Государственное регулирование цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование цен



Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.

Прямое регулирование

Прямое вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определённых правил ценообразования.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства:

1) замораживание цен (общее или на отдельные группы товаров);

2) установление фиксированных цен и тарифов;

3) установление пределов возможного роста (падения)цены за определённый период времени;

4) установление предельного норматива рентабельности;

5) установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.

Косвенное вмешательство

К формам косвенного регулирования цен можно отнести следующие методы:

1) применение льготного налогообложения;

2) установка акцизов;

3) льготного кредитования из бюджета;

4) субсидирования и дотирования из бюджета.

 

2.3 Задачи и ситуации для самостоятельного решения

Задача 1. Осуществите распределение постоянных издержек предприятия между товарами по трём методам:

1 - пропорционально заработанной плате рабочих;

2 - пропорционально стоимости материалов;

3 - пропорционально переменным издержкам.

Рассчитайте: - общую и удельную себестоимость по видам товаров;

- цены на единицу товара, если уровень рентабельности продукции предприятия составляет 15 %;

- ожидаемую прибыль (при условии полной реализации товаров).

Данные для расчёта приведены в таблице 2.1:

Таблица 2.1 – Исходные данные

Наименование позиции Товар Х Товар Y Товар Z Всего
Количество единиц 10 000 20 000 5 000 35 000
Заработная плата производственных рабочих   3 500   8 000   12 000   23 500
Материалы 16 600 34 000 8 500 59 100
ИТОГО переменные издержки 20 100 42 000 20 500 82 600
Общие постоянные издержки       55 000

Задача 2. Для группы металлорежущих станков разработаны шкалы оценок основных параметров. Один из станков группы, принятый за базовый, имеет балльную оценку 57. Новый станок имеет по основным параметрам оценку 75 баллов. Базовый станок имеют отпускную цену производителя – 170 тыс. руб. Наценки оптовых распространителей – 20 % от отпускной цены.

Определите оптовую отпускную цену нового станка.

Задача 3. Предприятие производит электронные платы. Годовой план реализации одной платы – 1 тысяча штук. Общезаводская себестоимость одной платы – 5 тыс. руб. Расходы на реализацию за год составляет 3 500 тыс. руб.

Определите отпускную цену предприятия, если целевая прибыль предприятия составляет 18 %.

Задача 4. Продукция производится несколькими предприятиями отрасли, исходные данные представлены в таблице 2.2:

Таблица 2.2 – Объёмы производства, себестоимость продукции предприятий отрасли

Предприятие Объём производства, тыс. руб.   Себестоимость единицы продукции, руб.
2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.
А 2 000 2 200 12,5 11,7
Б 3 500 3 500 10,0 9,4
В 4 200 4 500 8,3 8,3
Г 1 300 1 350 11,8 11,0
Всего 11 000 12 000    

Средняя отраслевая рентабельность продукции – 20 %.

Определите: 1) среднерыночную (стандартную) себестоимость;

2) изменение отраслевой себестоимости;

3) рыночную цену реализации, если спрос на продукцию останется

неизменным;

4) прибыль предприятия отрасли (при условии полной

реализации продукции).

Задача 5. Определите розничную цену пакета молока ёмкостью 0,5 литра. Себестоимость 1 литра молока составляет 25 рублей. Рентабельность данного вида продукции – 25 %. Дотации на 1 литр молока составляет 6 рублей. Издержки по упаковке, маркировке – 0,3 руб./литр. Розничная надбавка – 30 %, НДС – 10 %.

Задача 6. Определите отпускную цену изготовителя.Товар поставляется от производителя непосредственно в магазин. Розничная цена – 900 руб. Торговая надбавка – 25 %. Рентабельность продукции предприятия-изготовителя составляет 30 %.

Задача 7. Предприятие производит детские саночки: затраты на сырьё и материалы – 90 руб., затраты на обработку – 30 руб., общепроизводственные и общехозяйственные расходы – 60 руб., коммерческие расходы – 3 % от производственной себестоимости, свободная отпускная цена изготовителя товара с налогом на добавленную стоимость (18%) – 400 руб., оптовая надбавка – 5 %, торговая надбавка – 13 %.

Определите: 1) прибыль предприятия производителя;

2) оптовую цену;

3) розничную цену.

Задача 8. Определите оптовую цену сбытовой организации, если полная себестоимость продукции – 25 руб., прибыль и расходы сбытовых организаций на годовой объём реализации – 15 тыс. руб., оптовая цена предприятия – 34 руб., годовой объём – 5 тыс. шт., НДС – 18 %.

Задача 9. Определите стоимость моделей светильников агрегатным методом. ООО «Свет» производит настольные светильники двух моделей – одноламповые и трёхламповые.

Исходные данные по конструктивным элементам приведены в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 – Исходные данные

Наименование элементов светильников Стоимость одного элемента, руб.
1. Стойка  
2. Крепление для одного рожка  
3. Крепление для трёх рожков  
4. Патрон  
5. Электрическая лампа  
6. Абажур  
7. Электрический шнур  
8. Вилка  

Задача 10. Определите максимальный уровень цены закупки сырья в соответствии с расчётными данными таблицы 2.4

Таблица 2.4 – Исходные данные о продукции

Показатель Значение
1. Отпускная цена оптовика с НДС, руб./т 8 316
2. Оптовая надбавка, %  
3. Налог на добавленную стоимость, %  
4. Рентабельность продукции, %  
5. Издержки производства и реализации продукции без стоимости сырья, руб./т   1 080
6. Удельный расход сырья на единицу продукции, т/т  

Задача 11. Определите отпускную цену единицы произведённого на предприятии изделия. На предприятии производят изделия, на изготовление единицы которого расходуется 60 кг чугуна. Цена покупки чугуна – 37 500 руб. за т. Технологически неизбежные отходы металла составляют 30 % от его массы. Основная заработная плата в расчёте на единицу продукции – 180 руб., дополнительная – 6 % основной заработной платы. Отчисления на социальное страхование – 32,3 % суммы основной и дополнительной заработной платы.

Общепроизводственные затраты на предприятии составляют 6 000 000 руб., общехозяйственные – 2 700 000 руб. Общая сумма заработной платы основных производственных рабочих по сдельным расценкам – 3 000 000 руб. Коммерческие затраты предполагаются в размере 2 % от производственной себестоимости изделия. Ожидаемый доход в расчёте на единицу продукции должен составить 15 % её полной себестоимости.

Задача 12. Определите верхний предел оптовой цены изделия Б. В серийное производство внедряется новое изделие Б вместо изделия А, оптовая цена которого составляла 800 руб./шт. Годовой объём продукции, выпускаемой при помощи изделия А, – 100 шт./год. Срок службы изделия А равен 6 годам, годовые эксплуатационные расходы 90 руб. Производительность нового изделия по сравнению со старым увеличилась на 15 %, эксплуатационные затраты возросли на 50 %, а срок службы увеличился на 2 года.

Использование изделия Б вызывает у потребителя увеличение капитальных затрат в размере 100 руб. Нормативная рентабельность изделия равна 0,15.

Задача 13. Определите нижний и верхние пределы оптовой цены машины Б и рентабельность выпуска новых машин.

Спроектирована и принята после испытания новая машина Б. Базой для сравнения принята машина А того же назначения, ранее освоенная производством. Сведения о машинах представлены в таблице 2.5

Таблица 2.5 – Исходные данные

  Базовая машина А Новая машина Б
Оптовая цена, руб./шт. -  
Полная себестоимость, руб./шт. -  
Норматив рентабельности - 0,123
Годовая производительность, един./год    
Годовые эксплуатационные затраты, руб.    
Срок службы, год    
Нормативный коэффициент эффективности 0,2 0,2

Дополнительные капитальные затраты у потребителя изделия Б составляет 150 руб.

Задача 14. Определитекосвенные налоги, уплачиваемые за квартал фабрикой в госбюджет. (Справочно: ставка акциза на обувные изделия – 30 %, ставка НДС– 18 %).

Материальные затраты обувной фабрики в отчётном квартале составили 80 млн руб. Добавленная стоимость к материальным затратам в отпускной цене продукции составила 950 %.

Задача 15. Рассчитайте объём продаж предприятия при различных ценах её реализации на рынке. Постройте график зависимости «объём продаж – цена». Определите максимальную прибыль предприятия, если постоянные издержкипредприятия составляют 7 000 руб., переменные затраты на единицу продукции– 40 руб.

Данные о ценах и количестве товаров, продаваемых предприятием на рынке, представлены в таблице 2.6:

Таблица 2.6 – Цена и количество товаров, продаваемых на рынке предприятием

Цена, тыс. руб. Количество, тыс. штук
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Задача 16. Оцените, в чём ошибочность следующего суждения: «В течение последних лет цены на автомобили растут. В то же время с каждым годом люди приобретают всё больше автомобилей. Цена и количество товаров связаны друг с другом прямой зависимостью, а придуманный экономистами закон спроса и предложения неверен».

Литература по теме

 

1. Баздникин А. С. Цены и ценообразование: учеб. пособие / А. С. Баздникин. – М.: ЮРАЙ, 2004. – 332 с.

2. Биншток Ф. И. Ценообразование: учеб. пособие / Ф. И. Биншток. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 197 с.

3. Беляева И. Ю. Цены и ценообразование. Управленческий учёт: учеб. пособие / И. Ю. Беляева. – М.: КНОРУС, 2004. – 160 с.

4. Бутакова М. М. Практикум по ценообразованию: учеб. пособие / М. М. Бутакова. – М.: КНОРУС, 2007. – 224 с.

5. Герасименко В. В. Ценообразование: учеб. пособие / В. В. Герасименко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 422 с.

6. Емельянова Т. В. ценообразование: учеб. пособие / Т. В. Емельянова. – Минск: Вышейшая школа, 2006. – 255 с.

7. Куликов А. Л. Цены и ценообразование в вопросах и ответах.: учеб. пособие / А. Л. Куликов. – М.: Проспект, 2006. – 200 с.

ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

План семинарского занятия

 

1. Понятия доход и прибыль.

2. Расчёт балансовой прибыли, прибыли нетто и чистой прибыли.

3. Распределение чистой прибыли.

4. Понятие и виды рентабельности.

5. Факторный анализ прибыли и рентабельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.026 с.)