Перекрестная эластичность спроса по цене 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перекрестная эластичность спроса по цене



Пешеходы заоконные,

Судьбы ваши незнакомые

Перекрещиваются.

Это нам,

Сидящим в комнате,

Кажется, что все

Покоится.

А все — вертится. (1989)

М. Ю. Шкловер

До сих пор мы рассматривали прямую эластичность спроса по цене. Помимо нее существует так называемая перекрестная эластичность спроса по цене.

Перекрестная эластичность спроса по цене определяется как процентное изме­нение количества запрашиваемого продукта 1, поделенное на процентное измене­ние цены продукта 2. При этом цена продукта 1 становится условием ceteris paribus.


Глава 3. Эластичность



В математическом виде перекрестную эластичность спроса по цене можно выразить так:


Ъ =


AQ,/Q, _AQ,. Pj APj/Pj APj Q/


(3.6)


С помощью коэффициента перекрестной эластичности по цене измеряется степень, с которой различные продукты связаны между собой, а также опреде­ляются границы отрасли (группы фирм, которые производят подобную про­дукцию).

Например, если цена продукта./' увеличилась и это привело к росту спроса на продукт i, то коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене положите­лен (т). > 0). В таком случае рассматриваемые блага являются субститутами (взаимозаменяемыми) и могут при этом производиться в одной отрасли экономи­ки. Высокая перекрестная эластичность по спросу обычно указывает на то, что фирмы, производящие данную продукцию, принадлежат к одной отрасли. Во­прос, однако, заключается в том, что считать «высоким» показателем. При этом определение отрасли часто зависит больше от специфических проблем, чем от показателя перекрестной эластичности по спросу.



а)

Продукт t (кофе)

Продукту (чай)

85 100 Qi 0 & 0,2

Рис. 3.11. Перекрестная эластичность товаров-субститутов


Рассмотрим пример перекрестной эластичности субститутов (рис. 3.11). До­пустим, это кофе (продукт г) и чай (продукту). Предположим, что цена чая (проду­кта f) упала с 10 до 9 р. Это вызвало снижение потребления кофе (г) соЮО до 85 ед. Подсчитаем дуговую перекрестную эластичность (по формуле 3.1, б):

100-85 10 + 9 15 19 tet

Л =---------------- =------- = 1,54.

10-9 100 + 85 1 185

Рис. 3.11 иллюстрирует, что товары i (кофе) и у (чай) являются субститутами. При падении цены чая количество потребления кофе сократилось со 100 до 85 ед. Это привело к сдвигу линии спроса кофе влево.



Часть I, Основы рыночного анализа


Продукт i (кофе)

Продукту (сливки)

О 100 120 0, 0 Qi Q2

Рис. 3.12. Перекрестная эластичность товаров-комплементов

Если цена продукта^'снижается, а объем спроса на продукт i возрастает (г|; < 0), то данные виды продукции являются комплементарными (взаимодополняющи­ми). Рассмотрим это на конкретном примере (продукт i — кофе, продукту — слив­ки). Ситуация проиллюстрирована на рис. 3.12. Предположим, что падение цены на сливки привело к увеличению потребления кофе на 20%. Величина перекрест­ной эластичности в данном случае равна (по формуле 3.16):


Л =


100-120 1,0 + 0,9 _ -20 1,9 1,0-0,9 100 + 120" 0,1 220


= -1,73.


В данном случае мы имеем дела с двумя комплементарными товарами. Если коэффициент перекрестной эластичности по цене равен нулю (г\{ = 0), то эти продукты называются независимыми. Сведем результаты нашего анализа в табл 3.3.

Таблица 3.3 Субституты, комплементы и перекрестная эластичность спроса

 

Перекрестная эластичность Зависимость Увеличение р. Уменьшение р
оо > Г| > 0 л = о 0>п >-~ Субституты Независимые Комплементы Q, растет Q, не изменяется Q, уменьшается Q, падает Q, не изменяется Q, растет

Перекрестная эластичность спроса может быть асимметричной. Это значит, что встречаются ситуации, когда, к примеру, увеличение цены товара^' приведет к снижению спроса товара г, но, с другой стороны, увеличение цены товара i может не изменить спроса на товару или величина изменения оказывается совершенно иной.


Глава 3. Эластичность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.018 с.)