Предмет экономики государственного и муниципального сектора, ее зарождение и методы исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет экономики государственного и муниципального сектора, ее зарождение и методы исследования.



Предмет экономики государственного и муниципального сектора, ее зарождение и методы исследования.

Предмет изучения экономики общественного сектора - роль и функции государства как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, взаимодействие с другими хозяйствующими субъектами внутри страны и за рубежом. Экономическая деятельность государственного сектора в целом, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также в разрезе отраслей и видов экономической деятельности.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Муниципальный сектор - совокупность муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные, управленческие функции на определенной территории. Формируется как структурное подразделение национального хозяйства - единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. Национальное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов.

Стержнем национальной экономики является экономика, которая дает методы его рационального владения.

 

История исследований государственного и муниципального сектора

 

3) Англо-американский и континентальный подходы к роли государства обществе. Современная политическая экономия.

Англо-американский подход к роли государства (Англии, США, Ирландия)

Специфика заключена в:

· минимальном участии государства в социальной сфере (государство берет ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения);

· любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу;

· финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета;

· социальные услуги основаны на принципе «всеобщности», т.е. распространены на всех нуждающихся в материальной помощи граждан и принципе единообразия и унификации, что выражается в едином размере пособий, а также условий их выдачи («равные пособия за равные взносы»). Т.е. не зависимо от того, сколько человек зарабатывает, он вносит фиксированные взносы и в старости получает одинаковые пенсии;

Континентальная модель. (Германия, Франция, Австрия, Бельгия.)

Специфика:

· устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности («чем больше зарабатываешь, тем больше социальные отчисления, тем выше социальная поддержка»);

· центральным принципом является упор на рынок и принцип социального страхования под государственным наблюдением;

· роль государства невелика (предоставление социальных услуг нуждающимся); в социальном секторе активность проявляют благотворительные фонды и общественная помощь;

Современная политэкономия - это политэкономия начала XXI века и нового тысячелетия.

 

Причины государственного вмешательства в функционирование

Рыночного механизма

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Рынок обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений, и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п.

Государственное регулирование воздействует на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.

Обычно выделяют три глобальные функции государства:

· Эффективность (Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства.)

· справедливость (государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п.)

· стабильность (Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.)

 

Направления влияния государства на экономику: перераспределение через бюджет, государственная собственность, регулирование частного сектора.

Перераспределение через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета (денежные средства, поступающие в безвозмезд­ном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной вла­сти Российской Федерации, органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления)

2) расходы бюджета (денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления)

Роль государственной собственности в экономической системе прослеживается по нескольким направлениям:

· она необходима в тех сферах и отраслях, которые остаются вне сферы деятельности частного бизнеса. Обычно это те отрасли, в которых сложно получить среднюю норму прибыли, где низка отдача от вложений. В качестве примеров можно назвать малопривлекательные для частных инвесторов спорт, медицина, образование, культура и др.

· производство общественных товаров. Сюда относятся поддержание обороноспособности страны, содержание правоохранительных органов, дорожной сети и др. Все эти товары и услуги необходимы обществу в целом и государству целесообразнее взять на себя заботу об этом

и т.д.

 

Последствия для экономики.

Внешние эффекты представляют собой издержки и выгоды, которые связаны с производством или потреблением блага, но выпадают на долю лиц, не участвующих в данной рыночной сделке. Таким образом, эффекты не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, приводят к снижению эффективности его действия и к неоптимальному размещению благ и ресурсов в экономике.

Отрицательные внешние эффекты возникают в том случае, когда действия лиц, участвующих в сделке, оказывают негативное воздействие на третьих лиц. Классическим примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды.

Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц.

 

Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке, что порождает ряд экономических проблем. Выделяют два вида проблем — неблагоприятный отбор (ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.) и моральный риск (например, поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией).

 

Содержание и принципы бюджетного федерализма. Теорема о

Децентрализации.

Бюджетный федерализм - это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

· единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

· сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

· высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

· активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ – передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Теорема о децентрализации формулируется следующим образом: если бюджетная децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решений в отношении поставки локального общественного блага либо эффективнее централизованного, либо, по крайней мере, не уступает ему с точки зрения эффективности.

Децентрализация обычно требует затрат, по крайней мере административных. Они могут сделать децентрализованную поставку общественного блага более дорогой, чем централизованная. Децентрализация эффективна, если эти конкретные, количественно определенные затраты перекрываются столь же конкретным, количественно определенным выигрышем, который в нашем упрощенном примере изображен площадью заштрихованных треугольников.

 

Предмет экономики государственного и муниципального сектора, ее зарождение и методы исследования.

Предмет изучения экономики общественного сектора - роль и функции государства как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, взаимодействие с другими хозяйствующими субъектами внутри страны и за рубежом. Экономическая деятельность государственного сектора в целом, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также в разрезе отраслей и видов экономической деятельности.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Муниципальный сектор - совокупность муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные, управленческие функции на определенной территории. Формируется как структурное подразделение национального хозяйства - единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. Национальное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов.

Стержнем национальной экономики является экономика, которая дает методы его рационального владения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.023 с.)