Максимизация прибыли конкурентной фирмой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимизация прибыли конкурентной фирмой



Вспомним, что кривая спроса для фирмы на конкурент­ном рынке представляет собой горизонтальную линию, и, таким образом, предельный доход и цена равны: MR = _= р. Следовательно, правило максимизации прибыли для конкурентной фирмы заключается в выборе такого объема выпуска продукции, чтобы цена равнялась предельным издержкам.

Правило для конкурентной фирмы: P = MCCq).

Заметим, что это правило для выбора объема выпуска продукции, а не цены, поскольку конкурентная фирма воспринимает цену как заданную. Однако мы увидим в гл. 10, что это правило является полезным, когда мы сравниваем цену неконкурентной фирмы с той ценой, ко­торая была бы, если бы рынок был конкурентным. Прави­ло может также помочь при принятии решения об уста­новлении цен, когда дело касается неконкурентных фирм.

Кривые предельного дохода и предельных издержек на рис. 8.4 также иллюстрируют данное правило макси­мизации прибыли. Кривые средних и предельных доходов проведены как горизонтальные линии при цене, равной 40 долл. На этом рисунке мы провели кривую средних издержек AC, кривую средних переменных издержек AVC и кривую предельных издержек MC для того, чтобы лучше показать прибыль фирмы.

Прибыль достигает максимума в точке А, связанной с объемом выпуска продукции q* = 8 и ценой в 40 долл., так как в данной точке предельный доход равен предель­ным издержкам. При более низком объеме производства (скажем, q, = 7) предельный доход больше предельных издержек, и поэтому прибыль может быть дополнительно увеличена за счет увеличения выпуска продукции. Заштри­хованная площадь между qi = 7 и q* показывает поте­рянную прибыль, связанную с производством при qi. При более высоком объеме выпуска продукции (скажем, q2) предельные издержки выше предельного дохода. В этом случае сокращение объема выпуска продукции дает эконо­мию издержек, превышающих предельный доход. Заштри­хованная площадь между q* и q2 = 9 показывает поте­рянную прибыль, связанную с производством на уровне q2.

Кривые MR и MC пересекаются как при объеме произ-одства q0, так и при объеме q*. При qo, однако, прибыль 8**

60 \-

§

Uj 5J

50

40

20

\ Потеря прибыли при

А *_\ *

I Потеря nflii-\были при

KR=MK

10

9 10 Выпуск

Рис. 8.4. График максимизации прибыли конкурентной фирмой

явно не достигает максимума. Увеличение объема произ­водства выше qo увеличивает прибыль, так как справа от qo предельные издержки значительно ниже предельного дохо­да. Поэтому условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам в точ­ке, в которой кривая предельных издержек возрастает, а не снижается.

ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМОЙ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

Рис. 8.4 показывает также прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Расстояние AB пред­ставляет собой разницу между ценой и средними издерж­ками при объеме выпуска продукции q* и равно средней прибыли на единицу выпуска продукции. Отрезок BC из­меряет общее количество произведенной продукции. Сле­довательно, прямоугольник ABCD отражает валовую при­быль.

Фирме не всегда нужно максимизировать прибыль на краткосрочном отрезке, как показывает рис. Ъ.5. Глав­ным отличием от рис. 8.4 являются увеличенные постоян­ные издержки производства. Это поднимает средние пол­ные издержки, но не меняет кривых средних переменных и предельных издержек. При максимизирующем прибыль

Выпуск

Рис. 8.5. График убытков конкурентной фирмы в краткосрочном

Периоде

объеме производства q* цена P меньше, чем средние издержки, и поэтому отрезок линии AB равен средним убыткам производства. Аналогичным образом заштрихо­ванный прямоугольник ABCD представляет убытки фирмы.

Почему же фирма, терпящая убытки, не прекращает производство? На краткосрочном отрезке фирма может работать с убытками, потому что она рассчитывает на получение прибыли в будущем по мере роста цены ее продукции или снижения издержек производства. Факти­чески в краткосрочном периоде перед фирмой стоит двоякий выбор: она может производить некоторое количе­ство продукции или временно закрыть свое производство. Она выберет более прибыльную из двух альтернатив. В частности, фирма решит закрыть производство (ничего не выпускать), когда цена ее товара меньше минимальных средних переменных издержек. В данной ситуации при-оыль от производства не покроет переменных издержек и убытки возрастут.

Рис. 8.5 показывает случай, при котором выпуск про-ДУкции желателен. Объем производства q* минимизирует краткосрочные убытки. В данном случае дешевле произ­вести продукцию объемом q*, чем вообще не производить продукции, так как при q* цена превышает средние пере­менные издержки. Каждая произведенная единица про­дукции дает доход, превышающий издержки, и тем самым

более высокую прибыль, чем если бы фирма не произво­дила ничего. (Валовая прибыль, однако, остается все еще отрицательной величиной, так как постоянные издержки высоки.) Отрезок линии AE измеряет разницу между ценой и средними переменными издержками и прямоугольник AEFD — дополнительную прибыль, которая может быть получена при объеме производства, равном q*, а не нулю. Чтобы увидеть это другим способом, вспомним, что разница между средними издержками AC и средними пе­ременными издержками AVC является средними постоян­ными издержками AFC. Следовательно, на рис. 8.5 отрезок линии BE представляет собой средние постоянные из­держки, прямоугольник CBEF представляет собой полные постоянные издержки производства. Когда фирма ничего не производит, ее убытки равны ее полным постоянным издержкам CBEF. Но когда она производит объем продук­ции q*, ее убытки сокращены до величины прямоуголь­ника ABCD. Постоянные издержки, не имеющие отноше­ния к производственным решениям фирмы в краткосроч­ном периоде, являются решающими при определении стратегии фирмы на долговременный период.

Таким образом, конкурентная фирма не выпускает продукции, если цена меньше минимальных средних переменных издержек. Когда фирма производит продук­цию, она максимизирует прибыль, выбирая такой объем производства, при котором цена равна предельным из­держкам. При данном объеме выпуска продукции при­быль является положительной величиной, если цена выше средних валовых издержек. Фирма может действовать с убытками в краткосрочном периоде. Однако если фирма сталкивается с убытками и на долговременном этапе, она прекратит производство.

Пример 8.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.008 с.)