Часть I, Основы рыночного анализа




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I, Основы рыночного анализа




Что можно сказать о MRS денег и сухарей в этой ситуации? Можно ли построить карту безразличия денег и сухарей? Какая аксиома порядкового подхода здесь нарушена?

12. Прочитайте стихотворение поэта Бабрия, жившего во II в. н. э.

In sterculino pullus gallinaceus В навозной куче петушок молоденький,

Dum quaerit escam, margaritam reperit. Искав себе еду, нашел жемчужину.

Jaces idigno, quanta res, inquit, loco? «В негожее место,— молвил он, — попала ты!

Hoc si quis pretii cupidus vidisset tui! Узнай о том умеющий ценить тебя —

Olim redisses ad splendorem maximum. Тотчас бы ты вернулась к блеску прежнему.

Ego qui te inveni? Potior cui malto cibis? А в том, что я, кому еда стократ нужней,

Nee tibi prodesse, пес mihi quaquam potes. Нашел тебя — нет пользы ни тебе, ни мне.»

Hoc illis narro, qui me non intelligunt. Пишу для тех, кто не умел понять меня.

Проанализируйте данную ситуацию на основе ординалистского подхода. Изобразите ситуацию графически.

13. Вашему вниманию предлагается стихотворение английского поэта Эдварда Лира
(1812-1888) в переводе М. Фрейдкина:

Безрассудный старик из Остравы

Вел себя неумно и нездраво.

Даже будучи сытым,

Груши ел с аппетитом

Тот печальный старик из Остравы. В чем заключается «неумность» и «нездравость» пожилого человека с точки зрения теории предельной полезности? Объясните это с помощью кривых TUhMU. Возможно ли определить «неразумность поведения» остравца с помощью порядковой (ординалист-ской)концепции?

14. В данной главе мы рассматривали парадокс Адама Смита «алмаз-вода». В 1967 г.
известный советский поэт Е. А. Евтушенко в поэтической форме описал парадокс
«алмаз-пиво»:

Алмазницы

Толкутся в мирнепском1 продмаге2 — пиво выкинули!

Нет разницы,

копать картошку иль брильянты — попривыкнули!

Но уважают глубоко

мужья холодное пивко,

а здесь найти алмазы более легко.

В чем заключается микроэкономический смысл «парадокса Евгения Евтушенко»? Изобразите эту ситуацию графически.

Задачи

15. Каким из функций полезности соответствуют выпуклые кривые безразличия?

1) U(X, Y) = 3X + 4Y;

2) U{X, Y) = (X, У)5;

3) U(X, Y) = min (X, Y), где min — есть минимум из двух значений XwY.

1 Город Мирный (Саха-Якутия).

2 Продмаг — продовольственный магазин.


Глава 4. Теория индивидуального потребления



16. В параграфе 4.1.2 мы выяснили, что кривая рыночного спроса равна горизонталь­ной сумме кривых индивидуального спроса. Даны три линии индивидуального спроса:

a) <2,D=12-P;

b) Q2° = 16-4P;

c) Q3o = 10-0,5P.

Их совокупный (рыночный) спрос (Q D ) характеризуется функцией:

м

10-0,5-Р при Р = 12,..., 20,
Q^ = j 22-1,5^ при Р = 4,..., 12,
38-5,5^ при Р = 0..... 4.

Объясните справедливость этого утверждения графически. Верно ли, что эластич­ность рыночного спроса, как правило, выше индивидуального?


Глава 5

Фирма и теория производства

Фу, жарко!... Работу я кончил давно,

Не хочется больше трудиться.

И спать не хочу ... Отворяю окно,

Чтоб свежестью ночи упиться.

Вон вижу я — темный и мрачный завод

Стоит у огромного пруда.

Как много он в жизни работы дает

Для бедного, черного люда!

Питает и кормит он этих людей,

Но как непригляден и страшен

Он в светлой ночи темнотою своей,

Лишь дымом да мраком украшен! (27 января 1899)

Б. Н.Орлов (1872-1911)

Ключевые понятия

Производство Предельная норма технического замещения

Ресурсы (факторы производства) Средний продукт

Производственная функция Предельный продукт

Фирма Производительность труда

Претендент на доход Производительность капитала

Чистая (экономическая) прибыль Три стадии производства

Нормальная прибыль Эластичность замены

Краткосрочный период производства Изокоста

Долгосрочный период производства Изоклиналь

Изокванта Отдача от масштаба

Интенсивное производство «Пограничная линия»

Экстенсивное производство Эластичность выпуска

Предыдущая (четвертая) глава была посвящена исследованию природы кривой спроса.В ней было выяснено, какой объем благ будут приобретать экономические агенты при условии, если они действуют «рационально». При этом под рациональ­ным поведением потребителей понималось сопоставление выгод (полезности) потреб­ления различных объемов благ или комбинаций этих благ с затратами (ценами).

Теперь (в главах пятой и шестой) нам необходимо исследовать природу кри­вой предложенияи выяснить поведение рационального производителя (или фир­мы). При этом мы должны исследовать выгоды и затраты фирмы, производящей различные объемы благ и применяющей различные методы производства. Мы должны выяснить:

♦ какой объем продукции должна производить фирма;

♦ какая комбинация факторов производства при этом должна применяться;

♦ сколько прибыли будет получено в результате производства.


Глава 5. Фирма и теория производства



Производствомявляется любая человеческая деятельность, в процессе которой ресурсы превращаются в товары и услуги.

Производство наряду с распределением, обменом и потреблением является од­ним из четырех основных видов активности, которые обеспечивают экономиче­ское благополучие общества. Производственная активность существенно видо­изменяется в процессе развития общества. Потребление может существовать и без производства. Тем не менее в реальной действительности эти два вида чело­веческой деятельности неотделимы друг от друга, так как ресурсы крайне редко могут потребляться без предварительной обработки.

Производство не обязательно должно происходить на «заводе» или «фабрике». Домашние хозяйства также осуществляют определенную деятельность, превращая рыночные блага в продукт потребления. Приготовление пищи, стирка, чистка — все это является производственной активностью, которая трансформирует рыночные блага в конечные продукты потребления; время индивида также является производ­ственным ресурсом с множеством альтернативных возможностей использования.

Основные ресурсы (inputs), такие как земля, труд, капитал, принято именовать факторами производства. Зависимость между ресурсом и конечным продуктом называется производственной функцией и является важнейшей категорией про­изводства.

Производственная функция:физическое отношение между произведенным объ­емом выпуска (output) и количеством используемого фактора производства (input) при предположении технической эффективности.

Так как производственные решения, как правило, принимаются отдельными фирмами, то прежде всего необходимо рассмотреть природу фирмы, особенности ее деятельности, а также основные законы производства.

Природа фирмы

Кто-то мрачный, как в видике «Шокер», К нам подкрался и, выждав момент, Прошептал мне с улыбкой: «Я брокер... Скоро сделаю вам менеджмент...»

А. В. Бардодым (1966-1992)

Домашнее хозяйство и фирма являются главными действующими лицами рыночных отношений.

Фирма1— это организация, созданная для производства товаров и услуг с целью их продажи на рынке.

1 Происхождение слова «фирма», прочно вошедшее во многие языки мира, восходит к латыни: firmus - прочный, надежный, (юридически) действительный. Значению «фирма» в какой-то мере соответствует русское слово «предприятие». Фирма (предприятие) мо­жет состоять из одного или нескольких заводов, фабрик и учреждений.



Часть I, Основы рыночного анализа


Фирма приобретает ресурсы, организует их потребление в процессе производ­ства, реализует произведенную продукцию и участвует в процессе принятия рис­ков. Индивиды, участвующие в деятельности фирмы, состоят из предпринимателей и рабочей силы. Главное различие между ними заключается в том, что предпринима­тели являются претендентами на доход (residual claimants), т. е. обладают претензи­ей или правами собственности на прибыль, полученную организацией.

Претендент на доход(residual claimant): индивид, который обладает законными правами на всю или часть прибыли, получаемую фирмой.

Что касается рабочей силы, то она получает фиксированную заработную плату независимо от объема прибыли фирмы. И хотя подобное различие предпринима­телей и рабочей силы порой более или менее успешно маскируется различными типами заработной платы (такими, например, как «участие рабочих в прибы­лях»), тем не менее оно остается существенным.

Одна из основных причин существования фирмы заключается в том, что ко­операция между отдельными работниками способна давать больше продукции при данном объеме ресурсов. Производство более эффективно, если индивиды специализируются на выполнении конкретных производственных задач. Вмес­те с тем кооперация невозможна без организации и менеджмента:(1) рабочие должны знать, что им следует делать, и (2) должны выполнять на деле то, что им следует.

Так как рабочая сила не является претендентом на доход, то у нее отсутствуют реальные стимулы к выполнению и к совершенствованию производственного процесса. Поэтому деятельность рабочей силы требует управления и надзора либо со стороны предпринимателей, либо со стороны других наемных работни­ков (менеджеров или надсмотрщиков). Пока доходы от более эффективного про­изводства фирмы превышают расходы, а кооперативное производство выпускает больше чистого продукта, чем множество индивидуальных предприятий, — до тех пор организация типа «фирма» способна существовать и развиваться.

Производственный менеджмент также является важным фактором производ­ства: без него объем производства существенно снизится. Несение коммерческого риска также является фактором производства и осуществляется предпринимате­лем. Таким образом, предприниматель, или владелец предприятия, обычно являет­ся не только претендентом на доход, но и активным участником производственно­го процесса.

Бизнесмен может быть собственником, организатором, менеджером и пред­принимателем риска в одном лице. Его доход, извлекаемый из деятельности фир­мы, состоит из двух частей: претензии на доход (известной как чистая, или эконо­мическая, прибыль или сверхприбыль) и полного жалованья по оплате его усилий (известного как нормальная прибыль).

Чистая (экономическая) прибыль(л) — общий доход фирмы (Pq) за вычетом вме­ненных издержек (С).

Нормальная (или нулевая экономическая) прибыль— часть предприниматель­ского дохода (минимальный доход, которым должны вознаграждаться предприни­мательские способности, чтобы стимулировать их применение в предпринима-


Глава 5. Фирма и теория производства



тельской деятельности фирмы), вмененные издержки. Если фирма получает толь­ко нормальную прибыль, то ее доход полностью расходуется на покрытие всех из­держек.

Математически величину чистой (экономической) прибыли фирмы можно выразить так:

n = Pq-C(q), (5.1)

а нормальной (или нулевой экономической) прибыли:

я - 0 или Pq = C(q). (5.2)

Однако собственник может быть представлен большим количеством акционе­ров, каждый из которых имеет часть претензии на прибыль, несет долю риска и не принимает непосредственного участия в производственном процессе.

При всей важности данных рассуждений наш анализ может быть в значитель­ной степени упрощен, если мы сосредоточимся на рассмотрении двух наиболее осязаемых факторов производства (труд и капитал), оставив в стороне менее явные: «предпринимательские способности», «несение риска», «организацион­ный талант». Менее очевидные факторы производства обыкновенно рассматри­ваются в рамках специальных экономических дисциплин, таких как «теория фир­мы», «теория предпринимательства», «менеджмент».

В курсе микроэкономики роль собственника сводится к покупке ресурсов и их комбинированию в процесс производства с целью максимизации прибыли. Ибо именно это составляет основу микроэкономической модели фирмы.

Микроэкономическая теория основывается на предположении, что фирма стремит­ся к максимизации долгосрочной^ прибыли.

Вместе с тем существует множество альтернативных теорий, отрицающих, что максимизация прибыли — главное в деятельности фирмы. Как правило, подоб­ные теории исходят из следующих предположений:

1) разделение функций собственности и контроля фирмы;

2) подробное рассмотрение предпочтений предпринимателя.

Разделение функций собственности и контроля предполагает, что собственни­ки нанимают менеджеров для принятия решений и что менеджеры не являются пре­тендентами на доход. Поэтому менеджеры стремятся не столько к максимизации прибыли фирмы, сколько преследуют собственные интересы. Стремления менед­жеров могут включать высокое жалование или такие удовольствия, как раздутый управленческий штат, роскошные апартаменты и разнообразные льготы. Ряд наи­более известных теорий фирмы ставят в центр внимания зависимость управленче­ских окладов от общего объема продаж (за вычетом издержек) и темпов роста.

1 Именно долгосрочная перспектива получения прибыли определяет рыночную сто­имость предприятия. Если предприятие заинтересовано лишь в текущей (краткосрочной) прибыли, то оно способно увеличивать ее методами, которые сокращают будущую доход­ность (отказ от надлежащего ухода за оборудованием, игнорирование научно-техническо­го прогресса и т. п.).



Часть I. Основы рыночного анализа


Концепция предпочтений предпринимателяисходит из того, что менеджеры преследуют цели не выше тех, которые бы доставили удовлетворение владельцу фирмы (другими словами: если собственник доволен, к чему менеджеру продол­жать оптимизировать производство?).

Существуют и другие теории, которые рассматривают предпринимателей как особых индивидов, обладающих уникальными предпочтениями: стремлением к новациям, коммерческому риску и т. п.

Прочие менее значительные факторы производства (издержки мониторинга или организации, принятие рисков и т. д.) также подробно анализируются некоторыми теориями фирмы. Однако они не отрицают ведущей концепции максимизации прибыли, а скорее являются ее уточнением и конкретизацией.

В курсе микроэкономикиосновное внимание уделяется частным коммерче­ским предприятиям, управляемым в интересах собственников и максимизирую­щим долгосрочную прибыль, как наиболее распространенному и типичномувиду фирмы в условиях рыночной экономики.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.009 с.)