ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Mainstream» и прочие течения экономической теории



Не по себе начетчикам седым

Экономического факультета:

Идет переустройство кабинета

Марксизма-ленинизма. Ломка, дым

Столбом! «Ни одного не пощадим

Осточертевшего авторитета!»

И смотрит Маркс, вниз головой, с портрета

В глаза ниспровергателям своим:

«А я и не сержусь на вас, ребята,

Я доказал отчетливо весьма,

Что личность, в сущности, не виновата,

История творит себя сама,

И вы запрограммированы тоже...

Какими будут те, что помоложе?» (1999)

Илья Фоняков

Экономическая наука прошла в своем развитии несколько этапов. На первом этапе, начало которого по понятным причинам определить затруднительно, осу­ществлялась медленная накопительная и подготовительная работа к формирова­нию экономической науки. Люди приобретали опыт хозяйственной деятельности, пытались производить определенные обобщения.

На втором этапе (последняя треть XVIH-конец XIX в.) возникла собственно экономическая наука, получившая название политическая экономия.Это был пе­риод развития классической экономической школы, связанной с именами У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и других выдающихся экономистов.

В конце XIX в. произошла маржиналистская революция, и экономическая на­ука вступила в третий этап своего развития (1890-1930-е гг.), этап доминирова­ния неоклассическойшколы.

В 1930-е гг. в экономической науке произошла еще одна революция — кейнси-анская, в результате которой в экономической теории выделились микро- и мак­роэкономика — четвертый этап развития экономической науки, этап преоблада­ния кейнсианской школы.

Наконец, в 1970-е гг. произошла так называемая монетаристская контррево­люция,и экономическая теория вступила в пятый этап своего развития.1 Данные

1 Четвертый и пятый этапы развития экономической теории связаны с выделением мак­роэкономики. Макроэкономика, являющаяся составной частью экономической теории, изу­чается в качестве отдельного курса. См., например, СелищевА. С. Макроэкономика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2001.


Глава 1. Предмет и метод микроэкономики



пять этапов проделала в своем развитии экономическая теория основного течения, или, как принято ныне называть, mainstream (рис. 1.3).

Теория «основного течения» («mainstream») изучается в преобладающем большинстве высших учебных заведений мира. Эта наука имеет англосакское про­исхождение: основы ее заложены англичанами У. Петти и А. Смитом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранние социалистические доктрины     Экономия (oucovo|iia)      
'            
Марксистская политическая экономия     Классическая политическая экономия     Историческая школа  
     
     
      V      
    Неоклассический ЭКОНОМИКС (economics)    
    Институционализм  
       
       
        > Г        
      Кейнсианство      
    > Г г      
    Микро­экономика Макро­экономика -    
      А        
    Монетаризм J    
МАРКСИЗМ | \ «МА IN 'REA М»     «ТРЕТЬЕ ТЕЧЕНИЕ»  
                               

Рис. 1.3. Три основных течения экономической теории

В настоящее время наиболее влиятельные школы данного течения сосредото­чены в США и Британии, хотя все больший авторитет приобретают школы конти­нентальной Европы, Японии и Китая. Теория «основного течения» создавалась и продолжает развиваться в ведущих экономических державах мира, а потому отра­жает прежде всего экономическую специфику «центра» мировой цивилизации, т. е. высокоразвитой экономики. В свое время теория А. Смита приобрела непре­рекаемый авторитет на Западе во многом потому, что она выражала интересы прежде всего прогрессивной английской промышленной буржуазии. То же самое можно сказать и о Маршалле — теоретике маржинализма, Дж. М. Кейнсе — теоре­тике кейнсианства, М. Фридмане — теоретике монетаризма. Все они выражали интересы прежде всего самых передовых кругов бизнеса лидирующих экономиче­ских стран.

Однако мировое пространство неоднородно. Помимо сравнительно благопо­лучного экономического центра существует и гораздо менее благополучная эко-



Часть I. Основы рыночного анализа


номическая периферия. Общество также неоднородно. Оно состоит из разных классов и социальных групп, интересы которых совпадают не всегда и не во всем. Экономическое развитие отнюдь не прямолинейно. Совершая циклическое раз­витие, каждое общество наряду с периодами процветания познает и горечь де­прессии. «Основное течение» создавалось в относительно благополучном «эко­номическом центре» мировой цивилизации: Британии и США. Поэтому теория «основного течения» описывает в основном «экономику центра». «Экономика пе­риферии» далеко не всегда и во всем отвечает моделям, разрабатываемым «основ­ным течением». Именно в этом заключается основная причина попыток создания альтернативных «основному течению» теорий. Прежде всего это касается теории марксизма.

Как уже говорилось, одним из идеологических источников марксистской по­литической экономии является теория трудовой стоимости Д. Рикардо. Карл Маркс довел эту теорию до крайних выводов, заявив, что единственным факто­ром создания благ является труд, а значит единственным создателем всего богат­ства является рабочая сила и ее конкретный носитель — пролетариат. Отсюда и основная идея марксизма — «экспроприация экспроприаторов», т. е. ликвидация класса предпринимателей и собственников капитала.

Соответственным образом марксисты трактуют и предмет политической эко­номии. Если для классиков (А. Смита и Д. Рикардо) политэкономия — это наука о богатстве, для неоклассиков экономика — это наука о рациональном поведении субъектов по поводу редких благ, то для марксистов политическая экономия — это наука о системе объективных экономических отношений между классами людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

До 1991 г. марксистская политическая экономия являлась вторым по влия­тельности экономическим учением в мире, она преподавалась в вузах всех соци­алистических стран (примерно 1/3 населения Земли). В настоящее время эта те­ория широко изучается в Китае, Вьетнаме, Северной Корее и на Кубе (примерно 1/5 населения Земли). При этом в Китае и во Вьетнаме преподавание марксист­ской политической экономии осуществляется наравне с экономикой «основного течения», т. е. с традиционными микро- и макроэкономикой.

Кроме «основного течения» и марксизма следует упомянуть о «третьем тече­нии». Речь идет о конгломерате институциональных теорий, которые принято называть «институциональной экономикой» (см. рис. 1.3). Истоки институцио­нальной экономики связывают с немецкой исторической школой, а также с твор­чеством Т. Веблена, Дж. Коммонса и У. Митчелла. Современный институциона-лизм не представляет собой единой и целостной экономической теории, как «mainstream» и марксизм. Существенные компоненты институциональной тео­рии беспорядочно разбросаны в потоке экономических публикаций. Основные черты этого течения таковы.

A. Современная институциональная экономическая теория трактует марксизм
и неоклассику как частные случаи некой глобальной экономической теории.

B. Институционализм не воспринимает «цену» в качестве центральной катего­
рии экономической науки и связующего звена всей экономической системы. В ин­
ституциональной экономике цена низводится до одного из многих факторов.


Глава 1. Предмет и метод микроэкономики



C. В отличие от «основного течения» институционализм избегает широко ис­
пользовать математический аппарат.

D. Если «основное течение» ставит во главу угла «рациональное поведение»
индивидов (домохозяйства максимизируют полезность, фирмы — прибыль, госу­
дарство — народное благосостояние), то институционалистов интересует моти­
вация
поведения. При этом подразумевается, что эта мотивация отнюдь не обяза­
тельно должна быть рациональной.

В отличие от «основного течения» институционалисты не признают понятие «экономического человека»1, считая его надуманным и оторванным от реальной жизни. «Экономического человека» они заменяют «социологическим человеком», т. е. человеком в конкретной ситуации общественных отношений. Таким образом, институциональную экономику можно определить как науку, изучающую эконо­мическое поведение через призму стереотипов социальных агентов.

В последние годы популярность институциональной экономики возрастает. Она преподается во многих высших учебных заведениях Европы, Америки, Япо­нии и Китая. В России в конце последнего десятилетия XX в. также появились первые учебники по этой дисциплине.2





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.009 с.)