Внешние эффекты и общественные блага. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешние эффекты и общественные блага.



Эффективность производства и распределения до сих пор рассматривались относительно так называемых «частных благ». Частными благами называют блага индивидуального потребления, каждая единица которых может получить стоимостную оценку и может быть продана. Частным благам присуща черта исключительности. Покупка таких благ дает каждому потребителю (семье, фирме) исключительное право на извлечение связанных с этим благом выгод. Увеличение потребления таких благ одними лицами уменьшает, ограничивает возможность их потребления другими лицами. Рыночные механизмы достаточно успешно справляются с производством и распределением таких благ.В отличие от частных благ так называемые «общественные блага»потребляются совместно всеми или, по крайней мере, многими людьми одновременно. При этом потребление одних лиц не уменьшает возможность пользоваться этими благами для других лиц. Характер использования таких благ не позволяет исключить из круга потребителей даже тех людей, которые не хотят или не могут за него заплатить.Наиболее наглядными примерами таких благ являются национальная оборона, уличное освещение, работа маяка, охрана общественного порядка, работа радиостанций и т. п. Чисто общественных благ существует достаточно немного. Особую группу образуют так называемые «квазиобщественные» или иначе «псевдообщественные» блага и услуги. Обычно они предоставляются государством и выглядят как общественные (театры, стадионы, музеи, здравоохранение, образование).Процессы производства одних благ и потребления других сопровождаются побочным воздействием на людей и условия их жизнедеятельности. Причем результаты этого воздействия могут быть как положительными (в этом случае говорят о внешних эффектах), так и отрицательными (внешние издержки). Логично было бы предположить, что все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением таких благ, учитываются в их рыночной стоимости. Однако это далеко, но так. Например, как известно, химические и металлургические компании, равно как целлюлозно-бумажные и энергетические (работающие на твердом топливе), сильно загрязняют окружающую среду. Какие-то природоохранные мероприятия они проводят и оплачивают. Но этого, как показывает повседневная практика, оказывается недостаточно, чтобы возместить издержки, в т. ч. и те, которые берет на себя общество, вынужденное устранять отрицательные последствия их деятельности. Издержки, не отраженные в рыночной цене товара, называются внешними (в отличие от внутренних, которые несет и покрывает компания-производитель). Включение внешних издержек в рыночную цену товара привело бы к ее росту и сокращению платежеспособного спроса потребителей. Если этого не происходит, то с позиций общества, с позиции «третьих лиц», то есть лиц, не вовлеченных в процесс покупки данного товара, его производится слишком много. Примером отрицательного воздействия потребления на здоровье окружающих людей может служить курение дома и в общественных местах. Включение затрат на лечение «пассивных курильщиков» в цену табачных изделий заставило бы табачные компании и курильщиков нести бремя материальной ответственности за свое вредное производство и вредные привычки. И производство, и потребление «избыточно производимого товара» сократились бы.

В современной экономической теории под внешними эффектами (экстерналиями, от англ. external - внешний) понимается не отраженное в ценах воздействие определенной деятельности на благосостояние третьих лиц, не являющихся субъектами этой деятельности.Попытка исследования внешних эффектов впервые была предпринята в рамках экономической теории благосостояния, возникновение которой относится к началу XX века и связано с именами В.Парето и А. Пигу.Парето обосновал принцип оптимальности, который получил название "оптимум по Парето" или "Парето-эффективность". Этот принцип был положен в основу так называемой новой экономики благосостояния, став ее фундаментальным понятием.Парето-эффективность достигается в том случае, если экономика находится в таком состоянии, при котором любое дальнейшее перераспределение ресурсов будет иметь результатом ухудшение экономического положения хотя бы одного субъекта. Это означает, что общественное благосостояние достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы.Несостоятельность рынка выражается в том, что он не обеспечивает эффективное распределение ресурсов при наличии: несовершенной конкуренции; асимметричной информации; внешних эффектов; общественных благ.Внешние эффекты (экстерналии) затрагивают интересы лиц, не участвующих в рыночной сделке, то есть наносят им ущерб или приносят выгоду. Внешние эффекты: не являются результатом взаимодействия спроса и предложения и не отражаются в рыночных ценах;препятствуют достижению Парето-эффективного распределения ресурсов в экономике;могут возникать в производстве и потреблении, бывают отрицательными и положительными.Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь процесс производства одного предприятия приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов. Государством регулируются внешние эффекты либо с помощью налогов, штрафов, мер запретительного характера (отрицательные внешние эффекты), либо за счет субсидий, дотаций (положительные внешние эффекты). Однако большая часть проблем, связанных с внешними эффектами, может быть урегулирована без вмешательства государства при следующих условиях:государство четко определяет права собственности на экономические ресурсы (право контролировать экономические ресурсы, распределять возникающие при их эксплуатации выгоды и потери);число участников рыночной сделки должно быть невелико;

- трансакционные издержки (связанные со сбором информации, определением партнеров по сделке, с заключением контрактов, с определением прав собственности и их защитой) должны быть пренебрежительно малы.Если эти условия соблюдаются, то внешние эффекты не требуют государственного вмешательства. Здесь срабатывает принцип, получивший название теоремы Рональда Коуза: если права собственности четко определены, число участников сделки невелико, трансакционные издержки близки к нулю, то проблема внешних эффектов может быть решена без участия государства на основе добровольного соглашения сторон путем переговоров. Общественный товар (благо) - товар или услуга, который потребляется коллективно всеми членами общества, независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользование этим товаром или услугой.Продажа общественного блага на рынке означала бы, что его покупатель делает доступным это благо не только для своего личного пользования, но также для использования любым другим членом общества. Если бы некто производил общественное благо для своей выгоды, с целью получения дохода, то этот производитель также приносил бы пользу и всем остальным гражданам. Например, обеспеченный человек прибегнул к услугам частной охранной компании для обеспечения безопасности в своем доме. Это приведет к возникновению положительного внешнего эффекта для его соседей. Общественное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей.Общественные блага имеют следующие особенности:они неделимы, их нельзя разбить на отдельные единицы, которые могли бы потребить разные индивиды (маяки, светофоры, другие общедоступные объекты);общественные товары неисключаемы из потребления - если данное благо доступно одному члену общества, то оно доступно и другому;потребление общественных благ не предполагает соперничества между потребителями - будучи предоставленными одному члену общества, они могут быть предоставлены и другим членам без каких-либо дополнительных затрат с их стороны.Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один потребитель общественного товара. Например, вооруженные силы защищают население, которое все время увеличивается; новые потребители данного общественного блага также защищены. Характерными чертами чистого общественного блага является неперегружаемость (отсутствие соперничества в потреблении) и неисключаемость (невозможность воспрепятствовать их потреблению). Пример: национальная оборона.Производство чистых общественных благ связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов.Общественные блага обычно производятся при участии государства.Самое большее, что человек готов был бы уплатить за покупку блага - предельная полезность, которую он мог бы таким образом получить.Когда потребители занижают оценку стоимости и свою оплату общественного блага в надежде получить выгоду за счет усилий и вкладов в его оплату со стороны других потребителей, возникает проблема «зайцев».Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между частными и общественными благами. В ряде случаев потребление блага неизбирательного только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми благами, которых может не хватить на всех потребителей.Примером таких благ может служить скоростное шоссе. При пользовании такими благами, начиная с некоторого количества потребителей, появление каждого дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, получаемой полезности, получаемой уже существующими потребителями.Исключаемые общественные блага - это такие блага, для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей относительно низкие (легко назначить цену за их потребление). Пример: образование, здравоохранение.Как и рыночный спрос на частные блага, коллективный (общий, совокупный) спрос на общественный товар определяется путем суммирования спроса индивидуальных потребителей. При этом спрос каждого индивидуального потребителя на каждую конкретную единицу общественного блага зависит от предельной выгоды (MB), которую он получает от дополнительной единицы общественного товара.

Раздел 2. Макроэкономика

Предмет макроэкономики.

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:1)определение объема и структуры национального продукта и НД;2)выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;3)анализ природы инфляции;4)изучение механизма и факторов экономического роста;5)рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;6)исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;7)теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей: он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.008 с.)