Контроль государства над ценами 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль государства над ценами



В США и большинстве других промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешатель­ства государства. Помимо введения налогов и предоставле­ния субсидий, правительство часто регулирует рынки (да­же рынки свободной конкуренции) различными способами. Здесь мы рассмотрим, как использовать зависимости между предложением и спросом для анализа воздействия одной общераспространенной формы государственного регулиро­вания: контроля над ценами. Более детально эти вопросы рассматриваются в гл. 9.

На рис. 2.19 показано воздействие контроля над цена­ми: Po и Qo представляют собой равновесные цену и количество (т. е. цену и объем продаж, которые уста­новились бы без правительственного вмешательства). Пра­вительство, однако, находит цену P0 слишком высокой и устанавливает, что цена не должна быть выше макси­мальной цены, которую мы обозначаем как Ршах. Каков

Цена

D

Q2 Количество

Рис. 2.19. График изменения цен при их контроле со сто­роны государства

будет результат? Из-за того, что цена ниже равновесной, производители (особенно те, у кого высокие издержки) будут производить меньше и предложение будет равно Qi. С другой стороны, потребители увеличат спрос при этой низкой цене — они захотят приобретать количество Q2. Поэтому спрос превышает предложение, и вскоре воз­никнет дефицит, или избыточный спрос. Объем этого из­быточного спроса составит Q2 — Qi.

Этот избыточный спрос принимает форму очередей, как это происходило зимой 1974 г. и летом 1975 г., когда води­тели выстраивались в колонну, чтобы купить бензин (в обоих случаях очереди за бензином были результатом контроля над ценами. Правительство не допустило, чтобы на внутреннем рынке цены на масло и бензин поднялись вместе с мировыми ценами на нефть). Иногда избыточный спрос принимает форму ограничений и нормирования поставок, как это было с контролем цен на природный газ, что привело в середине 70-х годов к нехватке газа, когда промышленные потребители газа сократили потреб­ление и некоторые заводы были вынуждены закрыться. Иногда, когда искусственно завышается спрос, он пере­ключается на другие рынки. Например, в 60-е годы кон­троль над ценами на природный газ еще не вызвал огра­ничений, но потенциально новые покупатели не могли подключаться к системе трубопроводов и были вынуждены вместо газа использовать нефть.

От контроля над ценами кто-то выигрывает, а кто-то и проигрывает. Рис. 2.19 предполагает, что производители проигрывают — они получают низкую цену и некоторые прекращают деятельность в рамках отрасли промышлен­ности. Некоторые потребители, но далеко не все, выигры­вают. Потребители, которые могут приобрести товар по более низкой цене, явно в выигрыше, но те, кто был поса­жен на «норму» и не смог вообще купить товар, оказыва­ются в трудном положении. Насколько выигрывают одни и проигрывают другие и насколько общий выигрыш превы­шает общие потери? Мы постараемся ответить на эти вопросы в гл. 9.

Пример 2.7 КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ И ДЕФИЦИТ ПРИРОДНОГО ГАЗА

С 1954 г. федеральное правительство регулировало отпускную цену на природный газ. Поначалу контроль не ограничивал производителей, и максимальные цены были

выше уровня равновесных. Но примерно в 1962 г. эти мак­симальные цены превратились в путы, и чрезмерный спрос на природный газ принял осязаемые черты, которые мед­ленно стали усиливаться. В 70-е годы этот чрезмерный спрос, подхлестнутый ростом цен на нефть, привел к ши­роко распространенным ограничениям. Максимальные це­ны оказались значительно ниже тех, которые преобладали бы на свободном рынке.

Чтобы проанализировать воздействие контроля над ценами, возьмем за базу 1975 г. На основе эконометриче-ских исследований рынков природного газа и их поведения по мере изменения контроля над ценами в 80-е годы мы по­лучили следующие данные по рынку в 1975 г. При сво­бодной торговле цена природного газа составляла бы 2 долл. за 1 тыс. куб. футов, его производство и потребление — около 20 трлн. куб. футов. Средняя цена нефти (включая как импорт, так и добычу внутри страны), которая повлияла и на предложение, и на спрос на при­родный газ, была в пределах 8 долл. за баррель.

Разумная оценка эластичности предложения от цены составляет 0,2. Более высокие цены на нефть ведут также к большему объему производства газа, потому что нефть и газ добываются вместе. Оценка перекрестной эластичности предложения составляет 0,1. Что касается спроса, то его эластичность по цене составляет около — 0,5, а перекрест­ная эластичность по отношению к цене нефти приблизи­тельно равна 1,5. Вы можете проверить, что следующие линейные функции предложения и спроса соответствуют этим данным:

Предложение: Q= 14 + 2P0 +0,25P0. Спрос: Q = -5P0 + 3,75P0,

где Q — количество природного газа, трлн. куб. футов; pg — цена природного газа, долл. за 1 тыс. куб. футов; p(i — цена нефти за 1 баррель.

Проверьте также, приравнивая предложение и спрос и подставив P0 = 8 долл., что эти кривые предложения при­водят к равновесной цене природного газа в 2,0 долл. в условиях свободной конкуренции.

Регулируемая цена газа в 1975 г. составляла примерно Долл. за 1 тыс. куб. футов. Подставив эту цену вместо g в функцию предложения, получаем предлагаемое коли­чество (Q, на рис. 2.19) в 18 трлн. куб. футов. Замена G B функции спроса дает спрос (Q2 на рис. 2.19) в

25 трлн. куб. футов. Таким образом, контроль над ценами создал избыточный спрос 25—18 = 7 трлн. куб. футов, ко­торый проявился в форме широко распространенных ограничений.

Регулирование цен было важной составной частью энергетической политики США в 60—70-е годы и продол­жало влиять на эволюцию рынка природного газа в 80-е годы.

Выводы

1. Анализ кривых спроса и предложения является одним из основных инструментов микроэкономики. На конкурентном рынке кривые предложения и спроса ука­зывают, сколько продукции будет произведено фирмами и каким будет спрос потребителей при определенной цене.

2. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию (т.е. цена движется к уровню рыночной распродажи), с тем чтобы не было ни избыточного спроса, ни избыточ­ного предложения.

3. Эластичность характеризует реакцию предложения и спроса на изменение цены, дохода и других переменных. Например, эластичность спроса от цены показывает из­менение требуемого количества в процентах в результате увеличения цены на 1 %.

4. Эластичность относится к тем или иным временным рамкам, и для большинства товаров важно различать кратковременный и долговременный коэффициенты элас­тичности.

5. Если мы можем рассчитать, хотя бы приблизи­тельно, кривые предложения и спроса на определенный товар, мы можем вычислить равновесную цену, приравни­вая предложение и спрос. Если мы также знаем, насколько предложение и спрос зависят от других экономических переменных величин (таких, как доход или цены на другие товары), мы можем вычислить, как будут меняться равно­весные цена и объем продаж при изменении других пере­менных. Это одно из средств, объясняющих или прогно­зирующих поведение на рынке.

6. Простой численный анализ можно выполнить, ап­проксимируя данные о ценах и количествах кривыми предложения и спроса и оценивая эластичность. По мно­гим рынкам такие данные существуют, и простейшие расчеты могут помочь нам лучше понять характеристики и поведение рынка.

ЧАСТЬ

Il





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.215.230 (0.011 с.)