Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монопольная власть и издержки (потери) общества

Поиск

Я потерял дом...

—Но нужен ли дом страннику? Я потерял сон...

—Но нужен ли сон ратнику? Я потерял тыл...

—Но нужен ли тыл первому? Я потерял пыл...

— А вот без него скверно... (18 июля 1996)

Алексей Хованский

На монопольном рынке равновесие устанавливается при Р > МС. Это значит, что производственные ресурсы используются неэффективно. Этот вывод исхо­дит из того, что если потребители готовы заплатить за единицу дополнительного блага больше, чем требуется для его потребления, то увеличение производства данного блага сопровождается ростом общественного благосостояния.

Если для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, то фирма, обладающая монопольной властью, способна установить цену выше предельных издержек. Следовательно, мерой монопольной власти является величина превы­шения цены, максимизирующей прибыль, над предельными издержками. Эта мера монопольной власти была предложена в 1934 г. А. Лернером и получила наи­менование индекса монопольной власти Лернера {Lr):

Т Р-МС

Lr = —p—- (9-3)

Причем 0 < Lr < 1. Для чистой конкуренции Lr = 0. Чем больше монопольная власть, тем больше величина Lr. На основании формулы 9.1 можно выразить ин­декс монопольной власти через ц:

т Р-МС 1

~p~=-^' (94)

где г\к эластичность отраслевого спроса при объеме реализации, соответствую­щем точке Курно.

Источники монопольной власти. Итак, монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек. Как показывает формула 9.4, чем меньше эластичность спроса на товар, производимый фирмой, тем большей монопольной властью фирма обладает. Три фактора определяют эластичность спроса на товар, производимый фирмой.

1. Эластичность рыночного спроса на товар данного типа. Если на рынке дей­ствует лишь одна фирма, то кривая спроса на ее товар совпадает с кривой ры­ночного спроса. В этом случае степень монопольной власти зависит только от эластичности рыночного спроса. Но если на рынке конкурируют несколько фирм, то эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел элас­тичности спроса на товар каждой фирмы. К примеру, если эластичность ры­ночного спроса равна -2, а эластичность спроса на товар каждой фирмы -3, то эластичность спроса для каждой из них не может быть меньше -2.


Глава 9. Чистая монополия



2. Число фирм на рынке. Монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке.

3. Взаимодействие фирм. Фирмы в отрасли могут и не конкурировать между собой и даже вступить в сговор. Эта проблема более подробно будет обсуж­даться в главе 11 («Олигополия»). Здесь же отметим, что монопольная власть меньше, если фирмы в отрасли агрессивно конкурируют, и больше — если они сотрудничают.

Потери общества, возникающие вследствие монополизации производства,

можно проиллюстрировать при помощи излишков потребителя и производителя (рис. 9.4).

На монопольном рынке для того, чтобы максимизировать прибыль, объем производства монополиста должен соответствовать пересечению линий MCnMR (точка Курно). Таким образом, монополист должен производить Q^ выпуска при Рт цене. На конкурентном рынке конкурентная цена (Р) должна соответство­вать объему продукции ((У), т. е. находиться на пересечении кривой среднего до­хода (AR), которая совпадает с кривой спроса (D), с кривой предельных издержек (МС). Посмотрим, как меняется излишек, если перейдем от конкурентной цены и выпуска к монопольной цене и выпуску.

РА


Оставшийся излишек потребителей (GBPm)

Сокращение излишка потребителей (P,„BFPC + BCF)

Безвозвратные потери (ВСА)

О От Ос О

Рис. 9.4. Потери общества от монопольной власти


Потери потребителей будут состоять из двух частей. Во-первых, из-за повы­шения цены с уровня Рс до уровня Рт покупатели теряют часть излишка, равного площади прямоугольника PmBFPc Эти покупатели должны платить более высо­кую цену за прежний товар. Во-вторых, другие покупатели попросту не могут платить более высокую цену за прежний товар. Они теряют излишек в размере площади треугольника BCF. Таким образом, совокупное сокращение излишка по­требителя составит величину РтВСРс.

Производитель, в свою очередь, получит прибыль, равную площади прямо­угольника PmBFPc, так как он продает свой товар по более высокой цене. Но при этом он теряет часть своего излишка (площадь треугольника FCA) из-за сниже­ния объема выпуска.



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


Таким образом, в результате установления монопольного выпуска и цены:

1) часть излишка потребителя переходит к производителю (площадь прямо­угольника Р BFPC);

2) безвозвратные потери потребителя составляют величину BCF, а безвозв­ратные потери производителя — величину FCA.

Итак, безвозвратные потери (издержки) общества от монопольной власти составят величину треугольника ABC. Чем больше излишка потребителя перехо­дит к производителю-монополисту (величина прямоугольника PmBFPc), тем больше общественные издержки существования монополии.

По расчетам специалистов, потери общества от деятельности монополий мо­гут достигать от 4 до 13% валового продукта.1 Данные потери включают в себя также расходы, обусловленные так называемым поведением в поисках ренты, т. е. доходы правительственных институтов и чиновников, оберегающих некото­рые предприятия от конкуренции.2 Фирмы платят политикам не только и не столько за улучшающие их положение привилегии, сколько за то, чтобы избе­жать ухудшения своего положения вследствие тех или иных действий государ­ства. Концепция извлечения ренты в данном случае в центр своего внимания ста­вит активное рационально-эгоистическое поведение политиков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.144 (0.009 с.)