Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники монопольной власти

Поиск

Почему некоторые фирмы обладают большой моно­польной властью, а другие незначительной или вовсе ни­какой? Вспомним, что монопольная власть заключается

в способности устанавливать цену выше предельных из­держек и величина, на которую цена превышает предель­ные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Уравнение (10.3) показывает, что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластич­ность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производитель одежды с наклейкой фирменного дизайна) — с менее эластичной кривой спро­са.

Три фактора определяют эластичность спроса для фир­мы. Первый заключается в эластичности рыночного спро­са. Собственный спрос фирмы будет по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор — число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрес­сивный характер, когда каждая фирма старается захва­тить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ РЫНОЧНОГО СПРОСА

Если имеется только одна-единственная фирма (чи­стый монополист), ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фир­мы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса ус­танавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. Вспомним пример с производителями зубных щеток, показанный на рис. 10.5. Рыночный спрос на зубные щетки мог бы быть не очень эластичным, но спрос каждой фирмы будет более эластичным. На­сколько — это зависит от того, как фирмы конкурируют друг с другом (на рис. 10.5 эластичность рыночного спроса составляет — 1,5, а эластичность для каждой фир-

мы — 6). Но независимо от того, как конкурируют фирмы, эластичность спроса для каждой из них никогда не бу­дет менее — 1,5.

Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы — начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значитель­но эластичнее, и именно поэтому попытки производи­телей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монополь­ную власть отдельных производителей.

ЧИСЛО ФИРМ НА РЫНКЕ

Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фир­мы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать по­терь от уменьшения объема реализации.

Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых «основных игроков» (т. е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90 % объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм — 10 %, у двух крупных фирм большая монопольная власть. По­ложение, когда только несколько фирм захватывают бо­льшую часть рынка, называется концентрацией рынка.

Иногда говорят (и в этом есть доля правды), что са­мый большой страх американского бизнесмена — страх перед конкуренцией. Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрас­ли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм — условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.

Иногда для вступления в дело имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент

на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не исте­чет срок действия патента. Другие законодательно уста­новленные права действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспече­ния для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компа­нии, а необходимость обладания правительственной ли­цензией ограничивает доступ новых фирм на рынок те­лефонного обслуживания, телевизионных передач или вну­тренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масшта­ба может привести к созданию такой ситуации, когда на­личие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация назы­вается естественной монополией.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ФИРМАМИ

Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рын­ке действуют четыре фирмы. Как они могут конкури­ровать друг с другом? Они могут, например, конкури­ровать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь поте­рять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.

Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитре­стовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объ­ема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может по­лучить значительную монопольную власть.

Таким образом, фирмы могут взаимодействовать раз­личными способами. Здесь мы просто хотим подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

Запомним, что монопольная власть фирмы часто ме­няется по времени, как и условия ее деятельности (ры­ночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монополь­ная власть, следовательно, должна рассматриваться в ди­намике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуа­ция сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значи­тельно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в крат­косрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в де­ло, сокращая тем самым монопольную власть на долговре­менном этапе.

Общественные издержки монопольной

Власти

На конкурентном рынке цена равна предельным из­держкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объ­емов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостоя­ния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?

Мы можем ответить на этот вопрос, сравнивая изли­шек потребителей и производителей в условиях конку­рентного и монополизированного рынков (мы предполага­ем, что у производителей на рынке свободной конку­ренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рис. 10.7 показывает кривые среднего и предельного до­ходов и кривую предельных издержек монополиста. Что­бы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход ра­вен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как P1n и Qm. Ha конкурент­ном рынке цена должна равняться предельным издерж­кам и конкурентные цена Рс и количество продукции Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой пре­дельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется из-

Допп/Ц

Потери 6 излишке потребителя

MC

с Количество

Рис. 10.7. Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти

лишек, если мы перемещаемся с равновесных цены Рс и количества Qc к монопольным цене Pn, и количеству продукции Q1n.

При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потре­бители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рт но купили бы его по цене P0 также теряют излишек в размере площади треуголь­ника В. Следовательно, совокупная потеря потребитель­ского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, про­давая товар по более высокой цене, но теряет часть из­лишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc — Qm) по цене P1, Общая при­быль производителя, следовательно, составит А — С. Вы­читая потерю потребительского излишка из прибыли про­изводителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перерас­пределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки — это общественные издержки такой не­эффективности.

Могут возникнуть и дополнительные общественные из­держки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затра­тить огромные средства с общественных позиций непро­дуктивно, чтобы получить, удержать и использовать моно­польную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего «лобби» и юридическими по­пытками избежать правительственного контроля над цена­ми и антитрестовского законодательства. Это может выра­жаться также в создании неиспользуемых дополнитель­ных производственных мощностей, с тем чтобы убедить по­тенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок. Экономический стимул этих из­держек непосредственно связан с прибылью фирмы в ре­зультате получения монопольной власти (т. е. прямоуголь­ник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Антитрестовское законодательство предотвращает на­копление фирмами избыточной монопольной власти. Рас­смотрим еще одно средство, с помощью которого общество может ограничить монопольную власть, — законодатель­ное регулирование цен.

В гл. 9 мы видели, что на конкурентном рынке государ­ственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Это, однако, не совсем так, когда фирма обладает монопольной властью. Наоборот, регулирование цен может устранить полные чистые убытки, которые про­истекают из монопольной власти.

Рис. 10.8 показывает эффект регулирования цен. Pm и Qn, — соответственно цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Теперь предполо­жим, что государственное регулирование определяет мак­симальную цену P). Так как фирма может установить цену не выше Pi для объема производства Qi, ее новая кривая среднего дохода представляет собой горизонталь­ную линию на уровне pi. Для уровней объема производ­ства выше, чем Qi, новая кривая среднего дохода совпадает со старой кривой среднего дохода, потому что при этих объемах производства фирма назначит цену ниже Pi и на нее никак не повлияет регулирование.

Дом/Ц

MC

•Кривая предельного дохада.когда регули­руемая цена не долж­на быть выше P.

Количество

Рис. 10.8. График регулирования цены

Новая кривая предельного дохода фирмы соответст­вует ее новой кривой среднего дохода, и она показана жирной линией. Для объемов производства до Qi пре­дельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q, новая кривая предельного до­хода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать ко­личество продукции Qi, потому что именно на этом отрез­ке кривая предельного дохода пересекает кривую пре­дельных издержек. Вы можете проверить, что при цене pi и количестве продукции Qi полные чистые убытки от монопольной власти сокращаются.

По мере дальнейшего снижения цены количество про­изводимой продукции продолжает расти, а чистые убыт­ки снижаются. При цене P0, — а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, — объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и чистые убытки от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до P3, мы приходим к сокра­щению объема производства. Это аналогично установле­нию максимальной границы цен в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Qs-Qa), и одновременно растут пол­ные чистые убытки от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает

AC

Un, Qr Цс Количестбо

Рис. 10.9. График регулирования цены в условиях естественной монополии

снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижа­ется ниже P4 — ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из дела.

Регулирование цены зачастую применяется к таким естественным монополиям, как компании коммунальных услуг. Рис. 10.9 показывает естественную монополию. Отметим, что средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qn, по цене Pn,. В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение фирменной цены до уровня P0 соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из дела. Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены на уровне Р„ при котором пересекаются кривые средних издержек и среднего до­хода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в деле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.009 с.)