Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольная работа № 2. Тема: проблема возраста и возрастной периодизации.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросов 6. 1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. 2. Социально – исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных периодов детства. 3. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. 4. Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С. Выготского. 5. Проблема перидизации в зарубежной психологии (А. Гезелл, Ст. Холл, К. Бюлер, Э. Эриксон, А. Валлон, Ж. Пиаже). 6. Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии. 2. Материально-техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя наличие: - учебно-методического кабинета; - мультимедийного класса для проведения лекционных и практических занятий; - компьютерного класса с доступом в Интернет, информационной системе «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), электронной оболочке SunRav, университетской библиотеке онлайн (http://wwwbiblioclub.ru), электронному каталогу библиотеки БашГУ (http://wwwbashlib.ru/catalogi/),Электронному читальному залу на базе программного обеспечения «БиблиоТех» (http://wwwbashlib.ru /echitzal), Научной электронной библиотеке Elibraru (http://wwwelibrary.ru), Электронной библиотечной системе EASTVIEW «Издания по общественным и гуманитарным наукам» (http://wwwebiblioteka.ru), Электронной библиотечной системе EASTVIEW «Вестники Московского государственного университета» (http://wwwebiblioteka.ru), Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ) (http://wwwuisrussia.msu.ru), Электронной библиотеке диссертаций РГБ (http://www.diss.rsl.ru), а также локальной сети филиала, где размещены учебно-методические материалы для изучения дисциплины. 3 Методические рекомендации для преподавателя Чтение лекционного курса Возрастная психология – это наука, серьезная академическая наука, состоящая из нескольких разделов – отраслей, каждый из которых изучает какой – либо возраст – от младенческого до старческого.Задачи курса:- иметь представление об основных понятиях возрастной психологии, изучить и знать наиболее значимые научные труды отечественных и зарубежных теоретиков, в которых рассматриваются концептуальные вопросы; - сформировать целостное представление об общих закономерностях происхождения, становления, функционирования и дальнейшего развития науки; - обладать необходимым запасом теоретических знаний, позволяющих исследовать, анализировать и обобщать актуальные проблемы и вопросы: акмеологии, геронтологии; - овладеть современными научными категориями, терминами и понятийным аппаратом возрастной психологии; - уметь самостоятельно осуществлять учебно-исследовательскую работу, анализировать научно-теоретический материал. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет следующие цели лекций: познавательно-обучающую, развивающую, ориентирующе-направляющую, активизирующую, воспитательную и организующую. Они и детерминируют адекватные им функции лекций. Суть познавательно-обучающей функции состоит в передаче студентам правовых знаний, необходимых для достижения ими образовательного ценза, определенного ГОС ВПО по специальности «Филология». Они должны вооружать обучающихся методами познания психологической науки. Имея в виду, что образование, получение знаний – процесс постоянный, непрерывный (не только в студенческие годы, но и после окончания вуза), важно учить студента учиться. Развивающая функция выражается в формировании у студентов творческого, научно доказательного мышления, в повышении уровня их интеллекта, способностей, деловых качеств. Ориентирующе-направляющая функция заключается в определении рамок и форм более глубокого изучения той или иной темы, а также в нацеливании студентов на усвоение ими требований и содержания квалификационной характеристики выпускника. Активизирующая функция предполагает такое содержание и освещение материала, которое вызывают у слушателей интерес к теме, притягивает, оказывает на них заражающее и внушающее влияние, побуждающее у них активность на учебных занятиях. Это достигается тогда, когда лектор умеет говорить профессионально, свободно, вдохновенно, убежденно, ярко, живым разговорным языком. Простая передача учебной, научной информации, т.е. без использования приемов активизации, не достигает ни одной из названных целей лекций. Воспитательная функция тесно связана со всеми иными функциями и означает направленность и способность лекций на привитие студентам высокой образованности, культуры, безупречных моральных качеств и цивилизованной гражданской позиции. Все функции лекций взаимосвязаны, взаимообусловлены. Таким образом, лекции - это ведущая форма обучения, необходимая для приобщения человека к знаниям, нужным для качественного и эффективного осуществления профессиональной деятельности. Основные требования к содержанию лекционного курса: 1. Соответствие требованиям ГОС ВПО. 2. Построение лекционного курса на научной основе, общечеловеческих идеалах, ценностях, принципах и новейших достижениях возрастной психологии. 3. Освещение истории развития науки и роли в ней известных ученых, философов, мыслителей, психологов, генетиков. 4. Отражение прогрессивных международных положений, проблемных вопросов, раскрытие современных концептуальных положений, понятий и идей, а также перспектив дальнейшего развития науки и практики. 5. Наполнение лекций аспектами, обеспечивающими их воспитательную направленность. 6. Реализация внутри дисциплинарных и междисциплинарных логических связей, обеспечение преемственности освещаемых положений, координации сообщаемого на лекциях материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной учебной работы. Виды лекций: 1. Вводная лекция. Ее назначение – ознакомление слушателей в общих чертах с системой и содержанием этой науки, оказание им помощи в усвоении сложных проблем, общий обзор литературы. 3. Основные лекции - лекции, освещающие соответствующие темы курса, предусмотренные рабочей программой. 4. Обзорные лекции - сводятся к освещению наиболее сложных тем и тех вопросов, которых нет в учебнике. 5. Проблемные лекции – лекции с использованием казусно-ситуационного приема, означающего создание и поиск путей разрешения вместе со студентами проблемных ситуаций: познавательных, деятельностных, поведенческих. 6. Итоговая лекция - завершающая курс лекция, в которой дается обобщение всего пройденного путем освещения главнейших проблем преподаваемой дисциплины и последних новых данных. Лекционный курс должен отвечать следующим основным методическим требованиям: 1. Характеризоваться целостностью и дидактической обоснованностью последовательности изложения содержания курса и каждой лекции (быть систематизированным, логически стройным в плане изложения материала, содержать вводную, основную и заключительную часть и т.д.). 2. Обеспечивать осуществление необходимого нравственно-психологического контакта лектора со слушателями, основанного на соблюдении норм профессиональной этики преподавателя высшей школы и направленного на создание в аудитории отношений доброжелательности, уважительности, внимательности, требовательности, увлеченности предметом лекции. 3. Содержать дидактически целесообразные формы и методы изложения материалов курса, предполагающие: ясность и доступность изложения с учетом уровня подготовленности обучаемых, их адаптированности к вузовским лекциям; акцентирование внимания аудитории на основных моментах лекции; четкое раскрытие и объяснение явлений, событий, закономерностей; точность научной терминологии; свободный стиль изложения лекций с привлечением в необходимых случаях заранее подготовленного текста или тезисов, возможно цитат из монографий, либо иных источников; соответствие темпа изложения возможности конспективной записи студентами основных положений курса и восприятия логики его изложения; эффективное использование методов разъяснения трудного для усвоения учебного материала, приемов повышения внимания, интереса и активности слушателей. 4. Рационально сочетать методические приемы традиционной педагогики и элементов новейших технологий обучения (казусно-ситуативный прием, педагогическое сотрудничество, диалог, использование графических образов, краткий итоговый опрос в конце лекции по рассмотренным вопросам и т.п.). 5. Обеспечивать методически обоснованное и эффективное применение вспомогательных учебных средств: наглядных пособий, демонстрационного оборудования, технических средств и компьютерных систем обучения, обеспечивающих интенсификацию учебного процесса, повышение прочности усвоения учебного материала, рационализацию труда преподавателя и студентов. Причем все факты, примеры, демонстрации, схемы, рисунки, приводимые лектором, должны служить средством для раскрытия основной идеи лекции. Подготовка лекции является важным этапом, обеспечивающим высококачественное содержание и чтение лекции. Тематика читаемых лекций должна соответствовать рабочему плану изучения курса, составленному на основе учебной программы и утвержденному кафедрой. Необходимыми элементами подготовительной работы преподавателя к лекции должны быть: 1) подготовка текста лекций, предпочтительнее полного или подробных тезисов лекции; 2) осмысливание, определение главной, основной идеи, цели лекции, обеспечивающих ее высокие идейно-теоретический уровень и практическую ценность; 3) разработка содержания лекции; 4) определение методических приемов, которые целесообразнее всего использовать при чтении лекции с учетом ее материала; 5) подготовка наглядных пособий к лекции (таблиц, схем и т.д.); 6) выбор монографий, научных статей; 7) подбор примеров из практики для иллюстрации отдельных положений лекции; 8) избрание приемов оживления лекции. При работе над текстом, тезисами лекции важно определить план лекции. В лекции целесообразнее всего рассматривать наиболее важные и сложные теоретические и практические вопросы. Главная задача лекции должна состоять в овладении слушателями теоретическим материалом, изложении основ науки, привитии навыков самостоятельного мышления при решении тех или иных проблем, при изучении тех или иных обстоятельств. К лекции должны готовиться и участвовать в ней обе стороны – и педагог, и студент, только тогда она действительно становится видом коллективного мышления. Чтение лекции. Если лекция начинается чтением новой темы, то целесообразно наряду с сообщением темы лекции дать очень краткую характеристику теоретической и практической значимости новой темы, сказать о месте и ее роли в учебном процессе. После чего лектор должен назвать основную монографическую литературу по теме курса и сообщить план лекции. При продолжении чтения лекции по начатой теме необходимо напомнить студентам последнюю проблему предшествующей лекции, после чего возможен переход к последующему материалу лекции. При изложении вопросов темы лекции должны быть четко оттенены переходы от одного вопроса к другому, от одной проблемы к другой проблеме. Окончание рассмотрения вопроса темы лекций должно заканчиваться, как правило, кратким содержательным выводом, заключением по нему. Лектор должен читать лекцию свободно, в живой и доступной форме, что легче всего достигается наличием перед ним тезисов лекции. Читать лекцию следует умеренным темпом, излишне медленный темп чтения столь же вреден, как и чрезмерная быстрота. Лекция должна отличаться высокой научностью содержания, точностью формулировок, логической стройностью аргументации и доказанностью, верностью фактических данных, безукоризненной точностью приводимых цитат, надлежащим научным аппаратом. Во всех случаях лектор должен высказать свое мнение, определиться по спорному вопросу. При чтении лекции необходимо заранее продумывать методику изложения понятия определений, иных важных положений лекций. При изложении, раскрытии их можно вначале сообщить понятие определения, а затем раскрыть его основные признаки, содержание, подведя итог сказанному определенным заключением. Возможен и иной прием подачи понятия определений, при котором вначале излагаются его признаки, а затем на основе изложенных признаков формируется само понятие определения, чем и заканчивается изложение этой части лекций. Особенно важно при чтении лекций добиваться необходимого контакта лектора с аудиторией. Мастерство лектора – понятие многозначное. Среди его «слагаемых» - свободное владение материалом, манера держаться перед аудиторией. Но как бы ни были замечательны эти качества сами по себе, они окажутся обесценены, если их не сцементировать высокой культурой речи. Словесная беспомощность, а тем более неряшливость способны перечеркнуть и авторитет специалиста, читающего лекцию, и престиж представляемой им профессии. В процессе чтения курса каждая лекция заканчивается краткой аннотацией следующей лекции: преподаватель перечисляет вопросы к ней. Лекция – важный источник научной информации и во многих случаях незаменимый, т.к. современные темпы развития науки таковы, что учебники, монографии, периодические издания не в состоянии своевременно и полностью освещать новейшие достижения в области практики. Вместе с тем лекция представляет собой школу научного мышления для студентов, она оказывает на них огромное мировоззренческое, воспитательное влияние своим содержанием, методами и приемами изложения, обликом самого лектора, образованностью и эмоциональностью его речи. В целом, лекции аккумулируют в себе такие важные направления образования как: передачу информации о соответствующих положениях той или иной отрасли знаний, ознакомление студентов с узловыми вопросами теории и практики изучаемой учебной дисциплины и воспитание у них всех тех качеств, которыми должен обладать любой современный специалист. Учитывая изложенные выше методические рекомендации, вместе с тем следует отметить, что научно-педагогические работники вуза имеют право определять содержание учебных курсов в соответствии с ГОС ВПО, выбирать методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество учебного процесса, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.007 с.) |