Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От изменения спроса при том же

Поиск

Объеме производства

Объем производства 6

Рис. 10.3. Ь. Изменение спроса при переменном объеме произ­водства и постоянной цене

предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Из­менения в спросе не приводят к пропорциональным из­менениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции. Вместо этого изменения в спросе могут привести к изме­нению цен при постоянном объеме производства, изме­нения в объеме производства могут произойти без изме­нения цены или же измениться могут как цена, так и объем производства. Это показано на рис. Ю.За и Ю.ЗЬ. На обоих частях рисунка кривой первоначального спроса di соответствуют кривая предельного дохода MRi, перво­начальная монопольная цена pi и объем производства Qi. На рис. Ю.За кривая спроса смещается вниз и повора­чивается. Новые кривые спроса и предельного дохода обозначены D2 и MRs. Отметим, что MRj пересекает кривую издержек в той же точке, что и MRi. В итоге объем произ­водства продукции остается прежним. Цена, однако, снизит­ся до P2.

На рис. Ю.ЗЬ кривая спроса поднимается вверх и пово­рачивается. Кривая нового предельного дохода MR2 пере­секает кривую предельных издержек в точке, соответствую­щей большему объему производства, т. е. Q2 больше Qi. Но смещение кривой спроса таково, что цена остается прежней.

Изменение спроса обычно вызывает изменения как цены, так и объема выпуска продукции. Но особые слу­чаи, приведенные на рис. 10.3, показывают важное раз­личие между монопольным и конкурентным предложени­ем. Отрасль с конкурирующими производителями пред­лагает определенное количество продукции по каждой цене. Такой взаимосвязи нет для монополиста, который в зависимости от того, как изменится спрос, может пред­лагать разное количество продукции по одной и той же це­не или одинаковое количество по разным ценам.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГА

Налог на объем производства также влияет на моно­полиста иначе, чем на отрасль с конкурирующими произ­водителями. В гл. 9 мы видели, что введение налога на единицу продукции в отрасли с конкурирующими произ­водителями приводит к увеличению рыночной цены на ве­личину, которая несколько меньше налога, и что бремя налога несут как производители, так и потребители. При монополии, однако, цена может возрастать на величину, превышающую размер налога.

Дап/ilH

Объем производства

Рис. 10.4. График изменения издержек производства при введении налога на объем производства моно­полистической фирмы

Проанализировать воздействие налога на монополиста несложно. Предположим, каждая единица продукции об­лагается определенным налогом в t долл., так что моно­полист должен платить правительству t долл. за каждую проданную единицу продукции. Следовательно, предельные (и средние) издержки фирмы возросли на величину на­лога t. Если первоначальные издержки фирмы составляли MC, ее решение по оптимальному объему производства теперь выглядит так:

MK = MC + t.

На графике мы смещаем кривую предельных издержек вверх на величину t и обнаруживаем новую точку пере­сечения с кривой предельного дохода (рис. 10.4). Здесь Qo и P0 — соответственно объем производства и цена до обложения налогом, a Qi и Pi — объем выпуска и цена после введения налога.

Смещение кривой предельных издержек вверх при­водит к уменьшению объема производства и повышению Цены. Иногда цена растет на величину меньше налога, но Далеко не всегда (на рис. 10.4 цена поднялась выше размеров налога). Это было бы невозможно на конкурент­ном рынке, но может случиться на монопольном рынке, так как в последнем случае отношение цены к предельным издержкам зависит от эластичности спроса. Предположим, например, что монополист сталкивается со спросом с по-

стоянкой эластичностью —2. Тогда согласно уравнению (10.2) цена будет равна двойным предельным издержкам. При налоге t предельные издержки увеличиваются до MC +1 и цена возрастает до 2 (MC -f-1) = 2MC + 2t, т. е. возрастает на удвоенную величину налога.

Монопольная власть

Монополия в чистом виде — редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с дру­гом несколько фирм. О видах такой конкуренции будет сказано в гл. 12. Здесь же мы объясним, почему на рынке нескольких фирм каждая из них сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и тем не менее будет производить продукцию так, чтобы цена превышала предельные издержки.

Предположим, например, что четыре фирмы выпускают зубные щетки, кривая спроса на которые показана на рис. 10.5а. В целом фирмы выпускают 20000 зубных щеток в день (5000 в день каждая) и продают их по цене 1,5 долл. за штуку. Заметим, что кривая спроса относи­тельно неэластична. Вы можете проверить это: при цене 1,5 долл. эластичность спроса составит —1,5.

Теперь предположим, что фирма А решает снизить цену, чтобы увеличить спрос. Чтобы принять такое ре­шение, ей необходимо знать, что произойдет с ее объемом реализации в результате изменения цены. Другими слова-

1,00

MC1

10000 20000 30000 JOOO 5000 7000

Объем производства а Ь

Рис. 10.5а. График рыноч­ного спроса на зубные щет-

Рис. 10.Sb. Рыночный спрос

на зубные щетки в представ- •

Лении фирмы А

ми, ей нужно составить представление о новой кривой спроса, с которой она столкнется, в качестве альтернативы рыночной кривой спроса. Возможная ситуация показана на рис. 10.5Ь, где кривая спроса фирмы DA значительно эластичнее кривой рыночного спроса (при цене 1,5 долл. за штуку эластичность составит —0,6).

Фирма может предвидеть, что при увеличении цены с 1,5 до 1,6 долл. сбыт снизится с 5000 единиц, скажем, до 3000 единиц, так как потребители будут покупать больше зубных щеток других фирм. (Если бы все фирмы подняли цену до 1,6 долл., сбыт фирмы А снизился бы только до 4500). Но по целому ряду причин сбыт не упадет до нуля, как это было бы на совершенном конкурентном рынке. Во-первых, зубные щетки фирмы А могут немнаго отличаться от товара конкурентов, и поэтому некоторые потребители заплатят за них несколько больше. Во-вто­рых, другие фирмы также могут поднять цену на свою продукцию. Аналогичным образом фирма А может пред­видеть, что, снижая цену с 1,5 до 1,4 долл., она продаст большее количество зубных щеток (7000 вместо 5000). Но рынком она полностью не завладеет. Ряд потребителей все равно будут предпочитать зубные щетки конкурентов, а конкуренты могут также снизить свои цены.

Итак, кривая спроса фирмы А зависит от того, на­сколько ее продукция отличается от продукции конкурен­тов и как будут конкурировать друг с другом четыре фирмы. Мы рассмотрим дифференциацию товаров и кон­куренцию между фирмами позднее. Но одно положение нужно уяснить себе сейчас: по-видимому, фирма А стал­кивается с кривой спроса, которая более эластична, чем кривая рыночного спроса, но эластична не бесконечно, как кривая спроса фирмы на совершенном конкурентном рынке.

Сколько следует выпускать продукции фирме А, если она располагает информацией о формировании спроса на свою продукцию? Здесь применимо то же правило: мак­симизирующий прибыль объем производства достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издерж­кам. На рис. 10.5Ь объем производства составляет 5000 единиц, а соответствующая цена равна 1,5 долл., что превышает предельные издержки. Итак, хотя фирма А не является чистым монополистом, она обладает моно­польной властью — она может назначить цену выше, чем предельные издержки, и получить дополнительную при­быль. Конечно же, ее монопольная власть меньше, чем

если бы она вытесняла конкурентов и монополизировала рынок, но все-таки она весьма существенна.

В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, как мы можем измерить монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с другой? (До сих пор мы говорили о монопольной власти лишь в качественных вы­ражениях.) Во-вторых, каковы источники монопольной власти и почему у ряда фирм монопольная власть больше, чем у других?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.69 (0.011 с.)