Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «связи с общественностью»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «связи с общественностью» существует уже более 200 лет. Впервые термин public relations употребил президент США Джефферсон в своем обращении к Конгрессу. В значении «действие во благо общества» паблик рилейшнз активно использовалось в 1830-х гг. Современное понимание появилось в конце XIX в. Однако до настоящего времени понятие «связи с общественностью» не получило однозначной трактовки. Прежде всего дадим определение базовому термину и объясним наличие большого количества дефиниций — их в современной литературе насчитывается около 1000. Определения паблик рилейшнз можно классифицировать следующим образом, выделяя четыре основные группы определений. 1. Определения, имеющие официальный статус (представлены в профессиональных хартиях, кодексах; опре деления, принятые различными профессиональными ассоциациями). Определение Мексиканской декларации паблик рилейшнз, принятое в 1978 г. в Мехико представителями 30 национальных и региональных PR-ассоциаций: «Практика паблик рилейшнз — это творческий и социально-научный подход к анализу тенденций, предсказанию их последствий, предоставлению консультаций руководителям организаций и выполнению запланированных программ действий, которые Члены Американского общества паблик рилейшнз в 1982 г. трактовали PR следующим образом: «Паблик рилейшнз оказывают помощь нашему сложному плюра листическому обществу в более эффективном выборе решений и осуществлении функций, внося вклад во взаимопонимание между различными группами и организациями. Они вносят гармонию в частную и общественную деятельность». 2. Канонические лексикографические определения (словари, энциклопедии и другая справочная литература, в основном иноязычная): «PR — это теории и методы, применяемые для урегулирования отношений субъекта со своей общественностью» (Dictionary of Sociology, 1944); «Паблик рилейшнз — это отношения, поддерживаемые организа цией с общественностью посредством паблисити, которые имеют своей целью воздействие на общественное мнение» (Webster’s New World Dictionar for Young Adults, 1994); «Паблик рилейшнз — общественные связи — организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими) общественными структурами и гражданами в интересах всего общества» (Словарь иностранных слов, 1995). 3. Определения, имевшие в 1990-х гг. — период становления PR-деятельности в России и ее научного осмысления — высокий научный или профессиональный статус. Известный американский теоретик, один из отцов паблик рилейшнз Эдвард Бернейз дает такое опре деление: «PR — это область действий, которая призвана заниматься взаимодействием между личностью, группой, идеей или другой единицей общественности, от которой она зависит». В толковых словарях русского языка определение паблик рилейшнз отсутствует. В России большое влияние на понимание PR оказало определение, данное в появившейся в 1990 г. первой переводной книге английского PR-специалиста Сэма Блэка: «PR — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». Перевод книги С. Блэка (известной специалистам только в Великобритании), в 1990-х гг. возглавлявшего Международную ассоциацию по связям с общественностью, целое десятилетие был практически единственным авторитетным изданием в России, но сегодня эта книга, несмотря на высокий индекс цитируемости, анахронична. Еще одно определение было дано 65 ведущими учеными в области PR под руководством Р. Харлоу, которые на основе анализа существовавших в 1975 г. 472 определений сформулировали такую дефиницию: «Паблик рилейшнз — это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью, способствует решению различных проблем и задач, помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает упор на главной задаче руководства компании служить интересам общественности, помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их по возможности наиболее эффективно, выполняя роль „системы раннего оповещения“ об опасности, помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности». 4. Другие определения, дающие различные трактовки PR. Как функция менеджмента (И. Алешина, Т. Хант, Дж. Грю-ниг и др.): «Паблик рилейшнз — это управленческая функция по установлению и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от настроений и мнений которой зависит успех или неудача организации» (С. Катлип) «Паблик рилейшнз — самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и ее общественностью» (И. Алешина). Как область, или сфера, деятельности (коммуникативная, организаторская и т. д.): «Деятельностью в области паблик рилейшнз являются планируемые и осуществляемые усилия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью» (опре-деление Британского института свя зей с общественностью — IPR). «ПР — коммуникатив ная деятельность, направленная на формирование и поддержание гар моничных и доброжелательных отношений между учреждением и общественностью на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации» (Н. Григорьева). Как совокупный ряд косвенных, родственных или сопряженных понятий. Основоположник европейской школы паблик рилейшнз Люсьен Матра давал такое определение: «Паблик рилейшнз являются, во-первых, манерой поведения, а во-вторых, способом информирования и коммуникации, направленным на установление и поддержание доверительных взаимоотношений, основанных на взаимном знании и взаимопонимании между группой, рассматриваемой в ее разных функциях и видах деятельности, и аудиториями, которые она затрагивает». Есть другие трактовки: «PR — это независимое общественное мнение, сложившееся в результате деятельности вашей фирмы, ее рекламы и благотворительных мероприятий» (И. Артемникова); «PR — это искусство применения системы обоснованных на особенностях человеческого восприятия средств убеждения, направленных на увеличение конкурентных преимуществ одной идеи в ущерб другой» (Д. Арнольд). В чем причина наличия такого большого количества разнообразных по своей сути определений? Еще в 1951 г. один из французских исследователей Ж. Шомели писал по поводу определений паблик рилейшнз, изучая становление на европейском континенте новой социальной деятельности: «Связями с общественностью (public relations) называют в Америке совокупность способов, которые применяются деловыми людьми, чтобы привлечь к себе симпатии и обеспечить добрую волю окружающих.<…> Не в том состоит затруднение, что выражение „связи с общественностью“ не имеет смысла, а скорее в том, что так называют массу совершенно разных вещей». Действительно, сегодня PR-деятельность представлена совокупностью различных практик, при этом с начала 2000 г. в России появляется большое количество литературы по паблик рилейшнз, как переводной, так и отечественной, представляющей все многообразие суждений исследователей — теоретиков и практиков — о сущности связей с общественностью. Несмотря на содержательное многообразие, все определения PR можно разделить на две основные группы: нормативные и аналитические. Первые описывают PR-практику и технологические приемы деятельности специалистов по связям с общественностью, вторые анализируют имеющиеся дефи ниции и предлагают авторскую трактовку понимания термина. Большое количество определений свидетельствует о многообразной и сложной сущности PR, желании выделить одну или несколько сторон этой деятельности. В данном учебнике в качестве базового принимается следующее определение, выработанное в рамках Петербургской школы PR: Паблик рилейшнз — это управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию взаимодей ствий социального субъекта со значимыми сегментами социальной среды — с его общественностью. В специальной литературе различными являются версии использования форм числа и рода главного понятия. Термин «паблик рилейшнз» и его аналог «PR» мы будем употреблять в форме мужского рода единственного числа и считать синонимичными русскоязычное словосочетание «связи с общественностью», транскрибированное заимствование «паблик рилейшнз» и аббревиатуру PR. Паблик рилейшнз как совокупность социальных практик, определенных техник и технологий имеет конкретное содержание. Условно эти социальные практики можно разделить на две большие взаимосвязанные группы. К первой группе относятся практики, целью которых являются организация и проведение так называемых специальных мероприятий — презентаций, выставок, ярмарок, корпоративных, благотворительных, лоббистских мероприятий, семинаров, конференций и т. д. Перечень и содержание специальных мероприятий не имеют ограничений и развиваются по мере усложнения коммуникационной практики различных социальных субъектов. Эту группу можно определить как у с т р о и т е л ь н ы й, н е и н ф о р м а ц и о н н ы й PR, выделяя тем самым организационную сторону этой деятельности. PR-специалист в данном случае выступает больше как менеджер, автор и организатор конкретного проекта, от него требуются навыки логистики (умения последовательно и четко выстроить все мероприятие и подвести его итоги), управления людьми, задействованными в конкретном проекте, просчет экономической эффективности и информационно-рекламной отдачи от определенного события. Вторая группа PR-практик ориентирована на работу со средствами массовой информации (СМИ): это и н ф о р м а ц и о нн ы й PR. В профессиональном тезаурусе она носит название медиарилейшнз, или прессрилейшнз, причем второе название более узко и не отражает все поля объектов PR. К ним относятся газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, различного рода интернет-источники. Медиарилейшнз — это управляемые социальные практики, направленные на оптимизацию взаимодействия социального субъекта (организации, компании, отдельной персоны) со средствами массовой информации — важнейшим сегментом его социаль- ной среды. Несмотря на открытость и публичность большинства специальных мероприятий, ряд из них не нуждается в отдельном информационном сопровождении, например лоббистские мероприятия, некоторые презентации, круглые столы, семинары и конференции. В отличие от так называемых специальных мероприятий, которые могут носить разовый, эпизодический характер, медиарилейшнз осуществляется постоянно вне зависимости от наличия острых информационных поводов. В момент «событийного» затишья активно используется технология ньюсмейкинга (формирования новостей), а также предложение журналистам проблемных, аналитических тем. Деление на устроительный и информационный PR достаточно условно, поскольку все специальные мероприятия также требуют информационного сопровождения, однако между данными двумя группами существуют принципиальные различия в формах и технологиях; различ ными профессиональными, функциональными и личностными характеристиками обладают выполняющие данную деятельность специалисты. Однако предложенные мероприятия и технологии не могут отразить все содержание PR-деятельности — оно шире и предполагает постоянное развитие. Социальные PR-практики активно эволюционируют, дополняются, приобретают многоплановый и комплексный характер. Чаще всего они не реализуются в виде отдельного мероприятия (PR-акции), а представляют собой комплекс взаимоувязанных действий, или кампанию. PR-кампания — это «целенаправленная, системно организованная и завершенная совокупность PR-операций и обеспечивающих их мероприятий, объединенных общим стратегическим замыслом, направленная на решение конкретной проблемы организации». Необходимо четко различать PR-деятельность и журналистскую и рекламную практики. Журналистика — деятельность по сбору, обработке и передаче массовой аудитории значимой информации посредством специальных средств (газет, радио, ТВ, информационных агентств). Реклама — деятельность по информационному продвижению на рынке товара или услуги с целью их продажи. Любая форма неличного представления идей, товаров или услуг, оплаченная точно установленным заказчиком.
Вопросы к тексту
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 11792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.008 с.) |