Раздел VII. «бюджетная система рф» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VII. «бюджетная система рф»



Содержание и значение государственного бюджета. Влияние бюджета на социально-экономические процессы

Основным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Бюджет как неотъемлемая часть общегосударственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения.

Государство для выполнения своих функций нуждается в крупных финансовых ресурсах, которые пытается аккумулировать в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественными процессами.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджет выполняет следующие задачи:

- перераспределение ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.

С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней.

Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, з/пл, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты. В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по разделам статьям и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели – учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета.

Расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные.

Текущи е расходы обеспечивают текущие потребности государства, местных органов власти, бюджетных учреждений. Также к текущим расходам относится оказание помощи различным отраслям экономики, бюджетам других уровней в виде дотаций и субсидий.

Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную и инвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходов предусматривают выполнение определенной инвестиционной программы посредством кредитов юридическим лицам. Также к капитальным относятся расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта средств производства. Иначе говоря, капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Структура бюджетных расходов устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Как экономическая категория, бюджет — это совокупность объективно существующих денежных отношений, по материальному воплощению — фонд денежных средств, по организационной форме — финансовый документ, утверждаемый в форме закона.

Бюджетные отношения выполняют особое назначение — распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешне-экономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов. При этом финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями бюджетных отношений, формируются и используются в фондовой форме — в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей.

Они могут быть сгруппированы и представлены следующими видами потребностей в:

• оказании услуг общественного сектора экономики, и прежде всего услуг образования, здравоохранения, культуры и других отраслей социальной сферы;

• расширении общественного производства;

• регулировании межотраслевых и территориальных пропорций развития экономики;

• содержании органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебной власти, органов правопорядка, обеспечения безопасности и обороноспособности государства.

Таким образом, в системе общественных потребностей выделяются как потребности самих органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с их содержанием, так и потребности субъектов хозяйствования и отдельных граждан. Соотношение отдельных групп потребностей зависит от уровня экономического развития страны, приоритетов, целей и задач экономической и финансовой политики.

Исходя из изложенного, бюджетные отношения представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу перераспределения валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, с целью образования фондов денежных средств, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления и используемых ими на удовлетворение общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы функций и задач.

 

2. Бюджетная политика РФ в современных условиях.

В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике. Но есть и ряд нерешенных проблем.

Во-первых, сохраняется значительный нефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках.

Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам.

В-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.

В-пятых, межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.

В-седьмых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства.

Сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.

Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.

1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики.

Механизмы государственной социально-экономической политики должны иметь надежное, точно просчитанное бюджетное обеспечение. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.

2. Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.

Переход к "программному бюджету" должен сопровождаться внедрением современной государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", которая должна позволить перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов и должна обеспечивать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантировать достоверность и открытость их деятельности, предусматривать возможность участия граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета.

3. Особое внимание должно быть уделено продуманности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства.

4.Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.

5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.

Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие факторам нестабильности - высокой инфляции и бюджетному дефициту. Без этого невозможно улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.

6. Необходимо определиться с параметрами дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения.

7. Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.

Ключевой задачей является расширение самостоятельности и ответственности регионов, в частности закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации определять категории граждан, которым необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости.

9. Важными задачами Правительства Российской Федерации являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.

Социально-экономическая и бюджетная политика государства осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных государственных институтов, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, доверяет ей.

В дальнейшем нужно создать единый портал бюджетной системы Российской Федерации, посредством которого сделать доступной в режиме реального времени необходимую информацию для всех заинтересованных пользователей.

 

 

3. Структура доходов и расходов государственного бюджета РФ.

Главное назначение государственного бюджета- с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны - основная форма планирования образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Так как основной задачей бюджета является перераспределение ВВП, а оно осуществляется через две взаимосвязанные и одновременно проходящие стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (осуществление расходов), следует рассмотреть их наиболее конкретно.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Образование доходов связано с принудительным изъятием в пользу государства (местного самоуправления) части ВВП созданного в процессе общественного производства.

Виды доходов бюджета:

- налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени),

Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.). Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и различные акцизы.

- неналоговые, а также доходы целевых бюджетных фондов.

Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения уже полученных доходов по другим уровням.

К неналоговым доходам относятся доходы:

- от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

- финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.

Расходы бюджета подразделяются на:

- текущие расходы обеспечивают текущие потребности государства, местных органов власти, бюджетных учреждений. Также к текущим расходам относится оказание помощи различным отраслям экономики, бюджетам других уровней в виде дотаций и субсидий.

- капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную и инвестиционную деятельность. Статьи капитальных расходов предусматривают выполнение определенной инвестиционной программы посредством кредитов юридическим лицам. Также к капитальным относятся расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта средств производства. Иначе говоря, капитальные расходы обеспечивают расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Формы расходов бюджетов:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

- трансферты населению;

- ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

- бюджетные кредиты юридическим лицам;

- субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;

- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по разделам статьям и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели – учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета.

Что касается приоритетных направлений в области расходов они таковы: основными объектами модернизации являются - социальная сфера и ЖКХ, развитие инфраструктуры, региональное развитие, а также оснащение Вооруженных сил Российской Федерации.

Расходы госказны на социальную политику будут расти с каждым годом. Удельный вес расходов на социальную политику в ближайшие три года будет чуть выше трети всех расходов страны.

Не оставили без внимания составители документа и качество оказания государственных услуг. Для этого предлагают обеспечить переход к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда с учетом "социального пакета" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения. Проще говоря, бюджетникам платить теперь будут не за пребывание на рабочем месте, а именно за качество и эффективность предоставляемых населения услуг.

Помимо социальной политики, одной из первых в списке приоритетов идет статья "Национальная оборона". По ряду статей расходы предполагается сократить. К 2015 году российский бюджет должен стать профицитным.

 

4. Бюджетный процесс.

Государственный бюджет – это централизованный денежный фонд формируемый на том или ином уровне управления, для обеспечения функций соответствующих органов власти. Это финансовый план страны на текущей год, имеющий силу закона.

Бюджетный процесс – это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчёта об его исполнении, подчиненных целям создания централизованного фонда ден-х сред-в и эффективного его исполнения, для обеспечения функций гос-ва и местных органов власти.

Бюдж процесс в РФ регламентируется: бюдж кодексом РФ, соответ-м законом субъекта РФ, соответ-ми правовыми актами органов местного самоуправления.

Стадии бюджетного процесса:

ГД – Государственная Дума
- составление проектов бюджетов; - рассмотрение и утверждение бюджета

- исполнение бюджета; - отчет об исполнении бюджета

Каждая стадия обязательна и идет в строгой последовательности друг за другом.

Участники бюджетного процесса:

-президент РФ,

-органы законодательной власти,

-органы исполнительной власти (высшие должностные лица РФ, субъектов РФ и местного самоуправления),

-органы государственного и муниципального финансового контроля, главные распорядители и распорядители бюджетных средств,

-иные органы на которые законодательством РФ возложены какие-либо финансовые полномочия,

-бюджетные учреждения,

-организации кот являются получателем бюджетных средств

- кредитные организации осуществляющие отдельные операции с бюджетными ср-ми

Особыми полномочиями наделён Минфин и казначейство

Первая стадия. Составление проекта бюджета предшествует разработка прогнозов соц-эк-го развития, а так же подготовка сводных фин-х балансов, на основании кот-х органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных, соц-х стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг в соответствии с законом.

Президент РФ посылает бюджетное послание Федер-му собранию РФ. С его послания начинается непосредственная работа над составлением проекта бюджета. Составление проекта бюджета основывается на: бюджетном послании президента; на прогнозе соц-эк развития РФ на очередной финансовый год; на основе направлений бюджетной и налоговой политике; на прогнозе сводного баланса РФ на очередной фин год; на плане развития гос-го сектора эк-ки РФ.

Выработка и согласование федерального бюджета на очередной фин-й год заверш-ся не позднее 15 июля года предшест-го планир-го года. В проекте закона о бюджете должны быть отражены следующие показатели:

- основные хар-ки бюджета (общий объем дох и расх), прогнозные дох-ы бюдж-а по статьям классификации

- расходы бюджета по статьям классификации

- общий объём капитальных и текущих расходов бюджета

- дох и расходы целевых бюджетных фондов

- предел гос-х внешних и внут-х взаимствований

- предел предоставления гос-х и муницип-х гарантий 3-м лицам и т.д.

Вторая стадия. Правит-во РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления выносят уточненный проект бюджета в соот-й законодательный орган. По всем фин вопросам и для работы с бюджетом образуются спец комитеты и комиссии.

В гос думе – комитет гос думы по бюджету, фин-му, валютному, кредит-му регулир-ю. Эти комитеты рассматривают предлож-я по бюджету другим комитетов и комиссий федерального собрания. ЦБ предоставляет государственной думе, согласованное с правительством проект основных направлений кред-денежной политике. Комиссии и палаты проводят рассмотрение бюджета и выносят по нему сводное заключение после чего передают на рассмотрение в гос думу (не позднее 15 августа) предшест года. В случае разногласий по проекту, органы власти разных ур-й образуют соглас-ю комиссию. Гос дума рассмат-ет проект в 4-х чтениях:

1чт - (в течение 30 дней со дня его внесения в ГД Правительством РФ),депутаты обсуждают концепцию проекта и прогноз соц-эк развития гос-ва, осн-е направления бюдж-й и налоговой политике, осн-е принципы и расчеты по взаимоотнош-м фед бюджета и бюдж-в субъектов РФ, план внеш-х и внутр-х заимствований. В случае отклон-я проекта в 1-ом чтинии гос дума может передать его в соглас-ю комиссию, либо вернуть его в правит-во РФ на доработку, либо пост-ть вопрос о недоверии провит-ву РФ. Если гос дума не принимает решения по итогам работ соглас-й комиссии, проект считается повторно отклоненным, а повтор-е отклон-е проекта возможно лишь в том случае если гос дума ставит вопрос о доверии правит-у. в случае отставки прав-ва всвязи с отклонением проекта внови сформир-е правит-во представляет новый вариант проекта.

2 чт - (в теч 15 дней со дня принят в 1-ом чтении) гос дума утверждает расходы фед-го бюджета по статьям функциональной классификации. Дума направляет в органы исполнительной и закон-й власти субъектов РФ сведения о распределении дох-в от федер-х налогов и сборов м/ду субъектами РФ и распред-нии его ср-в. Если проект отклонен во 2-м чтении он передается в соглас-ю комиссию и всё тоже.

3 чт – (в теч 25 дней со дня принят в 2-ом чтении) утверж-ся расходы по подразделам функц-й классификации т.е рассмат-ся распред-е ср-в на финансирование целевых программ. Субъекты РФ направ-ют свои поправки по 3-у чтению в комитет гос думы по бюдж-у.

В 4 чт проект федерального бюджета голосуется в целом. При этом внесение в него поправок не допускается.15 дн со дня принят в 3м чт.

Принятый гос думой закон о бюджете передаётся на рассмотрение в совет федерации (рассмат-ся в теч 14 дней), затем в теч 5 дней после одобрения направ-я президенту для его подписиния и обнород-я. В случае отклонения направ-ся в соглас-ю комиссию.

Третья стадия. Исполнить бюджет означает обеспечить полное и своевременное поступление всех предусм-х дох-в и обеспечить фин-ми все запланир-е по бюджетам рас-ды. Исполнение бюджета обеспечивает Минфин и все его органы на местах. В процессе исполнения бюджета, органы испол-й и закон-й власти могут осуществлять корректировку бюдж-х назначений с учетом макроэкономических фак-в, динамики цен и поступления доходов в федеральный бюджет.

Казначейство осуществляет платежи от имени и по поручению бюдж-х учереждений. Бюджеты всех уровней РФ исполняются на основе единства кассы, кот-й предусматривает зачисление всех поступ-х доходов на единый счет бюджета и осущест-ние всех предусмотренных расходов с единого счёта бюджета.

Исполнение федер-го бюджета по доходам включает в себя:

- перечисление и зачисление бюдж-х доходов на единый счёт федер-го бюджета

- распределение федер-х налогов

- возврат излишне уплаченных сумм доходов

- учёт доходов федер-го бюджета и составление отчетности

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляют следующие специальные субъекты:

- главный распорядитель бюджетных средств

- распорядители бюджетных средств

- получатели бюджетных средств

Бюджетная роспись: составляется главным распорядителем бюджетных ср-в по их распорядителем и получателем, на основе утвержденного бюджета в соответ-вии с функц-й и эк-кой классификацией расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой. На основании бюджетных росписей состав-ся сводная бюджетная роспись федер бюджета. Утвержденная сводная бюдж роспись передается на исполнение федер казначейству и направляется в гос думу, совет федерации и счетную палату. Бюдж роспись яв-ся обязат-м док-ом для прак-го исполнения бюджета как субъекта РФ так и органов местного самоуправления.

Четвертая стадия. Отчет об исполнении федер бюджета составляет Минфин и предоставляет его в правительство РФ. Правительство РФ ежегодно в мае след-го года предоставляет федер собранию отчетный доклад и отчет об исполнении фед бюджета РФ за предшествующий год. В конце каждого года министр фин-в издает распоряж-е о закрытии года и о подготовке отчета об информации федер бюдж-та в целом и в отдельности каждого внебюдж-го фонда. Ежегодно правит-во РФ не позднее 1 июля правит-во РФ пред-ет в гос думу и счет палату РФ отчет об исполнении бюджнта.

К отчету прилог-ся след-щие док-ты

1) отчет о расход-нии ср-в резервного фонда правит-ва РФ и резервного фонда президента РФ

2) отчеты Минфина и иных уполномоч-х органов о предоставлении и погашении бюдж ссуд и кредитов

3) отчет о внеш-х и внутр-х взаимст-й

4) отчет казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканий

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении гос бюджета за отчет-й фин. год и готовит заключение.

Гос дума рассматривает отчет об испол гос бюдж в течении полутора месяцев после получения заключения счет палаты. Принимает одно из 3-х решений:

• утвердить отчет об исполнении гос бюджета

• отклонить отчет об исп-ии бюдж в случае устан-я фак-в наруш-я недостоверности и не полноты свед-й содержащихся в заключении, руков-ли и аудиторы счетной палаты освобожд-ся от заним-х долж-тей в соответствии с решен-ми гос думы и совета федерации, назначивших данное долж-е лицо.

 

5. Бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы

функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное

устройство базируется на государственном устройстве страны.

К сожалению БК РФ, не дает определения бюджетного устройства, что свидетельствует о недопонимании взаимосвязи бюджетных категорий и их недооценке.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования,

входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетен ций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного (федерального) бюджета, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства

формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Составляющей частью бюджетного устройства РФ является бюджетная система.

Бюджетный кодекс РФ даёт следующее определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

-второй уровень – бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят – 83 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 9 краевых и 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

-третий уровень – местные бюджеты.

Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ – включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, он не утверждается, т.е. не имеет правовой нагрузки и служит для аналитических и статистических целей.

Он используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ (гл. 5).

Бюджетная система РФ основана на принципах:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.1 с.)