Экономическая сущность прибыли, ее функции, валовая прибыль ее состав, балансовая прибыль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность прибыли, ее функции, валовая прибыль ее состав, балансовая прибыль



Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на начало и конец отчетного периода.
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется три основных источника получения прибыли:
- первый - получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью;
- третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия.
Основные функции прибыли:
Стимулирующая функция прибыли заключается в том, что прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, а также источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам и в этом смысле служит главной мотивацией предпринимательской инициативы. При этом в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов организации прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в успешных условиях хозяйствования осуществляется на расширенной основе.
Общественно-социальная функция прибыли состоит в том, что она выступает источником формирования средств бюджетов различных уровней в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, для реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других программ.
Социальная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности организации, направленной на финансирование социальной сферы, оказание материальной помощи отдельным категориям граждан. Кроме всего прочего, прибыль служит источником материального стимулирования работников предприятий, так как именно за счет прибыли предприятием может производиться:
-премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования;
-выплата материальной помощи;
-оплата дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством;
-выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия;
-предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания;
-оплата жилья, путевок на лечение и отдых работников и их детей и другие виды материальной помощи.
Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе.
Это означает:
• получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
• обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
• обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;
• получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;
• обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия и слагается из финансового результата от реа лизации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В практической деятельности её принято называть валовой прибылью.
Балансовая прибыль — общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированных в его бухгалтерском балансе.
Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий. Уплатив в бюджет соответствующие налоги с прибыли, предприятие получает в свое распоряжение оставшуюся, так называемую чистую прибыль, используемую им самостоятельно и направляемую на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.
Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь.
Вопросы налогообложения прибыли предприятий на территории России регулируются главой 25 Налогового кодекса РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. А прибылью признается:
1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в России.
К доходам в целях налогообложения прибыли относятся:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);
- внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав). Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 20%.

 

Вывод: Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Планирование прибыли, факторы ее роста, распределение и использование прибыли

Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия.

В планировании прибыли используются след. методы:

1. Метод прямого счета. В первую очередь определяется прибыль от реализации продукции, работ, услуг. Основой для ее определения является производственная мощность.

Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции при полном использовании производственных площадей, оборудования и их производительности. После опре­деления объема продаж разрабатывается производственная программа, которая зависит от планового объема реализации и величины готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать величину незавершенного производства. Производственная программа является основой расчета потребности в материалах. Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. Для этого нужно рассчитать трудоемкость изготовления единицы продукции. Далее составляется смета накладных расходов, которые делятся на переменные и постоянные расходы. В результате формируется производственная себестоимость. На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. На основе этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции.

2. Метод укрупненного расчета определения прибыли. При данном методе определяется объем реализации, в который входит готовая продукция на начало планируемого периода + готовая продукция, изготовленная в планируемом периоде – остаток готовой продукции на конец планируемого периода. Определив объем реализованной продукции в оптовых ценах предприятия минус затраты, получают прибыль.

3. Аналитический метод. Применяется при стабильной экономике, если ассортимент прод-ции не меняется по сравнению с отчетным периодом. Основным условием является отсутствие инфляции. Определив себестоимость и прибыль по сравнимой продукции определяют рентабельность: Рентабельность = Прибыль/Себестоим. полную×100%. Затем определяется сумма прибыли на объем товарной продукции планируемого года.

4. Метод, основанный на эффекте операционного рычага. Данный метод базируется на делении затрат на постоянные и переменные и расчете маржинальной прибыли. Для коммерческих предприятий важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого определяют точку безубыточности – это такой объем выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка (рассчитывается как отношение пост. затрат к доле маржинальной прибыли в общей выручке от реализации). После определения точки безубыточности рассчитывается эффект операционного рычага, т.е. того запаса фин. прочности, при котором предприятие может снизить объем реализации, не приходя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Сила воздействия операционного рычага = Маржинальная прибыль/Прибыль. Этот показатель определяет, во сколько раз возрастет прибыль при 1%-ом росте выручки. Чем выше доля постоянных затрат в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага и наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

Основные факторы роста прибыли: 1) Увеличение физ. объема реализованной прод-ии. 2) Снижение себестоимости продукции. 3) Рост оптовых цен. 4) Обновление ассортимента выпускаемой продукции. 5) Сокращение внепроизводственных расходов. 6) Улучшение качества выполняемой продукции.

Увеличить прибыль предприятия возможно, предприняв ряд определенных мер, к ним можно отнести:

Снижение себестоимости продукции.

Выбор оптимальной системы налогообложения.

Расширение ассортимента.

Увеличение объёма производства и соответственно выручки предприятия.

Ведение оптимальной политики ценообразования.

Распределение и использование прибыли. Под распределением прибыли понимается направление ее в бюджет и по статьям использования на предприятии. Распределению подлежит балансовая прибыль. Прибыль распределяется между государством, предприятием и собственниками. В начале определяются первоочередные платежи – налог на имущество, который определяется в max размере 2,2% от остаточной стоимости. Вычитая из баланс. прибыли налог на имущество, получают налогооблагаемую прибыль, от которой определяется налог на прибыль (20%). Вычитая из налогооблаг. прибыли налог на прибыль получают чистую прибыль. На предприятии распределению подлежит чистая прибыль после выплаты дивидендов. Из нее образуется фонд экон. стимулирования, который включает в себя фонд материального поощрения, фонд соц.-культур. и жилищного строительства, фонд развития производства и т.д. Также определяется сумма соц. защиты работающих, составляется смета по содержанию объектов инфраструктуры. Если прибыль не расходуется на потребление, она остается как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала. Наличие такой прибыли увеличивает фин. устойчивость пред-ия, свидетельствует о наличии источника для дальнейшего развития.

Вывод: Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

 

9. Экономическое содержание оборотного капитала, основы его организации и состав оборотного капитала

В отличие от основных производственных фондов, оборотные фонды участвуют только в одном цикле производства, теряют натуральную форму и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт.

Оборотные средства постоянно участвуют в обеспечении процесса производства и реализации продукции, одновременно находятся на всех стадиях кругооборота средств. Переходя из денежной формы стоимости в товарную, затем в производственную, товарную и вновь в денежную — оборотные средства обеспечивают бесперебойную работу предприятия.

Таким образом, сферу производства обслуживают оборотные производственные фонды, а процесс реализации продукции — фонды обращения.

К производственным фондам относятся:

- сырье, -основные и вспомогательные материалы, -полуфабрикаты, - топливо, - тара,

- запасные части для ремонтов, - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы,

- незавершенное производство, - полуфабрикаты собственного изготовления,

- расходы будущих периодов.

Фонды обращения представляют собой ту часть оборотных средств, которая состоит из остатков готовой продукции на складе предприятий, товаров отгруженных, но не оплаченных покупателями, остатков денежных средств предприятий на расчетном счете в банке, кассе, в расчетах и дебиторской задолженности, а также вложенные в краткосрочные ценные бумаги.

Оборотные средства — это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.

Под структурой оборотных средств следует понимать удельный вес отдельных статей в общей сумме оборотных средств. Структура оборотных средств имеет значительные колебания в отдельных отраслях промышленности. Она зависит от:

- состава затрат на производство, - типа производства (единичное, серийное, массовое),

- длительности производственного цикла, - условий реализации продукции,

- периодичности и регулярности поставок материальных ценностей.

Оборотные средства предприятий классифицируются по трем признакам:

- в зависимости от участия их в кругообороте средств;

- по методам планирования, принципам организации регулирования оборотных средств;

- по источникам формирования оборотных средств.

В соответствии с первым признаком оборотные средства подразделяются на авансированные в:

1) оборотные производственные фонды; 2) фонды обращения.

Такое деление оборотных средств обусловлено наличием в кругообороте средств двух самостоятельных сфер: сферы производства и сферы обращения.

Чем больше оборотных средств размещено в сфере производства, тем эффективнее они используются.

В зависимости от методов планирования оборотные средства подразделяются на:

- нормируемые оборотные средства;

- ненормируемые оборотные средства.

Необходимость деления оборотных средств на нормируемые и ненормируемые вытекает из экономической целесообразности достижения наибольших результатов при наименьших затратах. Установление нормативов по отдельным статьям позволяет обеспечить оптимальную потребность предприятия в оборотных средствах.

К нормируемым оборотным средствам относятся оборотные средства в производственных запасах, производстве, в остатках готовой продукции на складах предприятия. Ненормируемые оборотные средства включают все фонды обращения за исключением готовой продукции на складе.

По источникам формирования оборотные средства подразделяются на:

- собственные и приравненные к собственным;

- привлеченные;

- прочие.

Вывод: Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из главных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.

Одним из условий непрерывности производства является постоянное возобновление его материальной основы - средств производства. В свою очередь, это предопределяет непрерывность движения самих средств производства, происходящего в виде их кругооборота.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.024 с.)