Методические указания к изучению темы и решению задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к изучению темы и решению задач



 

В научной и учебной литературе приводятся различные определения понятия «инновация» или «нововведение»:

· превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;

· результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков;

· результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т.д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения;

· новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.

 

В начале ХХI в. всё сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений, выделив пять их разновидностей:

1) новое, т.е. ещё неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;

2) новый, более эффективный метод производства известной продукции;

3) открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;

4) открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов;

5) реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то установившейся в нём монополии.

Й. Шумпетер отождествлял нововведения с «осуществлением новых комбинаций», т.е. любое новшество является уникальной выборкой ресурсов из уже имеющихся знаний (концептуальные положения, теории, методики и т.д.) – материальных, финансовых и других ресурсов. Причём результаты нововведения служат в свою очередь компонентами при формировании решений для будущих задач. Й. Шумпетер стремился к тому, чтобы термин «новшество» употреблялся в совершенно определённом смысле: им должно было обозначаться решение предпринимателя о проведении в жизнь (впервые) новой идеи, касающейся технологии или какого-либо другого вопроса, относящегося к управлению предприятием (заготовка материалов, сбыт и т.д.). Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т.п. хоть и выступают в качестве новшества, в чистом виде не являются нововведением, или инновацией. И только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями, или нововведениями.

Инновации можно классифицировать по следующим признакам:

- по степени новизны (радикальные, модифицирующие,

комбинаторные, имитационные);

- по отношению к предшественникам-аналогам (открывающие,

замещающие, отменяющие, ретроновации);

- по масштабам использования (точечные, диффузные);

- по цели использования (реактивные, стратегические);

- по источнику возникновения инновационной идеи (восходящие,

нисходящие);

- по содержанию (продуктовые, процессные, социальные) и т.п.

В современных условиях практически каждая организация любой отрасли национальной экономики решает задачи изменений и улучшений, которые и создают конкурентное преимущество одной компании над другими, позволяют сохранять и усиливать свои позиции на рынке. Материальные ресурсы имеют свойство ограниченности. Интеллектуальные ресурсы организации, региона, страны – это единственный неисчерпаемый источник, позволяющий оставаться на мировом уровне развития. Способность новых знаний экономить необходимые затраты труда и ресурсов придаёт им особую потребительную стоимость – возможность снижать стоимость произведённой продукции или услуг.

В отличие от приёмов работы со сложившимся, «зрелым» товаром, бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими аспектами управления (искать и осваивать новый рынок), но и с технологическими (развивать и совершенствовать саму продукцию под потребности рынка).

Инновационный процесс это процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями. Наиболее простой моделью инновационного процесса (ИП) служит инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, включающий следующие этапы: ФИ – ПИ – Р – ОП – ОН – ПН – РН – Э(П) – У.

Процесс передачи результатов с этапа на этап ИП называется трансфером инновации. Трансфер может быть коммерческим и некоммерческим. Коммерческим способом обычно передаются объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и наукоёмкая продукция (технологии).

Для осуществления ИП на предприятии могут создаваться подразделения как постоянного (отдел разработки новых видов продукции), так и временного (проектные группы) характера.

Совершенствование деятельности промышленных предприятий – крайне важный фактор выхода экономики России из кризиса. Но, к сожалению, за заботами о выживании вопросы развития предприятий зачастую уходят на второй план. Хотя, как показывает практика, такой подход резко ограничивает и возможности самого выживания. Современным инструментом менеджмента организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде выступает методология стратегического управления.

Стратегия организации это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, распределения ресурсов и последовательность в достижении целей в течение продолжительного периода времени.

Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из её настоящего состояния в желаемое будущее.

Выделяют два типа инновационных стратегий предприятия: наступательные и оборонительные. К наступательным стратегиям можно отнести лидерскую стратегию, «ловкий 2-й», промежуточную, мэрджер. К оборонительным – имитационную, защитную, оппортунистическую, кайдзен.

При реализации инновационных стратегий применяют различные источники и формы финансирования: бюджетные (финансирование приоритетных направлений путём заключения контракта на выполнение госзаказа, финансирование через специальные целевые фонды) и внебюджетные (венчурное финансирование, банковское кредитование, партнёрский капитал, собственные средства организации) и т.д.

Основываясь на пофункциональной структуризации хозяйственной деятельности предприятий, применяются коэффициенты, которые позволяют дать оценку внутренним экономическим условиям реализации инновационных стратегий.

1. Показатель Dкн, %, квалификации научных кадров

(см. формулу 4.1):

(4.1)

где Зокр.пред. – объём опытно-конструкторских работ,

выполненных силами предприятия, без

привлечения сторонних организаций, руб.;

Зокр.ф. – фактически выполненный объём опытно-

конструкторских работ, руб.

 

Показатель Dкн даёт оценку профессиональной деятельности и потенциала инновационного подразделения. Он позволяет ответить на вопрос, насколько самостоятельно предприятие может выполнять НИОКР в различных сферах на базе собственного профессионально-кадрового состава.

Другим не менее важным оценочным показателем эффективности реализованных и перспективности будущих стратегий инновационного развития являются маркетинговые прогнозы в отношении объёма рынка будущей новинки, темпов развития потребительского спроса и жизненного цикла продукта.

 

 

2. Показатель Dмп, %, исполнения маркетинговых прогнозов рассчитывается по формуле 4.2:

(4.2)

где Vип.ф – фактический объём продаж инновационной

продукции, руб.;

Vип.пл – планируемый объём продаж инновационной

продукции, руб.

 

Показатель Dмп является достаточно ёмким критерием эффективности коммерциализации инновации. Если прогнозы маркетологов не оправдались, устанавливают возможные причины этого, начиная с фиксации цены продаж до использованных методов маркетинговых исследований и их исполнителей. И наоборот, если планируемый объём продаж практически совпадает с фактическим, то при разработке новых инновационных стратегий важно использовать и, по возможности, усовершенствовать все те подходы, которые сложились и применяются на предприятии.

3. Показатель Dри, %, расхода инвестиционных средств:

(4.3)

где Iф – размер инвестиционных средств, фактически израсходован-

ных на реализацию инновационного проекта, руб.;

Iпл – то же планируемых, руб.

На практике частыми являются случаи, когда предприятия вынуждены приостанавливать на неопределённые сроки финансирование начатых инновационных проектов вследствие нехватки средств на их завершение. В связи с этим планово-финансовому отделу будут полезны данные о размере дефицита (или возможной экономии) инвестиционных средств по предыдущему инновационному проекту при формировании инвестиционно-финансовых источников для разработки и внедрения новых технологий.

4. Показатель Dпр, %, производственного ресурсосбережения рассчитывается по формуле (4.4):

(4.4)

где Сф – фактическая себестоимость производства и реализации

инновационной продукции, руб.;

Спл – то же планируемая, руб.

 

Планирование себестоимости инновационной продукции и, соответственно, прогнозирование размера необходимого оборотного капитала – достаточно сложная задача в процессе стратегического проектирования. После реализации стратегии инновационного развития важно проконтролировать несколько параметров, связанных с формированием затрат и результатов по проекту. Среди них – эффективность используемых методик и их качество, организационный уровень цехового и фабрично-заводского управления инновационным производством, а также качество проектируемой инновационной и фактически производимой продукции.

5. Показатель Dрп, %, реализации проекта в заданные сроки опредляется по формуле (4.5):

(4.5)

где Тф – время, фактически затраченное на реализацию

инновационного проекта, мес.;

Тпл – то же планируемое, мес.

 

Коммерциализация инновации в планируемые сроки, а при возможности и сокращение длительности реализации инновационного проекта будут способствовать раннему выходу новинки на рынок и, соответственно, приблизят срок получения прибыли от реализации инновации. Для инновационной деятельности, когда разработка и внедрение продуктовой новинки может растягиваться на десятки месяцев, любое уменьшение сроков существенно.

Сокращение жизненного цикла большинства инноваций на рынке приводит к необходимости снижения сроков разработки и реализации продуктовых и технологических нововведений во всех без исключения инновационно ориентированных компаниях.

6. Показатель Dир, %, результативности инновационного развития (см. формулу (4.6)):

(4.6)

где Пип – чистая прибыль, полученная предприятием за счёт

реализации инновационной продукции, руб.;

 

Ппред – общий размер чистой прибыли, полученной

предприятием при реализации всей продукции, руб.

 

Показатель Dир служит для оценки целенаправленности внедрения нововведений в производственно-технологической структуре. Инновации, как известно, классифицируются по ряду признаков. По месту в производственной цепочке инновации могут быть на входе, в производстве, на выходе. На диверсифицированном предприятии, к примеру, стратегии инновационного развития могут быть реализованы на разных производственных участках. Поэтому при оценке результативности внедренных (и внедряемых) новых или улучшающих технологий важно проанализировать их влияние на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности и определить вклад инноваций в формирование совокупной прибыли предприятия.

 

Примеры решения задач

Пример 1

На реализацию инновационного проекта организация планировала потратить 80 тыс. руб., а фактически было инвестировано на 13,75% меньше. Планируемая себестоимость производства и реализации инновационной продукции должна была составить 12 тыс. руб., а фактически увеличилась на 0,5 тыс. руб. Определите показатели производственного ресурсосбережения и расхода инвестиционных средств.

Решение:

Показатель расхода инвестиционных средств .

Показатель производственного ресурсосбережения

.

Пример 2

Определите показатель квалификации научных кадров, если известно, что объём ОКР, выполненных силами предприятия без привлечения сторонних организаций, составляет 16 тыс. руб., а фактически выполненный объём ОКР равен 13,6 тыс. руб.

Решение:

По формуле определяем показатель квалификации

научных кадров:

Пример 3

Планируемый объём продаж инновационной продукции равен 98 тыс. руб., фактическая себестоимость инновационной продукции составила 46 тыс. руб. Чистая прибыль, полученная за счёт реализации инновационной продукции, – 71,4 тыс. руб., а общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализации всей продукции, – 98,3 тыс. руб. Необходимо определить показатели исполнения маркетинговых прогнозов и результативности инновационного развития.

Решение:

Объём продаж (выручку) от реализации инновационной продукции как сумму полной себестоимости и чистой прибыли

Показатель исполнения маркетинговых прогнозов

Показатель результативности инновационного развития

Пример 4

На реализацию инновационного проекта предприятие планировало израсходовать 100 тыс. руб., а фактически израсходовано 91 тыс. руб. Планируемая себестоимость производства и реализации продукции должна была составить 21 тыс. руб., фактически составила 23,8 тыс. руб. Определите показатели производственного ресурсосбережения расхода инвестиционных средств.

Решение:

Показатель расхода инвестиционных средств

Показатель производственного ресурсосбережения

 

Совокупность расчётных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия инфраструктурными ресурсами в инновационной сфере, может включать ряд коэффициентов:

1) Кискоэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на неё в виде патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, компьютерные программы, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных перечисленным прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития. Оценка таких затрат, осуществляемых предприятием, широко используется при проведении федеральных статистических обследований и наблюдений, а также при сборе сведений о технологических инновациях предприятий.

При таком анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам АВН (см. раздел 2 бухгалтерского баланса) предприятия (основные средства, незавершённое строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения) может указывать на степень его оснащённости и вооружённости интеллектуальным капиталом по сравнению с прочими основными средствами производства. Это, в свою очередь, косвенно характеризует предыдущий опыт предприятия в приобретении нематериальных активов. Данный коэффициент рассчитывается по формуле (4.7):

(4.7)

где Си – интеллектуальная собственность

(см. I разд. Бухгалтерского баланса), руб.

При этом, если

Кис ³ 0,10…0,15, то целесообразна стратегия лидера;

Кис £ 0,09…0,05, то целесообразна стратегия последователя.

2) Кпркоэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он отражает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Данный коэффициент определяется по формуле (4.8):

(4.8)

где Пн – число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;

Чр – средняя численность работников предприятия, чел.

 

При этом, если

Кпр ³ 0,20…0,25, то целесообразна стратегия лидера;

Кпр £ 0,19…0,15, то целесообразна стратегия последователя.

3) Кникоэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он характеризует долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретённых машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования. Этот показатель призван оценить материально-техническую базу и научно-исследовательскую оснащённость предприятия по сравнению с вооружённостью основными производственными фондами, включая хозяйственный инвентарь. При расчёте этого показателя можно соотносить как средства, которые находятся в собственности предприятия или взяты на условиях финансовой аренды (лизинга), так и машины и оборудование, взятые в хозяйственную аренду, проводя вычисления по формуле (4.9):

(4.9)

где Ооп – стоимость оборудования опытно-приборного

назначения, руб.;

Опн – стоимость оборудования производственного назначения,

руб.

 

При этом, если

Кни ³ 0,25…0,30, то целесообразна стратегия лидера;

Кни £ 0,24…0,20, то целесообразна стратегия последователя.

4) Коткоэффициент освоения новой техники, отражающий способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий. Основные производственные фонды, как известно, подвергаются физическому и моральному износу. Последний обусловлен НТП, который способствует разработке и внедрению прогрессивной техники и обуславливает необходимость своевременного обновления действующих основных фондов. Вследствие этого необходимым представляется анализ соотношения вновь введённых в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт (см. формулу 4.10):

(4.10)

где ОФн – стоимость вновь введённых основных фондов, руб.;

ОФср – среднегодовая стоимость основных производственных

фондов предприятия, руб.

 

При этом, если

Кот ³ 0,35…0,40, то целесообразна стратегия лидера;

Кот £ 0,34…0,30, то целесообразна стратегия последователя.

5) КВПкоэффициент внедрения новой продукции. Он характеризует способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции. Практика показывает, что для наращивания темпов объёма продаж и освоения новых рынков необходимо полностью менять продукцию за период от 3 до 5 лет. Для анализа инновационной активности необходимо оценивать объёмы реализации новых и усовершенствованных товаров и услуг, а также продукции, изготовленной с использованием базовых или улучшенных технологий, вычисляя коэффициент по формуле (4.11):

(4.11)

где ВРНП – выручка от продажи новой или усовершенствованной

продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг),

изготовленной с использованием новых или улучшенных

технологий, руб.;

ВРоб – общая выручка от продажи всей продукции (работ,

услуг), руб.

 

При этом, если

КОП ³ 0,45…0,50, то целесообразна стратегия лидера;

КОП £ 0,44…0,40, то целесообразна стратегия последователя.

6) Киркоэффициент инновационного роста, характеризующий устойчивость технологического роста и производственного развития; отражает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, на целенаправленный приём (перевод) на работу высококвалифицированных специалистов, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договоры по проведению маркетинговых исследований, в общем объёме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных). Этот коэффициент может свидетельствовать об опыте предприятия по управлению инновационными проектами и вычисляется следующим образом по формуле (4.12):

(4.12)

 

где Иис – стоимость научно-исследовательских и учебно-

методических инвестиционных проектов, руб.;

Иоб – общая стоимость прочих инвестиционных расходов,

руб.

При этом, если

Кир ³ 0,55…0,60, то целесообразна стратегия лидера;

Кир £ 0,54…0,50, то целесообразна стратегия последователя.

Таким образом строится система оценки инновационной активности. Описываемая методика основана на использовании реально определяемых экономических показателей и направлена на исследование и оценку инновационных ресурсов предприятия, включая интеллектуальные, кадровые, имущественные, продуктовые, технологические и инвестиционные. В зависимости от степени текущей вооружённости и оснащённости предприятия экономическими ресурсами в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней элементов формируется стратегия дальнейшего инновационного развития: освоение базисных инноваций или только улучшающих.

Пример 5

Какую стратегию целесообразно выбрать предприятию – лидера или последователя, – если известно, что число занятых в сфере НИР и ОКР на начало года составляло 56 чел., в течение года был уволен 1 чел. и принято на работу 4 чел. Средняя численность работников предприятия – 261 чел.

Решение:

Средняя численность занятых в сфере НИР и ОКР:

Коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР, составляет:

Вывод: для предприятия целесообразна стратегия лидера.

Пример 6

Оцените способность предприятия к освоению новых производств. Стоимость вновь введённых производственных фондов равна 743,241 млн руб. Среднегодовая стоимость производственных фондов основного производственного назначения – 564,560 млн руб., общепроизводственного назначения – 887,954 млн руб., общехозяйственного назначения – 124,743 млн руб. Какую стратегию целесообразно выбрать предприятию?

Решение:

Определим коэффициент освоения новой техники по формуле:

ОФср = 564,560 + 887,954 + 124,743 = 1 577,257 млн руб.

Кот = 743,241/1577,258 = 0,47.

По результатам расчётов можно сделать вывод, что предприятие активно осваивает новую технику, своевременно осуществляет модернизацию и техническое перевооружение производства. Для предприятия целесообразна стратегия лидера.

Пример 7

Определите коэффициент имущества фирмы, предназначенного для НИР и ОКР. Стоимость оборудования производственно-технологического назначения – 1 324 744,6 тыс. руб., опытно-приборного назначения – 223 693,16 тыс. руб., экспериментального назначения – 61,48 тыс. руб. Стратегию лидера или последователя целесообразно выбрать предприятию?

Решение:

Коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР, определим по формуле

Ооп = 223 693,16 + 61,48 = 223 754,64 тыс. руб.

Кни = 223 754,64/1 324 744,6 = 0,17.

Вывод: предприятию целесообразно выбрать стратегию последователя.

Пример 8

Проанализируйте способность предприятия к внедрению новой продукции. Постоянные затраты при выпуске новой продукции и продукции, изготовленной с использованием новых технологий, составили 9,907 млн руб., переменные – 6,605 млн руб. Планируемая прибыль – 15% от себестоимости. Общая выручка от продажи всей продукции – 35,296 млн руб.

Решение:

Общая себестоимость новой продукции и продукции, произведённой с использованием новой технологии, составляет сумму постоянных и переменных издержек:

С = 9,907 + 6,605 = 16,512 млн руб.

Выручка от реализации данной продукции:

В = 16,512 + 16 5120,15 = 18,989 млн руб.

По формуле находим коэффициент внедрения новой продукции

КВП = 18,989/35,296 = 0,538.

Вывод: предприятие параллельно с освоением новой техники эффективно внедряет усовершенствованные продукты и услуги.

4.4 Задачи и ситуации для самостоятельного решения

 

Задача 1. На разработку инновационной продукции организация планировала израсходовать 150 000 руб., фактически было затрачено на 25,5% больше. Реализация продукции должна была составить 84 000 руб., а фактически возросла на 2,4%. Определите показатели ресурсосбережения и расхода инвестиционных средств.

 

Задача 2. Фактическая себестоимость инновационной продукции составила 60 000 руб., при этом планируемая норма прибыли была 35%, планируемый объём продаж – 95 000 руб. Определите показатель исполнения маркетинговых прогнозов.

Задача 3. Планируемый объём продаж промышленного предприятия был 39 000 руб. Фактический объём продаж составил 43 500 руб. Чистая прибыль, полученная за счёт реализации инновационной продукции, 72 000 руб., общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализации всей продукции, 84 700 руб. Определите показатели исполнения маркетинговых прогнозов и результативности инновационного развития.

 

Задача 4. Известно, что объём проектно-конструкторских работ составил 19 000 руб., а объём работ, выполненный собственными силами организации, на 23,7% ниже. Определите показатель квалификации научных кадров.

 

Задача 5. Известно, что число занятых в сфере НИР и ОКР на начало года составляло 35 чел., в течение года было уволено 2 чел., принято на работу 5 чел. Средняя численность работников организации – 205 чел. Какую стратегию целесообразно выбрать организации – лидера или последователя?

 

Задача 6. Среднегодовая стоимость производственных фондов основного производственного назначения 437 540 тыс. руб., общепроизводственного назначения – 753 624 тыс. руб., общехозяйственного назначения – 84 503 тыс. руб. Стоимость вновь введённых производственных фондов – 631 255 тыс. руб. Оцените способность предприятия к освоению новых производств. Какую стратегию целесообразно выбрать предприятию?

 

Задача 7. Определите коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Стоимость оборудования опытно-приборного назначения 254 344 тыс. руб., экспериментального назначения – 0,09 тыс. руб. Стоимость оборудования производственно-технического назначения 1 683 251 тыс. руб.

 

Задача 8. Постоянные издержки на выпуск новой продукции и продукции, изготовленной с использованием новой технологии, составили 11 088,48 тыс. руб., переменные – 5463,4 тыс. руб. Планируемая норма прибыли – 20%. Проанализируйте способность предприятия к внедрению новой продукции.

 

Задача 9. Акционерная компания «Прогресс» выпускает электронную бытовую технику для населения и малых предприятий общественного питания. Для обеспечения конкурентоспособности своего предприятия совет директоров принял решение обновить номенклатуру продукции. Для этого необходимо приобрести новую технологическую линию стоимостью 2 млн руб., (см. таблицу 4.1):

 

Таблица 4.1 – Прогноз результатов реализации машин

    Квартал
I II III IV V VI
Выпуск посудомоечных машин, шт.            

При этом ожидаемая оптовая цена – 4 тыс. руб. Стратегические инвесторы установили ограничения на доходность инвестиций не ниже 12% годовых (без учёта инфляции), уровень инфляции предполагается на уровне 10%, премия за риск 1%. Срок реализации проекта 18 месяцев.

Договором предусмотрена отсрочка платежа за линию на 3 месяца под 50% годовых. В III квартале запланирована оплата маркетинговых услуг консалтинговой компании в размере 2,125 млн руб.

Амортизация оборудования – 20% в год. Переменные расходы для выпуска посудомоечных машин – 150 тыс. руб. в месяц. Зарплата персонала с учётом начислений и другие постоянные расходы – 300 тыс. руб. в месяц.

Оцените эффективность инновационного проекта (NVP, PI, PР, критический объём).

 

Задача 10. Предприятие планирует осуществить инновационный проект. Начальный капитал составляет 250 млн руб. От данного проекта предполагается получать равномерные ежегодные поступления в размере 90 млн руб.

Определите срок окупаемости данного проекта.

Задача 11. Предприятие решило инвестировать в автомобильный парк 10 млн у.е. на приобретение новых грузовых автомобилей.

Срок жизни проекта, исходя из полного срока эксплуатации автомобилей, составляет 8 лет.

Предполагаемые ежегодные поступления от эксплуатации автопарка – 2 500 тыс. у.е. Определите расчётный уровень ежегодного дохода.

 

Задача 12. Инновационный проект предусматривается капитальные вложения в сумме 600 млн руб. Ожидаемая годовая прибыль – 130 млн руб. на протяжении 5 лет. Стоимость капитала равна 10%. Выгоден ли данный проект?

 

Задача 13. Компания планирует начать производство нового продукта, который заменит устаревший. По её расчётам, для реализации проекта необходимы инвестиции в объёме 700 тыс. у.е. Ожидается, что новый проект принесёт в первый год 250 тыс. у.е., во второй – 300 тыс. у.е., в третий – 350 тыс. у.е., в четвёртый – 400 тыс у.е., в пятый – 400 тыс. у.е.

Норма прибыли – 15%.

Определите, чему равна чистая текущая стоимость и приемлем ли данный проект для компании.

 

Литература по теме

 

1. Афонин И. В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / И. В. Афонин.–

М.: Гардарики, 2005. – 590 с.

2. Бовин А. А. и др. Управление инновациями в организациях: учеб. пособие. –

М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 415 с.

3. Вертакова Ю. В. Управление инновациями: теория и практика / Ю. В. Верта-

кова, Е. С. Симоненко. – М.: ЭКСМО, 2008. – 432 с.

4. Инновационный менеджмент / под ред. В. А. Аньшина, А. А. Дагаева. –

М.: Дело, 2003. – 528 с.

5. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2005.– 325 с.

6. Основы инновационного менеджмента / под ред. П. Н. Завлина. – М.: ЦИСН,

2005. – 590 с.

7. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент.– М.: ИНФРА-М, 2005.– 295 с.

8. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2006.– 441 с.

9. Инновационный менеджмент /под ред. Р. А. Фатхутдинова. – М.: ЮНИТИ,

2006. – 454 с.

10. Инновационный менеджмент / под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: Высшая школа, 2007. – 240 с.

11. Инновационный менеджмент / под ред. Л. Н. Оголёвой. – М.: ИНФРА-М,

2006. – 282 с.

12. Инновационная экономика / под ред. А. А. Дынкина и Н. И. Ивановой. – М.:

Наука, 2001. – 294 с.

13. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В. А. Швандара, В. Я. Гор-

финкеля. – М.: ВЗФЭИ, 2004. – 382 с.

14. Управление инновациями: в 3 т. / под ред. Ю. В. Шленова. – М.: Выс-

шая школа, 2003. – 710 с.

15. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / О. М. Хотя-

шева. – СПб.: Питер, 2006. – 318 с.

16. Такер Р. Инновации как формула роста.– М.: Олимп-бизнес, 2006.– 240 с.

17. Шемякина Т. Ю. Система управления инновационной деятельностью пред-

приятия / Т. Ю. Шемякина. – М.: Флинта, 2007. – 272 с.

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ И КРОССВОРДЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Подготовьте эскиз бизнес-плана и проведите презентацию и защиту.

 

Бизнес-план – документ, который описывает основные аспекты нового или развивающегося предприятия, содержит обоснование действий, необходимых для реализации коммерческого проекта.

 

Назначение бизнес-плана:

1) определить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции;

2) определить перспективы развития предприятия;

3) оценить ресурсы, необходимые для реализации проекта;

4) спрогнозировать ожидаемые результаты;

5) привлечь партнёров и инвесторов, получить банковский кредит;

6) учесть риски и минимизировать возможные потери.

 

Структура бизнес-плана стандарта, она включает следующие разделы:

1. Цель проекта и его основное содержание (резюме).

2. Характеристика товара (услуги).

3. Оценка рынка и конкурентов.

4. План маркетинга.

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. Юридический план.

8. Оценка рисков и страхование.

9. Финансовый план.

10. Стратегия финансирования.

Учебный бизнес-план по структуре не должен точно копировать реальный, так как разработка реального бизнес-плана достаточно трудоёмка. В нём должны быть отражены:

· Идея бизнеса (товар (услуга), имеющие конкурентные преимущества).

· Потребитель (группы потребителей).

· Конкуренты (или их отсутствие).

· Ресурсы, необходимые для реализации проекта.

· Расчёт себестоимости продукции.

· Ценовая политика, способствующая продвижению продукта.

· Финансовые результаты проекта.

· Капитал, необходимый для реализации проекта, и его источники.

· Срок окупаемости инвестиций.

· Рекламный креатив (товарный знак, рекламный девиз, слоган и т.п.).

Задание 2. Выполнить работу по теме «Организация выставочной деятельности предприятия» и подготовить её презентацию (возможно использование различных форм выполнения задания: эссе, репортаж, аналитическая записка, отчёт о проделанной работе, научное исследование и т.п.).

В содержании работы должно быть отражено следующее:

1. Тема выставки и сроки её проведения.

2. Цель выставки.

3. Число, состав участников и их краткая характеристика (обратите внимание на

наличие или отсутствие связей между организациями-участниками).

4. Логика размещения организаций-экспонентов.

5. Должности работников, представляющих организацию.

6. Способ представления экспонатов (изображение/фото, апробация или дегустация и пр.).

7. Степень новизны представленной продукции (новая на рынке, новая для данного предприятия, традиционная).

8. Примеры удачной организации выставочной деятельности предприятий

9. Самые неудачные презентации

10. Атмосфера выставки, культурная и научная программы

11. Ваши рекомендации по улучшению организации выставочной деятельности предприятий.

12. Как тема задания связана с вашей специальностью?

 

 


КРОССВОРД «ПЛАНИРОВАНИЕ»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 8904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.108.18 (0.225 с.)