Структура государственных расходов на социальную сферу. Взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура государственных расходов на социальную сферу. Взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования.



На основании классификации расходов бюджетов бюджетной системы, одним из основных расходов традиционно считаются расходы на социальную политику.

Расходы в социальной сфере делятся на расходы на социальную защиту и расходов на социальное обеспечение. Эти затраты делятся на следующие группы:

* общественное образование и профессиональную подготовку;

* Здоровье;

* Культура, искусство и СМИ;

* социальная безопасность (в том числе денежных средств, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации).

* физическое воспитание и спорт;

Для того, чтобы выявить особенности государственного социального расходов существует классификация государственных расходов на социальные нужды на формах финансирования (на содержание объектов, оплата за товары, услуги и трансфертов населению, целевое финансирование (гранты) страховые платежи, субсидии и субвенции) и бюджетных ассигнований.

Общественное страхование обеспечивает экономию на масштабе и относительное снижение администра­тивных издержек, а также в той или иной степени решает про­блемы, связанные с неблагоприятным отбором, социальным и моральным риском. Все это достигается за счет обяза­тельного характера страхования и влечет за собой элементы при­нудительного перераспределения.

При отсутствии обязательного общественного страхования значительно возросла бы потребность, в перераспределении в форме социальной помощи.

 

Представим себе склонного к риску индивида, который, имея, на первый взгляд, отличное здоровье, не делал сбережений на случай болезни и не приобретал медицинской страховки, однако внезапно серьезно заболел. Этот индивид будет получать социальную помощь

Допустим, что индивид, склонный к риску, не застраховал свой автомобиль и потерял его в результате угона. Потерпевший не имеет оснований претендовать на социальную помощь. Значит, общественное страхование было бы оправдано, лишь если бы имелись ясные свидетельства его более высокой экон­мической эффективности по сравнению с частным. На практике все, что в данном случае требуется от государства, — это гарантии выполнения контрактов, добровольно заключаемых потребителями со страховыми компаниями.

 

Институциональные формы организации государственного и муниципального сектора.

Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Свою деятельность унитарные государственные и муниципальные предприятия строят на коммерческих принципах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличения прибыли.

Помимо коммерческих, в структуре хозяйствующих субъектов закон выделяет некоммерческие организации — «потребительские кооперативы», «общественные» и «религиозные» организации, «фонды».

Основная цель потребительских кооперативов состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей граждан, объединяющихся для совместного удовлетворения личных потребностей (например, для строительства и эксплуатации жилых домов, гаражей, обеспечения продуктами питания, предметами промышленного производства и т. д.)

Некоммерческими организациями являются также общественные и религиозные организации. Они представляют собой добровольные объединения граждан, соединяющихся на основе общности интересов. Такие общественные организации создаются для обеспечения самых разнообразных интересов — культурных, образовательных, оздоровительных и т. д. (например, добровольное спортивное общество «Спартак», общество «Знание», общество книголюбов).

Наконец, некоммерческими организациями являются фонды, т. е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду, становится его собственностью. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.

 

Оценки затрат и результатов в государственных и муниципальных секторах

Оценка и сопоставление затрат и результатов необходима для подготовки обоснованных решений как в общественном, так и в частнопредпринимательском секторе. В обоих случаях требуется определить, во-первых, компоненты издержек; во-вторых, круг последствий, к которым они приводят; в-третьих, экономические измерители, позволяющие оценивать разнообразные элементы затрат и результатов в едином масштабе; в-четвертых, чистую отдачу, то есть разницу между результатами и затратами.

Однако решаются эти задачи по-разному, в зависимости от того, чьи интересы диктуют хозяйственные решения. В предпринимательском секторе естественно исходить из частных интересов конкретных индивидов, в общественном - из общих интересов граждан (налогоплательщиков).

Для частной фирмы в роли адекватных экономических измерителей затрат и результатов выступают рыночные цены, по которым фактически осуществляется купля-продажа. Чистая отдача характеризуется прибылью, представляющей собой итог рыночных взаимоотношений.

В общественном секторе издержки и выгоды должны быть оценены с позиций всего общества. Чистая отдача, подлежащая максимизации, представляет собой разность между общественными выгодами и общественными издержками.

В связи с этим компоненты затрат и круг достигаемых результатов следует оценивать:

- с учетом экстерналий. Отрицательные внешние эффекты следует рассматривать как потери общества, тогда как позитивные экстерналии означают прирост благосостояния; - с учетом неосязаемых благ, то есть благ которые не становятся объектами рыночных отношений.

Для корректировки рыночных цен и для учета ценности благ, не поступающих на рынок, требуются расчетные цены, адекватно отражающие предпочтения общества и альтернативные издержки. Такие цены, применяемые при анализе общественных издержек и выгод, принято называть теневыми.

Содержание и принципы бюджетного федерализма. Теорема о

Децентрализации.

Бюджетный федерализм - это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

· единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

· сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

· высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

· активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ – передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Теорема о децентрализации формулируется следующим образом: если бюджетная децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решений в отношении поставки локального общественного блага либо эффективнее централизованного, либо, по крайней мере, не уступает ему с точки зрения эффективности.

Децентрализация обычно требует затрат, по крайней мере административных. Они могут сделать децентрализованную поставку общественного блага более дорогой, чем централизованная. Децентрализация эффективна, если эти конкретные, количественно определенные затраты перекрываются столь же конкретным, количественно определенным выигрышем, который в нашем упрощенном примере изображен площадью заштрихованных треугольников.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.01 с.)