Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вэд предприятий: сущность, классификация, характеристика видов и форм.

Поиск

Словосочетание «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) стало широко употребляться в нашей стране в последней четверти истекшего века. В 60-70-е гг. отечественная внешняя торговля значительно расширилась и усложнилась. Наряду с традиционной внешней торговлей появились другие виды ВЭД, включая технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество, специализацию и кооперирование производства с зарубежными партнерами, международные транзитные перевозки иностранных грузов, а позднее - прямые связи между отечественными и иностранными предприятиями, совместное предпринимательство, оказание многих видов услуг и выполнение работ, что выходило за рамки обычной внешней торговли. Многообразное содержание ВЭД нашло отражение в структуре, функциях и практической деятельности соответствующих органов государственного управления, специализированных внешнеэкономических организаций,отраслевых производственных объединений и предприятий. Во второй половине 80-х гг. начались коренные изменения всей системы ВЭД, завершившиеся в начале90-х гг. поворотом от государственной монополии к либерализации ВЭД. Если прежде в этой деятельности участвовал лишь ограниченный круг государственных служащих некоторых общесоюзных ведомств и специализированных внешнеэкономических организаций, то в конце 80-начале 90-х гг. сфера ВЭД стала доступной для многих союзных, республиканских и местных организаций, предприятий различных форм собственности. Наряду с государственными предприятиями (среди них ведущую роль играли крупные производственные и научно-производственные объединения) большую заинтересованность в проведении внешнеэкономических операций сразу же проявили вновь созданные кооперативы, затем различные хозяйственные общества, а также индивидуальные предприниматели. В 90-е гг. участниками ВЭД стало множество юридических и физических лиц. ВЭД приобрела массовый характер. Эти процессы стимулировали широкий интерес к изучению специфики ВЭД, основывающейся на современных реалиях с учетом положительного опыта, накопленного в предыдущие десятилетия. Термин «ВЭД» впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1977 г., где было записано: «внешняя торговля и другие виды ВЭД» с указанием их ведения на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда не было раскрыто. Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «ВЭД - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)». Понятие внешнеторговой деятельности (ВТД) было первоначально сформулировано в Федеральном законе от 13 октября 1995г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании ВТД в РФ», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД в РФ»: «ВТД - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью». В этом определении содержание ВТД раскрыто точнее, чем в прежнем законе, хотя и не отражен ее многоуровневый характер. В Законе 2003 г. выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность. Попутно заметим, что такая классификация объектов торговли вполне применима как для внешней торговли, так и для внутренней торговли. В законе конкретизировано содержание внешней торговли по каждому из перечисленных объектов. ВЭД в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД - хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции (ВЭО), а также содействующих им организаций. В последние годы часто упоминается ВЭД предприятий и других коммерческих организаций, что принято считать микроэкономическим уровнем. Вместе с тем ВЭД осуществляется и на макроуровне в масштабах всего государства, отдельных регионов и субъектов РФ. Вполне правомерно упомянуть такие уровни ВЭД, как общегосударственный (федеральный), отраслевой, региональный, а также субъектов РФ и муниципальных образований. Выделим ряд характерных особенностей ВЭД: 1. Она является составной частью всей экономической деятельности, осуществляемой в стране. Она проникает во многие сектора экономики, особенно в производственную, транспортную, валютно – кредитную, финансовую сферы, опираясь на отечественный производственный и научно – технический потенциал. Посредством внешней торговли на мировом рынке реализуются отечественные экспортные ресурсы, что приносит доходы в иностранной валюте, позволяющие закупать иностранные товары и создавать необходимые валютные резервы. Внешнеторговый обмен способствует надлежащему соизмерению национальных издержек производства и др. важных экономических показателей с соответствующими мировыми величинами, повышению технического уровня отечественного производства, повышению конкурентоспособности отечественных производителей. Вместе с тем, неорганизованная внешняя торговля становится помехой для развития национального производства. Т.е она может стимулировать или тормозить социально – экономическое развитие страны. 2. ВЭД является частью международной деятельности государства, способствуя реализации внешнеполитических задач страны с помощью торгово – экономических инструментов. Развитие экономического сотрудничества с зарубежными странами благотворно влияет на характер политических межгосударственных отношений, способствует повышению степени взаимопонимания и доверия между странами, а в конечном итоге – укреплению международного мира и безопасности. 3.Развитие ВЭД способствует интеграции России в мировую экономику, что, исходя из необходимости реализации национальных интересов страны, предполагает эффективную организацию управляемого, рационального взаимодействия российского внутреннего рынка с зарубежными рынками. 4. Современная ВЭД по содержанию и формам достаточно многообразна и, наряду с традиционной внешней торговлей, охватывает промышленное, инвестиционное, производственно – кооперационное, научно – техническое, военно – техническое и иные виды сотрудничества с зарубежными странами. 5. Основным содержанием ВЭД является осуществление внешнеторговых и иных ВЭО. Характер этой деятельности, осуществляемой на внешнем рынке, существенно отличается от коммерческой работы на внутреннем рынке. Это объясняется как национальными особенностями экономического развития России, так и сложившимися условиями международной торговли, включая специфику коммерческой деятельности на рынках отдельных зарубежных стран. В частности, необходимо учитывать различные дискриминационные меры, применяемые во многих зарубежных странах в отношении российских участников ВЭД, в частности, экспортеров готовой продукции.Формы применяемых ограничений весьма разнообразны и могут включать: повышенные импортные пошлины, применение антидемпинговых и специальных пошлин; дополнительные налоги и сборы; технические и санитарные ограничения; квотирование (контингирование) и лицензирование; запреты на ввоз товаров и др. 6. Для профессионального ведения ВЭД требуется ее обеспечение – производственно – технологическое, маркетингово – конъюнктурное, валютно – финансовое, транспортно – логистическое, информационно – документальное, правовое и т.д.. Это обусловливает существование широкого спектра обеспечивающих (вспомогательных) ВЭО. Виды и формы ВЭД. В мировой практике известно более 20 основных форм экономического сотрудничества, причем многие формы применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои экономические и организационные особенности. Каждый вид ВЭД проявляется в различных формах, т.е. осуществляется через определенные способы связей с иностранными партнерами. В экономической литературе формы ВЭД рассматриваются как традиционные – экспорт, импорт, международные перевозки и прогрессивные: совместные научно-технические разработки, международные фин. лизинг, передача технологий на основе международные лицензионных соглашений. Виды ВЭД связаны со сферой экономических интересов предприятий.

Виды ВЭД Формы ВЭД
Внешняя торговля Экспорт;импорт; бартерные сделки; компенсационные операции
2.Международное инвестиционное сотрудничество прямые зарубежные (иностранные) инвестиции; портфельные инвестиции; кредитные соглашения, международный финансовый; лизинг совместное производство в рамках совместного предприятия
3.Международное произв.-техническое сотрудничество международная производственная кооперация; совместное сооружение промышленных объектов; совместные производственные программы; подрядное сотрудничество
4. Международное научно-техническое сотрудничество купля-продажа патентов и лицензий совместные научные исследования; оказание технической помощи обучение персонала франчайзинг; оказание консультационных инжиниринговых услуг
5. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения предоставление кредитов и займов осуществление платежно-расчетных и страховых операций; купля-продажа валюты; купля-продажа ценных бумаг

Рассмотрев основные виды и формы ВЭД, её можно представить как совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и других бизнес-структур, связанных с проведением внешнеторговых сделок, участием в международном инвестиционном, производственном, научном, техническом сотрудничестве, международных валютно-финансовых отношениях.

2. Структура государственных органов управления ВЭД на федеральном и региональном уровнях и их функции.

I На федеральном уровне регулирование ВЭД в России осуществляется целой совокупностью органов гос. власти:1.Комиссия при Правительстве РФ по защитным мерам во внешне.тарифной и таможенно-тарифной политике - является координационным органом, осуществляющим подготовку предложений для Правительства в области тарифных мер в регулировании экспорта и импорта.В состав данной комиссии входят первые заместители, руководители мин. эконом.развития, мин. финансов, мин. иностр. дел и т.д.2. Совет по иностранным инвестициям. Создан при Правительстве с целью усиления взаимодействия с зарубежными предпринимателями, и ускорения выхода России на мировой рынок капитала.3. Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Выступает важным инструментом в решении торгово-экономических задач.В числе функциональных органов управления внешней торговли первостепенное значение имеют министерство экономического развития.Деятельность мин. эконом.развития в области управления ВЭД связана с выполнением следующих функций:Разработка предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации; Участие в обеспечении экспортного контроля РФ;Осуществление координации ВЭД субъектов РФ. Гос. таможенная служба РФ является центральным правоохранительным органом РФ, участвующим в разработке и реализации таможенной политики. Выполняет следующие функции: Обеспечивает соблюдение таможенных правил и налогового законодательства; Ведет таможенную статистику внешней торговли и ТН ВЭД; Осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств.Нормативно-правовая основа в таможенном деле – Таможенный кодекс.II На региональном уровне.Территориальный уровень подразделяется на:представительства общегосударственных органов власти; представительства функциональных и отраслевых органов власти; собственно региональные органы власти; региональные подразделения общественных организаций.1. Функциональные и отраслевые органы власти в регионах представляет Министерство иностранных дел, на которое в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 12 марта 1996 года, возложена функция координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации.МИД России взаимодействует не только с федеральными, но и с региональными органами власти, а также органами местного самоуправления.2. Для выполнения этих функций в 1994 году при МИДе создан Консультативный совет субъектов РФ по МиВЭС, основная задача которого оказание консультативной, информационной и методической помощи субъектам Федерации. В его функции входит: экспертная оценка проектов нормативных документов, регламентирующих МиВЭС субъектов Федерации; разработка рекомендаций по повышению эффективности МиВЭС; информирование руководящих органов субъектов Федерации поосновным направлениям внешней политики России и международного положения в целом, а также вопросам международной деятельности, напрямую затрагивающим интересы российских регионов;систематизация, обобщение и распределение позитивного опыта взаимодействия региональных и федеральных органов власти в сфере МиВЭС. 3. Региональное таможенное управление выполняет функции, возложенные на Федеральную таможенную службу в рамках определенной территории:обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ в федеральных округах;обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России на территории действия управления;применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление; ведет таможенную статистику внешней торговли федерального округа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.012 с.)