Долговременное конкурентное равновесие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Долговременное конкурентное равновесие



Рис. 8.13 показывает, что цена в 40 долл. стимули­рует фирму увеличивать объем производства и прино­сит ей положительную прибыль. Так как прибыль под­считывается с учетом вмененных издержек на капитало­вложения, положительная прибыль означает обычно высо­кий процент на инвестированный капитал. Эта высокая прибыль побуждает вкладчиков направить ресурсы из дру­гих отраслей в данную — новые фирмы появятся на рын­ке. Постепенно расширение производства, связанное с по­явлением новых фирм, заставит кривую рыночного предложения сместиться вправо. При этом объем реализа­ции на рынке растет, а рыночная цена товара падает. Рис. 8.14 иллюстрирует это положение. В части (Ь) ри­сунка кривая предложения перемещается от Si к Sz, за­ставляя цену снижаться с Pi (40 долл.) до Р2 (30 долл.). В части (а), иллюстрирующей поведение отдельной фир­мы, долговременная кривая средних издержек соприкаса­ется с горизонтальной линией цены при объеме произ­водства q2.

Когда фирма получает нулевую прибыль, у нее нет никакого стимула выйти из дела, а другие фирмы не заинтересованы вступить в дело. Долговременное кон­курентное равновесие наступает, когда соблюдаются

Фирма

Отрасль

Выпуск

d, Q2 Ь

Выпуск

Рис. 8.14. График долговременного конкурентного равновесия

три условия. Во-первых, все фирмы отрасли максимизиру­ют прибыль. Во-вторых, ни у одной фирмы нет стимулов для вступления или выхода из дела, так как все фирмы в отрасли получают нулевую экономическую прибыль. В-третьих, цена продукта такова, что совокупное пред­ложение отрасли равно совокупному потребительскому спросу.

Анализ динамики процесса, который ведет к долго­временному равновесию, вызывает наибольшие затрудне­ния. Фирмы вступают на рынок, рассчитывая зарабо­тать положительную прибыль, и выходят из дела в слу­чае убытков. При долговременном равновесии фирмы по­лучают нулевую прибыль. Почему же фирмы вступают в дело или выходят из него, если они знают, что в конечном итоге они получат нулевую прибыль? Ответ заключается в том, что требуется немало времени, чтобы достичь долговременного равновесия, но в короткий про­межуток времени фирма может получить значительную прибыль (или понести убытки). Первая фирма, всту­пающая в прибыльное дело, может получить значительно большую краткосрочную прибыль для своих вкладчиков капитала, чем фирмы, вступившие в дело позднее. Ана­логичным образом фирмы, выходящие из неприбыльной отрасли промышленности первыми, могут сэкономить ин­весторам массу денег. Таким образом, концепция долго­временного равновесия объясняет нам, в каком направ­лении, вероятнее всего, будет действовать фирма. Вы­вод относительно итоговой нулевой прибыли в условиях долгосрочного равновесия не должен сбивать с толку

руководителей, вознаграждение которых зависит от крат­косрочной прибыли, получаемой фирмой.

Чтобы увидеть, почему должны сохраняться все усло­вия долговременного равновесия, предположим, что у всех фирм одинаковые издержки, и подумаем, что произой­дет, если в дело войдет слишком много фирм, привле­ченных возможностью получения прибыли. В этом случае кривая предложения на рис. 8.14Ь сместится даль­ше вправо, а цена упадет ниже 30 долл. — до 25 долл., например. При такой цене, однако, фирмы начнут терпеть убытки. В результате ряд фирм выйдет из дела. Фирмы будут продолжать выходить из дела до тех пор, пока кривая рыночного предложения не сместится обратно к Sg- Лишь тогда, когда не будет стимула вступать в дело или выходить из него, рынок может находиться в долго­временном равновесии.

Теперь предположим, что у всех фирм отрасли раз­личные издержки. Одна фирма обладает патентом или новой идеей, позволяющей ей выпускать продукцию с более низкими, чем у всех остальных фирм, средними издержками. Тогда для этой фирмы вполне совместимо с долговременным равновесием получение положительной фактической прибыли (и более высокого излишка про­изводителя по сравнению с остальными фирмами). Пока другие вкладчики капитала и фирмы не заполучат па­тент или новую идею, снижающую издержки, у них нет стимула к вступлению в дело. А до тех пор, пока описанный процесс касается данного отдельного вида про­дукта в данной отрасли, удачливая фирма не имеет причины к выходу из дела. Здесь важно различие между фактической и экономической прибылью. Если новое изоб­ретение или идеи приносят прибыль, другие фирмы от­расли будут платить за использование этой идеи. (Они могут даже попытаться приобрести всю фирму, чтобы при­обрести и идею.) Возросшая ценность патента, таким об-разом, представляет собой вмененные издержки для фир­мы — она может продать право на патент, а не пользо­ваться им сама. Если в остальном все фирмы отрасли одинаковы, как только данные вмененные издержки будут включены в расчет, экономическая прибыль фирмы сни­зится до нуля.

Существуют и другие случаи, при которых фирмы, получающие положительную фактическую прибыль, могут Получать нулевую экономическую прибыль. Предположим, Магазин готовой одежды оказался рядом с большим

торговым центром. Дополнительный поток покупателей может значительно увеличить фактическую прибыль ма­газина, так как фактические издержки на землю основа­ны на первоначальной продажной стоимости участка. Од­нако если затрагивать экономическую прибыль, стоимость земельного участка отразит вмененные издержки, которые в данном случае равны текущей рыночной цене. С учетом вмененных издержек на землю прибыль магазина гото­вой одежды ничуть не выше, чем у его конкурентов. Следовательно, условие, что экономическая прибыль равна нулю, очень важно для того, чтобы рынок нахо­дился в состоянии долговременного равновесия. Положи­тельная экономическая прибыль по определению представ­ляет собой возможность и стимул для вкладчиков капи­тала вступить в дело. Положительная фактическая прибыль может стать сигналом, что фирмы, уже дей­ствующие в отрасли, обладают дорогостоящими активами, практическим опытом и технологией. В таком случае другие фирмы не решаются вступать в дело.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА

Некоторые фирмы получают более высокую фактиче­скую прибыль по сравнению с другими, потому что они имеют доступ к факторам производства, предложение которых ограничено. К подобным факторам могут отно­ситься земля и природные ресурсы, предпринимательские способности или другие творческие возможности лич­ности. Желание, возникающее в подобных ситуациях у других фирм, приобрести или взять в аренду факторы производства, которые находятся в ограниченном предло­жении, превращает экономическую прибыль в нуль. Эконо­мическая рента является разницей между той ценой, ко­торую фирмы готовы заплатить за необходимый фактор производства на конкурентном рынке, и минимальной су­ществующей ценой этого производственного фактора. По­скольку вмененная прибыль представляет собой избыток фактической прибыли над вмененными издержками, она обычно не равна нулю.

Предположим, например, что две фирмы в ^отрасли промышленности полностью владеют своей землей; мини­мальные издержки на приобретение земли равны нулю. Одна фирма расположена на реке и может транспор­тировать свою продукцию за цену, на 10 000 долл. мень­шую, чем другая фирма, расположенная в глубине тер-

ритории. Тогда причиной более высокой, на 10 000 долл., прибыли первой фирмы является рента в 10 000 долл. в год, связанная с ее расположением на реке. Вмененная прибыль создается потому, что земля вдоль реки стоит до­роже и остальные фирмы готовы заплатить за нее. В кон­це концов, конкурентная борьба за этот особый фактор производства увеличит его стоимость на 10 000 долл. Земельная рента (разница между 10 000 долл. и нуле­выми издержками на землю) также составляет 10 000 долл. Заметим, что в то время как экономическая рента возросла до 10000 долл., экономическая прибыль фирмы на реке стала нулевой.

Нулевая экономическая прибыль означает, что фирма, расположенная на реке, должна оставаться в деле, если только ее рентабельность по меньшей мере равна рен­табельности других фирм. Нулевая экономическая при­быль также объясняет, что вступление новых фирм в производство будет прибыльно, если только они смогут осуществлять выпуск продукции более рентабельно, чем уже действующие фирмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.007 с.)