Структура курса (очная форма обучения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура курса (очная форма обучения)



Возрастная психология

 

Специальность 031001 «Филология»

Форма обучения: очная

 

 

 

 

Нефтекамск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1 Рабочая учебная программа дисциплины

1.1 Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП

1.2 Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности «Филология»

1.3 Структура курса

1.4 Содержание дисциплины

1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.5.1 Планы семинарских (практических) занятий

1.5.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 1.5.3 Перечень основной и дополнительной литературы

1.6 Содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации студентов

2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

3 Методические рекомендации для преподавателя

4 Методические указания для студента

 


1. Рабочая учебная программа дисциплины «Возрастная психология»

1.1. Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре основной образовательной программы

 

В современной России идет процесс гуманизации и гуианитаризации высшего образования. Во всех вузах страны введены в качестве обязательных для изучения ряд новых дисциплин гуманитарного цикла. В число этих дисциплин входит «Возрастная психология». В соответствии с «Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины» в результате изучения курса «Возрастная психология» выпускник вуза должен получить представление о природе психики человека, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; знать, в каких формах происходит освоение человеком действительности, осознавать роль сознания и самосознания в поведении и деятельности человека, формировании его личности; понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера; интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, осознавать закономерности межличностных отношений в быту и организованном коллективе; знать формы, средства и методы психологической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно – воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач как в семье, так и в трудовом коллективе.

Цель освоения данной дисциплины - сформировать у студентов системные знания в области возрастной психологии, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики.

Для удобства освоения курса каждая из программных тем подразделена на несколько относительно самостоятельных вопросов, которые могут стать предметом выступлений на семинарских занятиях, послужить темой докладов и рефератов.

Изложение многих тем изобилует новыми терминами, поэтому необходимо пользоваться психологическими словарями.

Главные задачи курса «Возрастная психология»:

1) Выделить и по возможности глубоко раскрыть узловые, а также особо трудные для студентов проблемы и вопросы курса.

2) Дополнить и обогатить знания студентов по изучаемому в курсе возрастной психологии материалу современными научными данными, а также ввести их в курс современных психологических исследований и экспериментальных работ в различных областях возрастной психологии (детской психологии, акмеологии, геронтологии).

3) Способствовать развитию творческого мышления и творческого сознательного подхода к изучаемой науке.

4) Пробудить интерес к возрастной психологии у студентов, побудить их к исследовательской работе.

5) Ознакомить с наиболее значительными современнымиидеями и теориями в области возрастной психологии.

1.2 Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности «Филология».

 

В результате изучения дисциплины «Возрастная психология» студент должен:

ЗНАТЬ: психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера; понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов, сознания и самосознания в поведении и деятельности человека;

УМЕТЬ: интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, - осознавать закономерности межличностных отношений, возрастных особенностей.

ВЛАДЕТЬ: основными приемами и методами исследовательской и практической работы.

Структура курса (очная форма обучения)

Всего по учебному плану: 68 часов

Лекций – 22 часа

Семинарских – 12 часов

Самостоятельная работа студентов – 34часа.

Форма аттестации: 7 семестр – зачет.

 

Тематический план по курсу: «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Наименование дисциплины Кол – во часов (Л) Кол – во часов (ПР) CРC, в т.ч. КСР
11. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕСТО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН      
22. ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ      
33. КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА      
44. ПРОБЛЕМА ДВИЖУЩИХ СИЛ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСХОЛОГИИ      
55. ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ      
66. ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И НОВОРОЖДЕННОСТЬ      
77. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ      
88. РАННИЙ ВОЗРАСТ. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ      
99. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ      
110. МОЛОДОСТЬ      
111. ЗРЕЛОСТЬ КАК ВЕРШИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ        
    12. НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ, РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.      
113. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО      
  14. ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ В КУЛЬТУРНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ      
115. РАННЯЯ, СРЕДНЯЯ И ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ      
  Всего:      

1.4 Содержание дисциплины «Возрастная психология»

ТЕМА 1. Предмет возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе психолого – педагогических дисциплин.

Предмет возрастной психологии – закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенностипсихическихпроцессови личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология подросткового возраста и юности, акмеология (психология зрелости), геронтология. Исторический анализ понятия детства: история детства и отражение детства в культуре как социально – исторического феномена.Соотношение биологического, хронологического, социального и психологического возраста. Закон гетерохронности (неравномерности) развития.

Связь возрастной психологии в системе психолого – педагогических дисциплин. Связь возрастной психологии с общей психологией, педагогической психологией, педагогикой, психологией индивидуальных различий, психологией личности и другими науками. Определение понятия развития. Теоретические и практические задачи возрастной психологии: изучение движущих сил и источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамика психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания. Историческое возникновение возрастной психологии. Значение идей Ж.Ж. Руссо для становления детской психологии.

 

ТЕМА 3. КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Концепция интеллектуального развития Ж.Пиаже. Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Учение Ж. Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Основные понятия и стадии психосоциального развития Э. Эриксона.

 

ТЕМА 10. МОЛОДОСТЬ

Критерии «зрелой взрослости». Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как «время путешествий» - поиск себя и переход к стабильному образу жизни. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав, обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, формирование отцовской и материнской позиции, формирование образа и стиля жизни. Кризис 30 лет. Пути выхода из кризиса: личностно – смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Возрастные потребности в достижениях и социальном признании, особаясензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры.

СЕМИНАР 3. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО

Темы докладов:

1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению (личностная, интеллектуальная, физическая, эмоциональная, социальная).

2. Адаптация к школе. Ведкщая деятельность младшего школьника.

3. Формирование умения учиться и критически мыслить.

4. Оценивание индивидуальных различий.

5. Неспособность к учению (синдром дефицита внимания, гиперактивность).

6. Влияние родителей на успехи детей в школе.

7. Психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ,планирование.

8. Особенности развития Я – концепции. Начальные формы рефлексии, формирование самооценкив связи с развитием учебной деятльности.

9. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения.

Вопросы для контроля и обсуждения:

· Что такое позиция школьника?

· В чем специфика взаимоотношений младшего школьника с учителем?

· Что имеют в виду, говоря о психогенной школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте? Каковы ее причины?

· Какими психологическими проблемами отмечен переход от младшего школьного к подростковому возрасту?

Дополнительная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

2. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младгих школьников // Психологическая наука и образование. 1997. №2. С. 36 – 41.

3. Психология одаренных детей и подростков /Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

4. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. М., 1991.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

6. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные

проблемы возрастной психологии. М., 1978.

Вопросы к зачету

Технологическая карта

по дисциплине «Возрастная психология »

для студентов 4 курса направления «Филология»

Распределение баллов по дисциплине

Распределение баллов

Максимальное количество баллов по дисциплине – 100 баллов:

- 40 баллов – активное участие в семинарских занятиях;

- 20 баллов – выполнение контрольных заданий;

- 40 баллов – самостоятельная работа.

Контрольные работы

Всего предусмотрено выполнение 2 – х контрольных работ:

- контрольная работа №1. Тема: Проблема психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии.

- контрольная работа №2. Тема: Проблема возраста и возрастной периодизации.

Каждая контрольная работа оценивается до 10 баллов. Задания к контрольной работе состоят из тестовых, терминологических вопросов, решения психологических задач.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа оценивается до 40 баллов, если выполнена в полном

объеме по предложенным темам и выполнена в форме собеседования.

5. Порядок аттестации студента

Завершающим этапом оценки уровня освоения студентами дисциплины является зачёт. Студент, набравший по итогам текущего контроля 60 баллов, аттестуется без участия в процедуре зачета.

Студент, набравший по итогам текущего контроля менее 25 баллов, является неуспевающим. В этом случае, в зачётную ведомость выставляется оценка «незачтено», пересдача осуществляется в соответствии с графиком ликвидации задолженностей по результатам экзаменационной сессии. Порядок пересдачи в случае неудовлетворительного результата определяются «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов НФ БашГУ».

Условием допуска к пересдаче является выполнение студентом заданий по самостоятельной работе, предусмотренных технологической картой по дисциплин.


 

№ пп/п Вид работы Тема Форма отчетности Срок сдачи Баллы
31. Пренатальное развитие и его особенности. Кризис периода новорожденности. Младенческий возраст. Общая характеристика новорожденного. Особенности перехода от пренатального периода к постнатальному. Особенности ВНД младенца. Социально – психологическое развитие ребенка в пеиод младенчества Кризис одного года. Собеседование Начало октября  
32. Раннее, дошкольное, среднее детство. Предметно – манипулятивная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста.основные закономерности развития речи. Развитие когнитивной сферы дошкольника. Структура игры. Социальный статус и отношения со сверстниками в младшем школьном возрасте. Причины школьной дезадаптации. Характеристика учебной деятельности. Собеседование Конец октября  
33. Подростковый и юношеский возраст. Молодость как критерий «зрелой взрослости». Теории подросткового развития (Ст. Холл, Э.Эриксон,К.Левин, Ж.Пиаже). Проблема ведущей деятельности в подростковом и юношеском возрасте. Типы акцентуаций характера личности в подростковом возрасте. Психологические особенности выбора профессии. Возрастные потребности в достижениях и социальном признании, построение карьеры в период молодости. Собеседование Середина ноября  
34. Переход к зрелости. Зрелость. Поздняя взрослость. Жизненная мудрость как личностное новообразование. Взрослость как психологический период. Возрастные кризисы взрослости. Семья и друзья: межличностный контекст. Эйджизм и стереотипы. Личностные факторы в процессе старения. Угасание интеллекта в старческом возрасте. Собеседование Конец ноября  

Составила Салимова Г.Ф.

Банк оценочных средств по дисциплине «Возрастная психология»

· Контрольная работа №1. Тема: ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вариант 1. Теории психического развития ребенка.

Вопросов 8.

1. Проблема соотношения биологизаторского и социологизаторского подходов в развитии человека.

2. Концепция рекапитуляции (Ст. Холл). Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе.

3. Теория преформизма. Биологическое созревание как процесс, детерминирующий последователь и содержание стадий развития.

4. Современные варианты теорий биологического созревания (Н. Хомский, Д. Хебб).

5. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В. Штерна.

6. Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе (З.Фрейд).

7. Концепция интеллектуального развития Ж.Пиаже. Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Учение Ж. Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка.

8. Основные понятия и стадии психосоциального развития Э. Эриксона.

 

Вариант 2. Вопросов 8. Проблема движущих сил психического развития в онтогенезе в отечественной психологии.

1. Концепция культурно – исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Учение о предмете и методе исследования развития.

2. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структура и динамика возраста.

3. Понятие «социальной ситуации развития». Психологические новообразования как особый тип строения личности и ее деятельности.

4. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.

5. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов.

6. Роль предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Зависимость развития от содержания и структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

7. Понятие ведущей деятельности. Понятие условий психического развития.

8. Роль общения в психическом развитии ребенка.

Вопросов 6.

1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

2. Социально – исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных периодов детства.

3. Проблема акселерации (ускорения) психического развития.

4. Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С. Выготского.

5. Проблема перидизации в зарубежной психологии (А. Гезелл, Ст. Холл, К. Бюлер, Э. Эриксон, А. Валлон, Ж. Пиаже).

6. Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии.

2. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя наличие:

- учебно-методического кабинета;

- мультимедийного класса для проведения лекционных и практических занятий;

- компьютерного класса с доступом в Интернет, информационной системе «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), электронной оболочке SunRav, университетской библиотеке онлайн (http://wwwbiblioclub.ru), электронному каталогу библиотеки БашГУ (http://wwwbashlib.ru/catalogi/),Электронному читальному залу на базе программного обеспечения «БиблиоТех» (http://wwwbashlib.ru /echitzal), Научной электронной библиотеке Elibraru (http://wwwelibrary.ru), Электронной библиотечной системе EASTVIEW «Издания по общественным и гуманитарным наукам» (http://wwwebiblioteka.ru), Электронной библиотечной системе EASTVIEW «Вестники Московского государственного университета» (http://wwwebiblioteka.ru), Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ) (http://wwwuisrussia.msu.ru), Электронной библиотеке диссертаций РГБ (http://www.diss.rsl.ru), а также локальной сети филиала, где размещены учебно-методические материалы для изучения дисциплины.

3 Методические рекомендации для преподавателя

Чтение лекционного курса

Возрастная психология – это наука, серьезная академическая наука, состоящая из нескольких разделов – отраслей, каждый из которых изучает какой – либо возраст – от младенческого до старческого.Задачи курса:

- иметь представление об основных понятиях возрастной психологии, изучить и знать наиболее значимые научные труды отечественных и зарубежных теоретиков, в которых рассматриваются концептуальные вопросы;

- сформировать целостное представление об общих закономерностях происхождения, становления, функционирования и дальнейшего развития науки;

- обладать необходимым запасом теоретических знаний, позволяющих исследовать, анализировать и обобщать актуальные проблемы и вопросы: акмеологии, геронтологии;

- овладеть современными научными категориями, терминами и понятийным аппаратом возрастной психологии;

- уметь самостоятельно осуществлять учебно-исследовательскую работу, анализировать научно-теоретический материал.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет следующие цели лекций: познавательно-обучающую, развивающую, ориентирующе-направляющую, активизирующую, воспитательную и организующую. Они и детерминируют адекватные им функции лекций.

Суть познавательно-обучающей функции состоит в передаче студентам правовых знаний, необходимых для достижения ими образовательного ценза, определенного ГОС ВПО по специальности «Филология». Они должны вооружать обучающихся методами познания психологической науки. Имея в виду, что образование, получение знаний – процесс постоянный, непрерывный (не только в студенческие годы, но и после окончания вуза), важно учить студента учиться.

Развивающая функция выражается в формировании у студентов творческого, научно доказательного мышления, в повышении уровня их интеллекта, способностей, деловых качеств.

Ориентирующе-направляющая функция заключается в определении рамок и форм более глубокого изучения той или иной темы, а также в нацеливании студентов на усвоение ими требований и содержания квалификационной характеристики выпускника.

Активизирующая функция предполагает такое содержание и освещение материала, которое вызывают у слушателей интерес к теме, притягивает, оказывает на них заражающее и внушающее влияние, побуждающее у них активность на учебных занятиях. Это достигается тогда, когда лектор умеет говорить профессионально, свободно, вдохновенно, убежденно, ярко, живым разговорным языком. Простая передача учебной, научной информации, т.е. без использования приемов активизации, не достигает ни одной из названных целей лекций.

Воспитательная функция тесно связана со всеми иными функциями и означает направленность и способность лекций на привитие студентам высокой образованности, культуры, безупречных моральных качеств и цивилизованной гражданской позиции. Все функции лекций взаимосвязаны, взаимообусловлены. Таким образом, лекции - это ведущая форма обучения, необходимая для приобщения человека к знаниям, нужным для качественного и эффективного осуществления профессиональной деятельности.

Основные требования к содержанию лекционного курса:

1. Соответствие требованиям ГОС ВПО.

2. Построение лекционного курса на научной основе, общечеловеческих идеалах, ценностях, принципах и новейших достижениях возрастной психологии.

3. Освещение истории развития науки и роли в ней известных ученых, философов, мыслителей, психологов, генетиков.

4. Отражение прогрессивных международных положений, проблемных вопросов, раскрытие современных концептуальных положений, понятий и идей, а также перспектив дальнейшего развития науки и практики.

5. Наполнение лекций аспектами, обеспечивающими их воспитательную направленность.

6. Реализация внутри дисциплинарных и междисциплинарных логических связей, обеспечение преемственности освещаемых положений, координации сообщаемого на лекциях материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной учебной работы.

Виды лекций:

1. Вводная лекция.

Ее назначение – ознакомление слушателей в общих чертах с системой и содержанием этой науки, оказание им помощи в усвоении сложных проблем, общий обзор литературы.

3. Основные лекции - лекции, освещающие соответствующие темы курса, предусмотренные рабочей программой.

4. Обзорные лекции - сводятся к освещению наиболее сложных тем и тех вопросов, которых нет в учебнике.

5. Проблемные лекции – лекции с использованием казусно-ситуационного приема, означающего создание и поиск путей разрешения вместе со студентами проблемных ситуаций: познавательных, деятельностных, поведенческих.

6. Итоговая лекция - завершающая курс лекция, в которой дается обобщение всего пройденного путем освещения главнейших проблем преподаваемой дисциплины и последних новых данных.

Лекционный курс должен отвечать следующим основным методическим требованиям:

1. Характеризоваться целостностью и дидактической обоснованностью последовательности изложения содержания курса и каждой лекции (быть систематизированным, логически стройным в плане изложения материала, содержать вводную, основную и заключительную часть и т.д.).

2. Обеспечивать осуществление необходимого нравственно-психологического контакта лектора со слушателями, основанного на соблюдении норм профессиональной этики преподавателя высшей школы и направленного на создание в аудитории отношений доброжелательности, уважительности, внимательности, требовательности, увлеченности предметом лекции.

3. Содержать дидактически целесообразные формы и методы изложения материалов курса, предполагающие: ясность и доступность изложения с учетом уровня подготовленности обучаемых, их адаптированности к вузовским лекциям; акцентирование внимания аудитории на основных моментах лекции; четкое раскрытие и объяснение явлений, событий, закономерностей; точность научной терминологии; свободный стиль изложения лекций с привлечением в необходимых случаях заранее подготовленного текста или тезисов, возможно цитат из монографий, либо иных источников; соответствие темпа изложения возможности конспективной записи студентами основных положений курса и восприятия логики его изложения; эффективное использование методов разъяснения трудного для усвоения учебного материала, приемов повышения внимания, интереса и активности слушателей.

4. Рационально сочетать методические приемы традиционной педагогики и элементов новейших технологий обучения (казусно-ситуативный прием, педагогическое сотрудничество, диалог, использование графических образов, краткий итоговый опрос в конце лекции по рассмотренным вопросам и т.п.).

5. Обеспечивать методически обоснованное и эффективное применение вспомогательных учебных средств: наглядных пособий, демонстрационного оборудования, технических средств и компьютерных систем обучения, обеспечивающих интенсификацию учебного процесса, повышение прочности усвоения учебного материала, рационализацию труда преподавателя и студентов. Причем все факты, примеры, демонстрации, схемы, рисунки, приводимые лектором, должны служить средством для раскрытия основной идеи лекции.

Подготовка лекции является важным этапом, обеспечивающим высококачественное содержание и чтение лекции. Тематика читаемых лекций должна соответствовать рабочему плану изучения курса, составленному на основе учебной программы и утвержденному кафедрой.

Необходимыми элементами подготовительной работы преподавателя к лекции должны быть:

1) подготовка текста лекций, предпочтительнее полного или подробных тезисов лекции;

2) осмысливание, определение главной, основной идеи, цели лекции, обеспечивающих ее высокие идейно-теоретический уровень и практическую ценность;

3) разработка содержания лекции;

4) определение методических приемов, которые целесообразнее всего использовать при чтении лекции с учетом ее материала;

5) подготовка наглядных пособий к лекции (таблиц, схем и т.д.);

6) выбор монографий, научных статей;

7) подбор примеров из практики для иллюстрации отдельных положений лекции;

8) избрание приемов оживления лекции.

При работе над текстом, тезисами лекции важно определить план лекции.

В лекции целесообразнее всего рассматривать наиболее важные и сложные теоретические и практические вопросы. Главная задача лекции должна состоять в овладении слушателями теоретическим материалом, изложении основ науки, привитии навыков самостоятельного мышления при решении тех или иных проблем, при изучении тех или иных обстоятельств.

К лекции должны готовиться и участвовать в ней обе стороны – и педагог, и студент, только тогда она действительно становится видом коллективного мышления.

Чтение лекции. Если лекция начинается чтением новой темы, то целесообразно наряду с сообщением темы лекции дать очень краткую характеристику теоретической и практической значимости новой темы, сказать о месте и ее роли в учебном процессе. После чего лектор должен назвать основную монографическую литературу по теме курса и сообщить план лекции.

При продолжении чтения лекции по начатой теме необходимо напомнить студентам последнюю проблему предшествующей лекции, после чего возможен переход к последующему материалу лекции. При изложении вопросов темы лекции должны быть четко оттенены переходы от одного вопроса к другому, от одной проблемы к другой проблеме.

Окончание рассмотрения вопроса темы лекций должно заканчиваться, как правило, кратким содержательным выводом, заключением по нему.

Лектор должен читать лекцию свободно, в живой и доступной форме, что легче всего достигается наличием перед ним тезисов лекции. Читать лекцию следует умеренным темпом, излишне медленный темп чтения столь же вреден, как и чрезмерная быстрота.

Лекция должна отличаться высокой научностью содержания, точностью формулировок, логической стройностью аргументации и доказанностью, верностью фактических данных, безукоризненной точностью приводимых цитат, надлежащим научным аппаратом.

Во всех случаях лектор должен высказать свое мнение, определиться по спорному вопросу.

При чтении лекции необходимо заранее продумывать методику изложения понятия определений, иных важных положений лекций. При изложении, раскрытии их можно вначале сообщить понятие определения, а затем раскрыть его основные признаки, содержание, подведя итог сказанному определенным заключением. Возможен и иной прием подачи понятия определений, при котором вначале излагаются его признаки, а затем на основе изложенных признаков формируется само понятие определения, чем и заканчивается изложение этой части лекций.

Особенно важно при чтении лекций добиваться необходимого контакта лектора с аудиторией.

Мастерство лектора – понятие многозначное. Среди его «слагаемых» - свободное владение материалом, манера держаться перед аудиторией. Но как бы ни были замечательны эти качества сами по себе, они окажутся обесценены, если их не сцементировать высокой культурой речи. Словесная беспомощность, а тем более неряшливость способны перечеркнуть и авторитет специалиста, читающего лекцию, и престиж представляемой им профессии.

В процессе чтения курса каждая лекция заканчивается краткой аннотацией следующей лекции: преподаватель перечисляет вопросы к ней.

Лекция – важный источник научной информации и во многих случаях незаменимый, т.к. современные темпы развития науки таковы, что учебники, монографии, периодические издания не в состоянии своевременно и полностью освещать новейшие достижения в области практики. Вместе с тем лекция представляет собой школу научного мышления для студентов, она оказывает на них огромное мировоззренческое, воспитательное влияние своим содержанием, методами и приемами изложения, обликом самого лектора, образованностью и эмоциональностью его речи.

В целом, лекции аккумулируют в себе такие важные направления образования как: передачу информации о соответствующих положениях той или иной отрасли знаний, ознакомление студентов с узловыми вопросами теории и практики изучаемой учебной дисциплины и воспитание у них всех тех качеств, которыми должен обладать любой современный специалист.

Учитывая изложенные выше методические рекомендации, вместе с тем следует отметить, что научно-педагогические работники вуза имеют право определять содержание учебных курсов в соответствии с ГОС ВПО, выбирать методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество учебного процесса, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

Подготовка к лекции и практическим (семинарским) занятиям

 

Лекция является важнейшей формой организации учебного процесса, в ходе которой студент усваивает новый учебный материал, уясняет учебные элементы, трудные для понимания и систематизирует учебный материал. Для того, чтобы лекция была продуктивной, студенту необходимо подготовиться к лекционному занятию. Для подготовки к лекции студенту необходимо узнать тему и ознакомиться с материалом по теме лекции, выписать основные термины, определить, какие учебные элементы остались непонятными, записать вопросы, которые следует задать лектору

Семинарские занятия наряду с лекциями являются формой аудиторных занятий. Планы семинарских занятий отражены в рабочей программе по дисциплине и доступны как на сайте филиала, так и в локальной сети. Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, изучения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов и т.п. Студенты должны заранее дома, в библиотеке и читальном зале подготовить ответы на все заданные вопросысеминарского занятия. Следует вести специальную тетрадь с записями ответов навопросы семинаров. Желательно при подготовке ответа не ограничиваться материалом одного учебника, а использовать научные статьи из журналов, сборников статей, монографии.

В процессе организации работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы.

Студент, отвечающий на вопрос семинарского занятия, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы достаточно полно раскрыть данный вопрос. Раскрывать какое-либо явление государства или права следует с определения его понятия и характеристики признаков (если этому не были посвящены предыдущие вопросы).

Помимо устных опросов студентов на семинарских занятиях преподаватель может проводить письменные контрольные работы, тестирование и использовать другие формы контроля и оценки знаний студентов.

Ответы студентов на семинарских занятиях учитываются преподавателем при выставлении им зачетов и оценок на экзаменах в соответствии с Положением о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.78.149 (0.109 с.)