Теория потребительского поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория потребительского поведения



Раздел 1. Микроэкономика

Предмет микроэкономики

Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности. Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются: цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ; состояние отдельных рынков; распределение ресурсов между альтернативными целями. Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика. Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов: экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство; принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий; проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности. Микроэкономика исходит из следующих предпосылок: а) экономического атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности; б)экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода. Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов: что производить и в каком объеме; каким образом производить избранные виды благ; кто получает то, что произведено; какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего. Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса. Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части - теории распределения - анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства. Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке. Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др. Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

Закон спроса и предложения

Спрос – желание и способность потребителей приобрести товары и услуги. Основным показателем спроса является его объем, т. е. количество товаров, которые покупатели приобретают за определенный период времени. Потребности и желания человека безграничны, а ресурсы для производства товаров и как следствие количество товаров на рынке ограничено. Потребитель делает выбор исходя из качества предлагаемых товаров, собственных доходов и цен на товары-заменители. Товары-заменители – более дешевые товары, которыми можно заменить дорогие аналоги (например, заменителем импортного маргарина может стать более дешевое отечественное масло). Однако в первую очередь на спрос влияет цена товара – стоимость товара или услуги.Закон спроса гласит: если цена снижается, то спрос возрастает. То есть существует обратнопро-порциональная связь между ценой товара или услуги и величиной спроса.Таким образом, на спрос влияют следующие факторы спроса:цена товаров и услуг. Чем ниже цена, тем больше спрос на товар. Во время распродаж цена снижается, а спрос возрастает. Спрос падает, если товар выходит из моды (например, мода на галоши);демографические изменения. У разного возраста разные потребности (больше всего товаров потребляет группа населения от 16 до 35 лет);изменение цен на товары-заменители; изменение цен на сопутствующие товары. Если стоимость фотопленки будет в три раза дороже цены фотоаппарата, то спрос на фотоаппараты будет падать; если цена бензина и автодеталей будет очень высока, то спрос на автомобили снизится;изменение потребительских ожиданий и предпочтений.Предложение – желание и возможность производителя или посредника продавать товары и услуги на рынке. Предприниматель использует ресурсы (капитал, землю, наемный труд, предпринимательский талант) в производстве или торговле с целью получения прибыли.Закон предложения гласит: чем выше цена, тем больше предложение. С ростом цен увеличивается предложение на товары и услуги, так как предприниматели стремятся производить те товары, которые пользуются спросом и дорого стоят. Производство дешевых товаров может принести убытки. То есть существует прямая зависимость между ценой товара и количеством товара, который может быть продан.На предложение влияют факторы предложения: изменение цены на факторы производства (на наемный труд, природные ресурсы, капитал, предпринимательские услуги). Если цена на любой из этих ресурсов возрастет, то фирма продаст меньше продукции по данной цене и получит меньше прибыли;изменение цен на другие сопутствующие товары. Если автомобильные шины будут стоить дороже автомобиля, то производить и продавать автомобили будет не выгодно. Предложение автомобилей на рынке уменьшится;изменение налогов. Если налоги возрастут, то из тех же ресурсов можно будет произвести и предложить для продажи меньше товаров.Закон спроса и предложения – объективный экономический закон, устанавливающий зависимость величины спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Конкуренция и монополия

Конкуренция (от лат.Конкуриро – сталкиваюсь) – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях получения максимальной прибыли.Конкуренция – это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции. Функции конкуренции: эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;установление равновесной рыночной цены. Типы конкурентного поведения: Добросовестная конкуренция. Конкуренция, которая ведёт к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам. Недобросовестная, нечестная конкуренция. Укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы: Продажа по цене ниже себестоимости; Установление дискриминационных цен или коммерческих условий; Ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара; Недобросовестное копирование товаров конкурентов, незаконное использование товарного знака; Нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров; Коммерческий шпионаж и т.п. Методы конкурентной борьбы: Ценовая конкуренция: борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счёт этого цен без изменения ассортимента и качества товаров; использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства. Неценовая конкуренция: повышение качества продукции путём совершенствования технических характеристик товаров; улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя; производство товаров-заменителей; улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис; использование массовой рекламы и т.п. В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка: совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция. Для рыночной структуры этого типа характерно: наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей; незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену (в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма выступает как ценополучатель); продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции; одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей); мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из неё. Рынок, который соответствует всем этим условиям, называется «совершенным», или «свободным». В условиях такого рынка продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы. Совершенная конкуренция была характерна для рыночной экономики середины XIX в. Однако конкуренция объективно ведет к концентрации производства и капитала на крупных предприятиях и возникновению монополий, разрушающих конкуренцию. В современных условиях совершенная конкуренция скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, валюты и т.п. В конце XIX – начале XX в. происходит интенсивный процесс монополизации производства и рынков, в результате условия совершенной конкуренции нарушаются и формируется рынок несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция – тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью – возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли. В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий. Типы монополий. Монополия (от греч.моно – один, полео - продаю) – в широком смысле слова – господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности. Искусственная монополия – монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на данном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения. Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров покупку вооружения и т.п. Случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается. Модели рынка несовершенной конкуренции: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Кроме этих трёх основных типов несовершенной конкуренции, существуют и другие, например: Монопсония - рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены; Монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.); Двусторонняя монополия – рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю; Дуополия – рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.Чистая монополия. Чистая монополия-это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продаёт один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Предпосылками возникновения чистой монополии являются:производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей); наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.

Конкуренция – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции. Виды конкуренции: 1) Предметная – вид конкуренции, при котором конкурируют аналогичные товары, (например, легковые автомобили нашей фирмы и легковые автомобили фирм-конкурентов); 2) Видовая – вид конкуренции, при котором конкурируют товары одного типа применения (например, автобусы, троллейбусы, трамваи); 3) Функциональная – вид конкуренции, при котором конкурируют товары, призванные выполнять определенную функцию, (например, перевозку пассажиров, т.е. самолеты, пароходы, железнодорожный транспорт и т.д.). Виды монополии: Монополия — фирма или ситуация на рынке, на котором действует такая фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первыми в истории создавались монополии сверх санкций государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. 1) Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги). 2) Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. 3) Чистая монополия — ситуация, когда нарынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. 4) Конгломерат - (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»). 5) Закрытая монополия. - Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав. 6) Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении)нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. 7) Искусственная монополия. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии; применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства); "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой. 8)Случайная монополия – результат ограниченной во времени привычки спроса над предложением, позволяющей продавцу повышать цену. Случайная монополия может перерасти в искусственную если дефицит сознательно поддерживается. Экономический вред монополии: В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения, когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным. Отрицательные стороны монополии: 1) Увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства 2) "Эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы 3) Тормозить внедрение достижений НТП (монополии имеют возможность получать высокие прибыли и без совершенствования производства); 4) Ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства. Подобные действия монополий приводят к менее эффективному по сравнению с совершенной конкуренцией распределению ограниченных ресурсов общества, порождая потери общества в целом.

Раздел 2. Макроэкономика

Предмет макроэкономики.

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:1)определение объема и структуры национального продукта и НД;2)выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;3)анализ природы инфляции;4)изучение механизма и факторов экономического роста;5)рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;6)исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;7)теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей: он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран).

Рынок денег.

Экономическое содержание рынка денег, его специфические особенности и экономические функции, отличие рынка денег от обыкновенного рынка товаров являются достаточно сложными вопросами, которые неоднозначно трактуются в экономической литературе. Приведем наиболее часто встречающиеся и наиболее полные определения рынка денег.Рынок денег – сектор или часть рынка долговых капиталов, где осуществляются краткосрочные депозитно-долговые операции (сроком до 1 года), который обусловливает движение оборотных средств предприятий и организаций, краткосрочных средств банков, учреждений, государства и населения. Рынок денег – это рынок, на котором спрос на деньги и предложение денег определяют процентную ставку или уровень процентных ставок. Рынок денег – сеть специальных (банковско-финансовых) институтов, которые обеспечивают взаимодействие спроса и предложения на деньги как специфический товар.Под рынком денег понимают рынок высоко ликвидных активов.Рынок денег имеет сложный механизм функционирования.

Рынок денег — совокупность всех денежных ресурсов страны, которые перемещаются в зависимости от спроса и предложения.Денежный рынок состоит из денежных потоков. Субъектами рынка являются:коммерческие банки;учетные дома;брокерские и дилерские фирмы.Объектом купли-продажи на рынке денег являются временно свободные денежные средства. Инструментами на рынке денег являются коммерческие векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты и так далее. Ценой товара (денег) является ссудный процент. Денежные средства (денежный поток), поступают от собственников к потребителям путем инвестиций по каналам финансирования. Инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности. Каналы финансирования подразделяются на каналы прямого финансирования (от владельца к потребителю) и косвенного финансирования (с помощью посредника). Финансовым посредником могут выступать финансовые организации, которые аккумулируют денежные средства, и отдают их во временное пользование.Структура денежного рынка включает непосредственно рынок денег (краткосрочные займы и финансовые активы) и рынок капитала (ценных бумаг, долгосрочных займов).С экономической точки зрения, на рынке денег происходит взаимосвязь таких понятий: денежная масса; доход; норма процента.Основные заемщики: фирмы, кредитно-финансовые институты, государство, население.Ключевыми функциями денежного рынка являются сбалансирование спроса и предложения и формирование рыночного уровня процента как цены денег. В связи с этим особое значение приобретает понимание механизмов формирования спроса и предложения денег и уровня процента.Спрос на деньги – экономический агрегат, равный реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен.Сегодня экономисты определяют факторы, побуждающие людей обладать деньгами:совершенная ликвидность денег;деньги выполняют ряд важных функций, в частности как средство платежа;вся система учета и вся рыночная информация базируется на денежных инструментах;деньги выступают как средство сбережения.

Безработица и инфляция.

Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости. Профессор Лондонской экономической школы АлбанФиллипс в конце 50-х годов установил следующую закономерность: чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы. Безработица сказывается на оплате труда. С повышением уровня безработицы снижаются доходы и покупательная способность населения. В итоге уровень инфляции снижается. Общество всегда стоит перед выбором: низкая инфляция или высокая безработица.Инфляция оказывает на экономику противоречивое воздействие. Умеренный рост цен способен стимулировать производство, так как зарплата, как правило, отстает от роста цен. Производители и потребители стремятся закупать товары, чтобы предвосхитить потери. Но более весомы негативные последствия инфляции.Особенно опасна гиперинфляция, при которой возрождаются бартерные отношения, обрекающие на гибель те предприятия и регионы, которые по характеру производимых продуктов не могут обменять их на продукты потребления.

Инфляция – избыток денег в обращении, ведущий к их обесцениванию и росту цен на товары и услуги. В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Если критерием выступаеттемп (уровень) инфляции, то различают:1.умеренную инфляцию, которая измеряется процентами в год и уровень которой составляет до 10% в год. Темп инфляции на уровне 3 — 4% в год полагается нормальным для современной экономики, считается стимулом для увеличения выпуска и носит название естественного уровня;2.галопирующую инфляцию, также измеряемую процентами в год, но темп которой выражается двузначными числами и которая считается серьезной экономической проблемой для развитых стран; 3.высокую инфляцию, которая измеряется процентами в месяц, может составить 200 — 300 и более процентов в год (заметим, что при подсчете инфляции за год используется формула «сложного процента») и наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой;4.гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40 — 50% в месяц или более 1000% в год. Причины инфляции. Если критерием выделения типов инфляции выступает причина инфляции,то различают:1. Инфляцию спроса (demand – pullinflation), причиной которой служит увеличение совокупного спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо ростом предложения денег. Основной причинойинфляции большинство экономистов, считают увеличение денежной массы, приходя к этому выводу из анализа уравнения количественной теории денег совокупного спроса. 2.Инфляцию издержек, причиной которой является сокращение совокупногопредложения, что происходит в результате роста издержек. Инфляция издержек ведет к стагфляции –одновременному спаду производства и росту уровня цен.Последствием инфляции является снижение покупательной способности денег. Безработица – это ситуация, при которой люди, не имеющие работу, или ожидают начало трудовой деятельности. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу. Общая численность рабочей силыравна сумме количества занятых и безработных.Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.Различают три основных типа безработицы:фрикционную; структурную; циклическую.Последствия безработицы. Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.Неэкономические последствия безработицы — это, во-первых, психологические и социальные и, во-вторых, политические последствия потери работы.

Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в следующем. Инфляция усиливает диспропорции в экономике. Неравномерный рост цен на товары имеет своим следствием неравенство прибыли в различных отраслях производства. И это способствует неравенству возможностей развития производства. Инфляция подрывает стимулы к долгосрочному инвестированию, усиливает риск при крупном инвестировании, способствует переливу капитала в сферу обращения, что деформирует процесс воспроизводства и сокращает производство. В условиях инфляции происходит обесценивание производительного капитала через недогрузку производительных мощностей, товарного капитала через отставание товарооборота от роста цен, денежного капитала через обесценивание денег. Инфляция обостряет проблему емкости внутреннего рынка, т. к. ведет к снижению реальной зарплаты и реальных доходов. Она усиливает паразитические формы накопления, нарушает функционирование кредитно-денежной системы. Обесценение денег подрывает стимулы к денежному накоплению. Лица, сберегающие денежные средства, платят инфляционный налог(это потеря владельцем денежных средств в результате инфляции). Инфляция отрицательно влияет на все звенья финансовой системы, обостряет кризис государственных финансов. Происходит обесценение налоговых и других поступлений казну. Также инфляция снижает реальную величину налоговых поступлений. Начисление налога происходит раньше, чем его уплата. И т. к. не существует механизма поддержания реальной величины взимания налогов, то любое повышение темпа инфляции в течение этого периода обесценивает налоговые поступления. Это явление известно как эффект Танзи-Оливера. Эффект Танзи-Оливера будет тем больше, чем позже платят налоги, и выше темпы инфляции. Более низкие налоговые поступления еще больше увеличивают дефицит бюджета. Растет государственный долг, обесценение денег подрывает конкурентоспособность национальных фирм, поощряет ввоз товаров из-за границы. В период инфляции сокращаются личные сбережения, снижаются реальные доходы, уровень жизни. И, как следствие, уменьшается спрос, и происходит нарушение равновесия спроса и предложения. Инфляция усиливает натуральный обмен, снижает заинтересованность производителей в создании качественных товаров и в производстве дешевых товаров. Поскольку инфляция есть переполнение каналов денежного обращения денежными знаками, то остановить или придержать инфляцию можно путем снижения темпа предложения денег. Центральный банк должен сократить эмиссию денег, повысить учетную ставку процента и резервы банка. Необходимо стимулировать сбережение денег населения. Также можно регулировать инфляцию с помощью политики цен и доходов. Суть ее в том, что правительство в директивном порядке либо замораживает цены и доходы, либо ограничивает рост зарплаты ростом средней производительности труда. Одним из методов борьбы с инфляцией является стабилизация и стимулирование производства. Это предусматривает структурную перестройку экономики, конверсию оборонного производства, повышение товарности экономики и повышение ответственности предпринимателей за результаты хозяйственной деятельности. К мерам борьбы с инфляцией относятся: создание рыночной инфраструктуры, регулирование валютного курса, приватизация, демонополизация производства, либерализация цен и денежная реформа конфискационного типа. Существует определенная связь безработицы, и инфляции эта связь была зафиксирована Филипсом в виде кривой. Он зафиксировал обратную зависимость между темпами инфляции и долей безработицы. Чем выше темпы инфляции, тем ниже доля безработных. Вмешательство государства может снизить уровень безработицы, расширяя совокупный спрос, возникающая при этом напряженность на рынке труда будет способствовать росту заработной платы, цен и развернутой инфляции. Для снижения инфляции необходимо проводить политику ограничения спроса, что приводит к свертыванию производства и росту безработицы.

Финансовая система.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.138.170 (0.017 с.)