Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9 анализ конкурентных рынков

Поиск

^тт«В ГЛ' 2' МЫ показали. как кривые предложения и спроса используются для описания и анализа поведения конкурентных и квазиконкурентных рынков. В гл. 3-8 мы видели, как строятся эти кривые и какие пара­метры определяют их форму. Теперь мы вернемся к ана­лизу зависимостей спроса и предложения и покажем, как он применим к широкому кругу экономических проб­лем — проблем, касающихся потребителя, стоящего перед решением о покупке; фирмы, столкнувшейся с задачей долговременного планирования; правительственного уч­реждения, которое должно разработать экономическую по­литику и оценить ее возможные последствия.

Мы начнем с того, как излишки потребителя и про­изводителя используются для анализа воздействия со­циальной правительственной политики на благосостояние. мы также используем потребительский излишек и из-?ГШ6К "Р°изв°Дителя для того, чтобы продемонстриро­вать эффективность конкурентного рынка и показать, почему равновесная цена и равновесное количество про­дукции на конкурентном рынке максимизируют совокуп­но? ебетелеТЧеСК°е благосостояние производителей и Затем мы применим анализ спроса и предложения к разнообразным проблемам. Очень немногие рынки в США оставались вне сферы государственного регулирования то­го или иного рода, и поэтому большинство проблем, которые мы будем изучать, связано с таким регулиро­ванием. Наша цель заключается не только в решении этих проблем, но и в том, чтобы показать, как можно самостоятельно использовать эти приемы экономического анализа для решения других аналогичных проблем. Мы надеемся, что вы научитесь определять реакцию рынка Hd меняющиеся экономические условия или политику правительства, чтобы рассчитать прибыль и убытки потре-"теля и производителя. Примеры, которыми мы про­иллюстрируем наш рассказ, также помогут вам в этом.

Оценка прибыли и убытков при государственном регулировании рынка

В конце гл. 2 мы видели, что установление макси­мального уровня цен вызывает увеличение спроса (потре­бители хотят покупать больше по установленной низкой цене), а предложение снижается (производители не же­лают производить так много при заданной низкой цене), что приводит к появлению дефицита. Мы также знаем, что те потребители, которые все-таки смогут приобрести товар, станут богаче, так как теперь они будут платить меньше. (Предположительно это и было главной целью ценовой политики.) Однако насколько же выросло благо­состояние потребителей в целом, если принять в расчет и тех, кто не мог получить товар? Не снизилось ли оно? А если мы свалим в одну кучу потребителей и про­изводителей, будет ли их общее благосостояние выше или ниже и на сколько? Чтобы ответить на подобные вопросы, нам необходим метод, позволяющий измерять выгоды и убытки от изменений рыночной цены и пред­ложения товара, вызванных государственным регулирова­нием цен.

Предлагаемый метод заключается в подсчете изме­нений в излишках потребителя и производителя, возни­кающих в результате государственного вмешательства. В гл. 4 мы видели, что потребительский излишек из­меряется совокупной чистой выгодой, которую потре­бители получают на конкурентном рынке. В гл. 8 мы показали, что излишек производителя равен совокупной чистой прибыли производителей, а именно их совокупной прибыли плюс рента. Далее мы увидим, насколько при­меним метод, связанный с излишками потребителя и производителя.

АНАЛИЗ ИЗЛИШКОВ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

На нерегулируемом конкурентном рынке потребители и производители покупают и продают по преобладающей рыночной цене. Но мы помним, что для некоторых покупателей ценность товара превышает эту рыночную цену: если бы понадобилось, они заплатили бы за товар больше. В итоге они получают выгоду, равную разнице между ценой, которую они готовы заплатить, и той ценой, которую они платят.

f t

Потребитель^ Потребитель С

Потребитель 8

Количество

Рис. 9.1. Графическое изображение потребительского излишка

Например, предположим, что рыночная цена за едини­цу товара 5 долл., как показано на рис. 9.1. Некоторые потребители, вероятно, оценивают данный товар очень высоко и заплатили бы за него куда больше, чем 5 долл. Потребитель А, например, заплатил бы за него 10 долл. Однако так как рыночная цена составляет лишь 5 долл., он получает чистую выгоду 5 долл.: величина 10 долл., в которую он оценивает товар, минус 5 долл., которые он должен заплатить, чтобы получить его. Потребитель В оценивает товар несколько ниже. Он готов за него заплатить 7 долл., и его чистая выгода составит 2 долл. Наконец, оценка товара потребителем С в точности сов­падает с ценой на рынке — 5 долл. Ему безразлично, покупать или не покупать товар, и если рыночная цена была бы на 1 цент выше, он воздержался бы от покупки. Следовательно, потребитель С не получает никакой выгоды.

Потребительский излишек — это совокупная чистая выгода, которую получают все потребители от приобре­тения товара. Для потребителей в совокупности это площадь между кривой спроса и линией рыночной цены (т.е. заштрихованная площадь на рис. 9.1). А так как потребительский излишек измеряет совокупную чистую вы-

Цена

излишек 'потребителя

Количество

Рис. 9.2. Графическое изображение излишка потреби­теля и производителя

году всех потребителей, мы можем определить эффект от государственного регулирования путем измерения ито­говых изменений излишка потребителя.

Излишек производителя представляет аналогичный по­казатель для производителя. Для некоторых производи­телей издержки на единицу продукции равны рыночной цене. Однако для других производителей издержки мо­гут быть меньше рыночной цены. Производители, сле­довательно, получают выгоду (излишек) от продажи это­го товара. Для каждой единицы товара данный излишек представляет собой разницу между рыночной ценой, полу­чаемой производителем, и предельными издержками при ее выпуске. Он представляет собой прибыль на единицу продукции плюс любая рента, накапливающаяся на фак­торы производства.

Для рынка в целом излишек производителя является площадью над кривой предложения, вплоть до линии ры­ночной цены. Это общая прибыль плюс рента на фак­торы производства, которую получают производители с более низкими издержками от продажи продукции по ры­ночной цене. На рис. 9.2 это нижний заштрихованный треугольник. А так как излишек производителя изме­ряет совокупную чистую прибыль производителей, мы мо­жем определить дополнительную выгоду или убытки от го­сударственного вмешательства, измеряя итоговые измене­ния излишка производителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.006 с.)