Общественные блага, их свойства и виды. Проблема «безбилетника» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные блага, их свойства и виды. Проблема «безбилетника»



Общественное благо — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства. Они позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом. (дороги, здравоохранение, образование, армия)

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

· отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ(что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения);

· неделимостью блага (что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства);

· нерыночным характером стоимости блага (на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции);

· тотальным и неисключаемым характером (его потребление не может быть ограничено определенной группой населения).

На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:

· международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система;

· национальные общественные блага. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти.

· местные общественные блага. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

Эффект безбилетника — экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты.

Проблема безбилетника возникает, когда индивид сознательно не желает платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без всякой оплаты. Одним из ярких примеров проявления проблемы безбилетника является феномен уклонения граждан от уплаты налогов, идущих (в числе прочего) на обеспечение общественных благ.

 

8) Внешние эффекты и информационная асимметрия: содержание и

Последствия для экономики.

Внешние эффекты представляют собой издержки и выгоды, которые связаны с производством или потреблением блага, но выпадают на долю лиц, не участвующих в данной рыночной сделке. Таким образом, эффекты не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, приводят к снижению эффективности его действия и к неоптимальному размещению благ и ресурсов в экономике.

Отрицательные внешние эффекты возникают в том случае, когда действия лиц, участвующих в сделке, оказывают негативное воздействие на третьих лиц. Классическим примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды.

Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц.

 

Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке, что порождает ряд экономических проблем. Выделяют два вида проблем — неблагоприятный отбор (ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.) и моральный риск (например, поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией).

 

Перераспределительные процессы и эффективность. Издержки перераспределения

Государство участвует в перераспределении путем правопринуждения – облагает налогом индивидов и организации с целью получения ресурсов для дальнейшего перераспределения. Принудительная реаллокация ресурсов, к которой прибегает государство, обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосостояния индивидов. Принося преимущества одним членам общества, она влечет за собой потери для других. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда законы и политические решения предусматривают осуществление трансфертных платежей, как правило, опосредуемых бюджетом. Трансфертами являются, например, пособия, выплачиваемые нуждающимся за счет налогообложения лиц с относительно высокими доходами.

Издержки перераспределения:

1. затраты на осуществление государством действий по перераспределению. например, собрав некую сумму за счет налогообложения наиболее состоятельных граждан, раздать ее наименее обеспеченным. Необходимо затратить средства, чтобы не только идентифицировать по­тенциальных плательщиков и получателей средств (первые могут скрывать свою состоятельность, вторые - преувеличивать свои нужды), но и постоянно содержать аппарат, реализующий транс­фертные платежи и контролирующий их обоснованность.

2. Перераспределение влияет на аллокацию ресурсов. Перераспределение части доходов от высокопроизводительного труда в пользу тех, кто трудится с низкой производительностью, оказывает дестимулируюшее воздействие на работников. Причем это касается не только тех, за счет кого осуществляется трансферт, но и получателей выплат. Первые недостаточно заинтересованы в повышении заработка, поскольку часть его подлежит изъятию, вторые — поскольку заработок фактически не является для них единственным источником дохода, причем с ростом заработка они рискуют лишиться дополнительных выплат.

Критерии эффективности гос.сектора – это максимизация удовлетворения соц.потребностей граждан при рациональном использовании экономических возможностей.

 

Государственное и муниципальное благосостояние. Функции государственного и муниципального благосостояния.

Государственное благосостояние - это размер национального дохода, который зависит от ряда факторов: размеров ресурсов и капитала, особенностей народа, деятельности правительства и внешней торговли. Благосостояния можно добиться путем более равномерного распределения доходов, которого можно добиться при помощи государственного вмешательства, рационального налогообложения и бюджетно-налоговой политики.

Государство благосостояния - понятие, которым обозначают совокупность социальных институтов в западных странах, призванных обеспечить всех членов общества социальными правами путем перераспределения доходов.

Функция общественного благосостояния Д. Роулса (функция максимина) - выступает против утилитаризма, т.е. он считает несправедливым, когда одни люди процветают, а другие находятся в нужде.

- Функция общественного благосостояния строится на следующих предпосылках:

· Индивиды и общество ограниченно рациональны.

· Цель индивидов и общества – это не максимизация полезности, а снижение риска оказаться бедным в условиях ограниченной информации и неопределенности.

· Снижение риска бедности в обществе обеспечивается путем создания справедливого контрактного государства.

Функция общественного благосостояния Ницше (функция максимакса): Этический принцип - общественное благосостояние определяется только благосостоянием богатых индивидов. при перераспределении благосостояния от богатых к бедным возникают высокие издержки).

в результате потеря полезности богатых не компенсируется приростом полезности у бедных, поэтому для обеспечения роста общественного благосостояния общество должно ориентироваться на рост индивидуального благосостояния богатых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.008 с.)