рынка:

По экономическому назначению объектов рыночных отношений

- рынок товаров и услуг;

- рынок средств производства;

- рынок труда;

- рынок инвестиций;

- рынок финансовый (денежный);

- рынок ценных бумаг

По географическому положению:

- местные рынки;

- региональные рынки;

- национальные рынки;

- мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции:

- монополистический рынок;

- олигополистический рынок;

- свободный рынок;

- смешанный рынок.

По отраслям:

- автомобильный рынок;

- компьютерный рынок;

- другие рынки

По характеру продаж:

- оптовые рынки;

- розничные рынки.

Основные условия функционирования рынка:

- возможность каждого заниматься любой не запрещённой законом предпринимательской деятельностью

- многообразие форм собственности

- конкуренция

- устойчивая денежная и финансовая система

- обеспечение правовой среды функционирования рынка (наличие системы законов обеспечивающих нормальное функционирование рынка)

- стабильность политической системы

- наличие развитой инфраструктуры (инфраструктура рынка включает в себя 3 основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок)

Преимуществами рынка являются:

- эффективное распределение ресурсов (ресурсы направляются на производство товаров, необходимых обществу);

- рынок обеспечивает возможность нормального функционирования в условиях ограниченной информации (цены, издержки);

- гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

- максимальное использование достижений НТР, развитие науки и техники;

- свобода выбора действий потребителей и предпринимателей;

- способность к удовлетворению разнообразных потребностей;

- более быстрая корректировка неравновесия.

Недостатки рынка: не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству; не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования; не гарантирует право на доход и на труд; не обеспечивает перераспределение дохода; не обеспечивает развитие фундаментальной науки; рыночная система не стабильна.

Таким образом, рынок служит базовым элементом хозяйственного механизма и выступает регулятором функционирования рыночной экономики и является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.006 с.)