ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО К РЫНОЧНОМУ СПРОСУ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО К РЫНОЧНОМУ СПРОСУ



Чтобы упростить проблему, предположим, что на рынке продуктов питания есть только три потребителя (А, В и С). В табл. 4.1 приведено несколько наборов для каждой из трех кривых спроса для этих потребителей. Общее коли-

ТАБЛИЦА 4.1 Данные для построения кривых рыночного спроса

Цена, долл. Потребитель A1 единиц Потребитель В, единиц Потребитель С, единиц Рынок, единиц
j
О
О

чество, пользующееся у потребителей спросом по каждой цене, т. е. данные колонки рыночного спроса (5), получа­ется сложением данных колонок 2, 3 и 4. Например, ког­да цена товара равна 3 долл., пользующееся спросом на рынке количество равно: 2 -f- 6 -+- 10, или 18.

На рис. 4.8 изображены те же самые потребитель­ские кривые спроса на продукты питания. Кривая рыноч­ного спроса представляет собой кривую, получаемую в результате суммирования значений абсцисс спроса каж­дого из потребителей (отмеченных, как da, D8, Dc). Мы складываем абсциссы, отвечая на вопрос, какое общее количество товара потребуется трем потребителям при за­данной цене. Эта сумма может быть определена при по­мощи «горизонтального суммирования» графиков на каж-

Рь1ночный спрос

5 W 15 20 25 JO

Потребление дензина^диниц

Рис. 4.8. Суммарная кривая рыночного спроса 114

дом уровне цены. Например, когда цена товара равна 4 долл., объем спроса на рынке (11 единиц) представ­ляет собой сумму запрашиваемого количества со стороны А (О единиц), В (4 единицы) и С (7 единиц). Так как все индивидуальные кривые спроса имеют наклон вниз, кривая рыночного спроса также наклонена вниз. Однако кривая рыночного спроса не обязательно должна быть прямой линией, хотя каждая индивидуальная кривая та­ковой является. В нашем примере кривая рыночного спро­са имеет изгиб, потому что некоторые потребители не желают совершать покупки по ценам, которые другие потребители находят приемлемыми (свыше 4 долл.).

Следует отметить два момента. Во-первых, кривая ры­ночного спроса смещается вправо по мере того, как все большее число потребителей выходит на рынок. Во-вто­рых, факторы, влияющие на спрос многих потребителей, повлияют также и на рыночный спрос. Предположим, например, что большинство потребителей на отдельном рынке увеличивают свой доход и в результате возраста­ет их спрос на продукты питания. Так как кривая спро­са каждого потребителя при этом смещается вправо, то же самое произойдет и с кривой рыночного спроса.

Агрегирование спроса отдельных индивидуумов в рыноч­ный спрос — это не просто теоретическое упражнение. Оно становится важным на практике, когда рыночный спрос формируется исходя из спроса различных демогра­фических групп или из спроса потребителей, живущих в различных районах. Например, мы можем получить ин­формацию о спросе на персональные ЭВМ, суммируя не­зависимо друг от друга полученную информацию: 1) о семьях с детьми; 2) о семьях без детей; 3) об одиноких людях. Или мы можем определить спрос в США на при­родный газ, суммируя спрос на природный газ по круп­ным регионам (Восток, Юг, Средний Восток, Запад, на­пример).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ

Мы видели в гл. 2, что эластичность спроса от цены измеряет чувствительность спроса к изменению цены на продукт. Фактически эластичность цены можно использо­вать для описания кривой как индивидуального, так и ры­ночного спроса. Обозначив количество товара через Q, а его цену через P, мы определяем эластичность цены как Е _ _AQ/Q__ ~~

4 (4

Когда эластичность спроса от цены больше 1, мы говорим, что спрос эластичен, потому это процентное снижение требуемого количества больше, чем процентное увеличение цены. Если эластичность цены меньше еди­ницы, это значит, что спрос неэластичен,

В целом эластичность спроса на некоторый товар за­висит от доступности других товаров, которые могут за­менить его. Когда имеются однородные товары или за­менители, рост цены на какой-то товар заставит потре­бителя покупать его меньше и больше товаров-замени­телей. Тогда спрос более эластичен от цены. Когда нет товаров-заменителей, у спроса появится тенденция быть неэластичным от цены.

Эластичность спроса связана с общим количеством денег, которое потребитель расходует на тот или иной продукт. Когда спрос неэластичен, требуемое количе­ство относительно нечувствительно к изменениям цены. В итоге общие расходы на продукт растут, когда увеличива­ется цена. Предположим, например, что семья в настоя­щее время потребляет 1000 галлонов бензина в год при цене 1 долл. за галлон. Предположим далее, что элас­тичность спроса от цены у семьи равна —0,5. Тогда, если цена бензина увеличивается до 1,10 долл. (10 % роста), потребление бензина падает до 950 галлонов (5-процентное снижение). Общие расходы на бензин, одна­ко, возрастут с 1000 долл. (1000 галлонов • 1 долл./галлон) до 1045 долл. (950 галлонов • 1,10 долл./галлон).

Но когда спрос эластичен, общие расходы на продукт снижаются по мере роста цен. Предположим, что семья покупает 100 фунтов цыплят в год по цене 2,00 долл. за фунт и эластичность спроса на цыплят от цены равна —1,5. Тогда, если цена цыплят увеличивается до 2,20 долл. (10 % роста), потребление семьей цыплят сни­жается до 85 фунтов в год (15% снижения). Общие расходы на покупку цыплят также упадут с 200 долл. (100 фунтов- 2,00 долл./фунт) до 187 долл. (85 фунтовХ X 2,20 долл. за фунт).

В промежуточном случае, при котором общие рас­ходы остаются неизменными при изменении цены, элас­тичность спроса на товар называется единичной. В дан­ном случае увеличение цены ведет к снижению количе­ства, подлежащего спросу, и этого достаточно, чтобы об­щие потребительские расходы остались неизменными.

В табл. 4.2 приведены все три случая взаимосвязей между эластичностью спроса от цены и расходами потре-

ТАБЛИЦА 4.2



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.023 с.)