Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Платежная матрица для игры по прогнозированию ценСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Фирма 2 Назначает 4 долл. Назначает 6 долл. Назначает 4 долл. Фирма 1 Назначает 6 долл.
Данная платежная матрица может прояснить ответ на первоначальный вопрос: почему фирмы не действуют сообща и тем самым не получают более высокие прибыли, даже если они и имеют возможность договориться? в данном случае договор означает, что обе фирмы назна-чат Цену в 6 долл. вместо 4 долл. и получат при этом прибыль 16 долл. вместо 12 долл. Проблема заключается в том, что каждая фирма всегда старается выиграть, "означая цену в 4 долл., независимо от того, как поступа- ее конкурент. Как показывает платежная матрица, 12** если фирма 2 назначает цену 4 долл., фирма 1 выигрывает, назначая цену 4 долл. А если фирма 2 назначает цену 6 долл., фирма 1 все равно выигрывает, назначая цену 4 долл. Аналогичным образом фирма 2 всегда будет в выигрыше, назначая цену 4 долл., независимо от того, как поступает фирма 1. В итоге пока две фирмы не могут подписать договорные обязательства и сообща назначить цену 6 долл., ни одна фирма не может ожидать, что ее конкурент назначит цену в 6 долл., — обе остановятся на цене 4 долл. Классический пример теории игр, называемый дилеммой заключенных, иллюстрирует проблему, с которой сталкиваются олигопольные фирмы. Он заключается в следующем: двух заключенных обвинили в совместном совершении преступления. Они находятся в отдельных тюремных камерах и не могут поддерживать связь друг с другом. Каждого просили признаться в совершении преступления. Если оба заключенных сознаются, каждый получит срок заключения в 5 лет. Если никто не признается, судебное преследование будет трудно довести до конца, и поэтому заключенные могут получить двухгодичный срок наказания. С другой стороны, если один заключенный сознается, а другой нет, тот, кто признается, получит один год заключения, а другой сядет в тюрьму на десять лет. Если бы вы были одним из заключенных, сознались бы вы или нет? Матрица табл. 12.3 сводит вместе возможные результаты (запись в нижнем правом углу матрицы означает двухгодичный приговор каждому заключенному). Перед этими заключенными стоит дилемма. Если бы они могли договориться о том, чтобы не признаваться (в форме обязательства), тогда каждый пошел бы в тюрьму только на два года. Но они лишены возможности говорить друг с другом, и даже если бы такая возможность су- T АБЛ И Ц А 12.3 Расчетная матрица для дилеммы заключенных Заключенный В Признался Признался Заключенный А Не признался Не признался
ществовала, могут ли они доверять друг другу? Если заключенный А не признается, он рискует, что этим воспользуется его бывший сообщник. Помимо всего прочего, что бы ни делал заключенный А, заключенный В за счет признания выигрывает. Точно так же заключенный А всегда выигрывает благодаря признанию, и поэтому заключенному В надо беспокоиться о том, что если он не признается, то утратит преимущество. Следовательно, вероятнее всего, признаются оба заключенных и пойдут в тюрьму на пять лет. Олигопольные фирмы часто оказываются на месте заключенных в дилемме. Они должны решить, следует ли им агрессивно конкурировать, пытаясь захватить большую долю рынка за счет конкурента, или «сотрудничать» и конкурировать более пассивно, сосуществуя со своим конкурентом и довольствуясь имеющейся долей, а может быть, даже тайно сговариваясь с ним. Если фирмы пассивно конкурируют, устанавливая высокие цены и ограничивая объем производства, они получат более высокие прибыли, чем при агрессивной конкуренции. Подобно нашим заключенным, однако, у каждой фирмы есть стимул стать «штрейкбрехером» и сбить цены своим конкурентам, зная, что конкуренты стремятся к тому же. Как бы ни было желательно сотрудничество, каждая фирма беспокоится (и не без оснований), что, если она будет конкурировать пассивно, ее конкурент может конкурировать агрессивно, захватывая львиную долю на рынке. Для случая, показанного в табл. 12.2, обе фирмы будут в лучшем положении, «сотрудничая» и назначая высокую цену. Но фирмы стоят перед дилеммой заключенных, когда ни одна фирма не может ни доверять другой, ни ожидать, что ее конкурент назначит более высокую цену. 12.4. Применение дилеммы заключенных в процессе олигопольиого ценообразования Обрекает ли дилемма заключенных олигопольные фирмы на агрессивную конкуренцию и низкие прибыли? Не обязательно. Если наши воображаемые заключенные имели только одну возможность — признаться, большинство фирм может устанавливать разные объемы производства и цены по нескольку раз, постоянно наблюдая поведение своих конкурентов и принимая соответствую- щее решение. В итоге иногда преобладают олигополь-ная координация и сотрудничество. Возьмем, например, отрасль промышленности, представленную только тремя или четырьмя фирмами, которые сосуществовали длительное время. За многие годы руководители этих фирм могли понять, что война цен ведет к большим убыткам, и пришли к молчаливому согласию поддерживать высокие цены, не пытаясь всерьез покушаться на рыночную долю конкурентов. Хотя каждая фирма могла бы поддаться соблазну сбить цену своих конкурентов, руководители знают, что прибыли от этого недолговечны. Они знают, что конкуренты нанесут ответный удар, в итоге возобновятся боевые действия и на долгое время возобладают низкие прибыли. Данное решение дилеммы заключенных используется в ряде отраслей промышленности, но не во всех. Иногда руководители не стремятся к высоким прибылям, образующимся в результате молчаливого сговора, и предпочитают агрессивно конкурировать, чтобы попытаться захватить большую часть рынка. Иногда молчаливого согласия просто трудно достичь. Например, фирмы могут иметь различные издержки и различные оценки рыночного спроса, и поэтому у них нет единого мнения о том, какова «точная» договорная цена. Фирма А может полагать «правильной» цену в 10 долл., а фирма В — в 9 долл. Когда фирма В устанавливает цену в 9 долл., фирма А рассматривает это как попытку сбить цену и в ответ снижает цену до 8 долл., начав тем самым войну цен. В итоге во многих отраслях молчаливый сговор недолговечен. Здесь изначально заложено недоверие друг к другу, и поэтому военные действия разражаются, как только одна из фирм, по мнению- конкурентов, начинает раскачивать общую лодку за счет снижения цены на свой товар или слишком активной его рекламы. ЖЕСТКОСТЬ ЦЕН Так как тайный сговор недолговечен, олигопольные фирмы обычно стремятся к стабильности, особенно в отношении цен. Вот почему жесткость цен нередко характерна для олигопольных отраслей хозяйства. Даже если издержки или спрос меняются, фирмы обычно не склонны к изменению цен. Если снижаются издержки или падает рыночный спрос, фирмы не спешат снижать цену, потому Q. \ Количество MR Рис. 12.6. Кривая спроса изогнутого вида что они могут быть неправильно поняты конкурентами, и из-за этого, возможно, начнутся боевые действия вокруг цены. А если издержки или спрос растут, фирмы колеблются, повышать ли им цены, так как боятся, что их конкуренты могут и не поднять свои цены. Такая жесткость цен является основой модели «изогнутой кривой спроса», характерной для олигополии. В соответствии с этой моделью каждая фирма сталкивается с кривой спроса, изогнутой в точке преобладающей цены P* (рис. 12.6). При ценах выше P* кривая спроса очень эластична. Причина заключается в том, что фирма полагает, что, если она поднимет цену выше P*, остальные фирмы не последуют за ней и она потеряет значительную часть своей доли на рынке. С другой стороны, фирма считает, что, если она снизит цену ниже P*, остальные фирмы последуют за ней, так как не захотят терять своей доли на рынке, и поэтому сбыт расширяется только до тех пор, пока более низкая рыночная цена увеличивает совокупный рыночный спрос. Так как кривая спроса фирмы изогнута, ее кривая предельного дохода прерывается. (Нижняя часть кривой предельного дохода соответствует менее эластичной части кривой^ спроса, как показано пунктирными отрезками каждой кривой.) В итоге издержки фирмы могут меняться, не вызывая изменения цен. Как показано на рисунке, предельные издержки могут возрасти, но будут все равно равны предельному доходу при том же уровне объема производства, и поэтому цена останется той же. Модель изогнутой кривой спроса привлекательно проста, но не объясняет принципов олигопольного ценообразования. Прежде всего она никак не объясняет, почему фирмы подошли к цене P* и почему они не установили какую-либо другую цену. Эта модель полезна как наглядное свидетельство жесткости цен, но не как ее объяснение. Объяснение жесткости цены вытекает из дилеммы заключенных и из желания фирм избежать совместной разрушительной конкуренции цен. ЛИДЕРСТВО В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ Одна из основных помех к скрытому договорному ценообразованию заключается в том, что фирмам трудно договориться (не ведя переговоров) о том, какой будет цена. Соглашение становится особенно проблематичным, когда издержки и спрос меняются и вместе с ними меняется цена. Лидерство в ценообразовании представляет собой форму неявного сговора, помогающего решить эту проблему. Фирма-лидер устанавливает цену, а другие фирмы («последователи») следуют за ней. Такое решение упрощает проблему соглашения о ценах: достаточно установить ту цену, которую назначает лидер. А какую цену назначит лидер? Это зависит от того, будут ли остальные фирмы при соответствующих ценах ограничивать объемы производства таким образом, чтобы рыночные доли остались примерно такими же, или же расширят производство при повышении цен. Если остальные фирмы ограничивают свое производство, лидер может установить общую, максимизирующую прибыль цену. Или лидер может быть доминирующей на рынке фирмой, которая устанавливает цену, максимизирующую ее собственную прибыль, а остальные фирмы производят столько, сколько хотят, по этой цене. Рис. 12.7 показывает, как доминирующая на рынке фирма устанавливает свою цену. Здесь D означает кривую рыночного спроса, S F — кривую предложения (т. е. кривую совокупных предельных издержек) «последователей». Лидер должен определить свою кривую спроса dl- Как показано на рисунке, это делается за счет вычисления разности между рыночным спросом и предложением «последователей». Например, при цене pi предложение «последователей» равно рыночному спросу, и лидер по Цена MC1 Количество MRL Рис. 12.7. График установления цены на рьшке с доминирующей фирмой этой цене ничего продать не может. При цене P2 или менее «последователи» не могут предложить товар, и поэтому лидер стоит один перед кривой рыночного спроса. При ценах между Pi и P2 спрос на продукцию лидера выражается кривой dl- Кривой di соответствует кривая предельных доходов лидера MR l. MC L является кривой предельных издержек лидера. Чтобы максимизировать свою прибыль, лидер осуществляет объем производства QL на пересечении MRL и MCL. По кривой спроса dl мы находим цену P*. При этой цене «последователи» продают количество QF, а общее реализуемое количество составляет QT = QL ~\- QF. Лидерство в ценообразовании требует, чтобы одна из фирм стала лидером. Так как фирмы не могут договориться об этом напрямую, лидером часто становится самая крупная фирма. Именно так было в автомобильной промышленности, где «Дженерал Моторс» традиционно был лидером в отрасли. Однако в ряде отраслей время от времени лидеры меняются. Вьшоды 1. На рынке монополистической конкуренции фирмы конкурируют, продавая дифференцированные виды продукции, которые в большой степени взаимозаменяемы. Фирмы могут легко проникнуть на рынок или уйти из него. Фирмы обладают лишь небольшим количеством монопольной власти. На долговременном отрезке приток новых фирм на рынок происходит до тех пор, пока прибыль не снизится до нуля. Тогда фирмы осуществляют производство с неполной загрузкой производственных мощностей (т. е. при объемах производства ниже тех, которые минимизируют средние издержки). 2. На олигопольном рынке вся или почти вся продукция приходится лишь на несколько фирм. Ограничение доступа на рынок позволяет ряду фирм получать значительные прибыли даже на долговременном этапе. Экономические решения основаны на стратегических соображениях — каждая фирма должна взвесить, как ее действия повлияют на соперников и какую могут вызвать реакцию с их стороны. 3. При модели олигополии Курно фирмы принимают решения по объему производства одновременно, считая объем производства конкурентов постоянной величиной. При равновесии каждая фирма максимизирует свою прибыль, зная объем производства своих конкурентов, и поэтому ни у одной фирмы нет стимула менять свой объем производства. Прибыль каждой фирмы выше, чем при идеальной конкуренции, но меньше, чем та, которую она бы получила при сговоре. 4. Модель Курно может быть также применена к рынкам, на которых фирмы производят заменяемые товары и конкурируют, устанавливая цену. При равновесии каждая фирма максимизирует свою прибыль, зная цены своих конкурентов, и поэтому все они не имеют стимула менять цену. 5. Фирмы получили бы более высокие прибыли, если бы договорились поднять цены, но антитрестовские законы запрещают это. Все фирмы могли бы установить высокую цену без сговора, каждая по одиночке, надеясь, что ее конкуренты поступят так же, но перед ними стоит дилемма заключенных, которая делает это маловероятным. Каждая фирма захочет обмануть своих конкурентов, снижая свою цену и захватывая рынок сбыта. 6. Дилемма заключенных создает жесткость цен на оли-гопольных рынках. Фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать войну цен. 7. Лидерство в ценах является одной из форм скрытого сговора, который иногда позволяет обойти дилемму заключенных. Одна фирма устанавливает цену, а другие следуют за ней. ГЛАВА 13 РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА До сих пор мы сосредоточивали внимание на рынках готовой продукции (т. е. рынках товаров и услуг), которую фирмы продают, а потребители покупают. В данной главе мы рассмотрим рынки факторов производства: рынки рабочей силы, сырья и других производственных ресурсов. Многое здесь будет вам знакомо, так как те же условия, которые формируют предложение и спрос на рынках готовой продукции, влияют и на рынки факторов производства. Мы видели, что рынки готовой продукции могут значительно отличаться по своей структуре. Некоторые рынки совершенно или почти совершенно конкурентны, тогда как на других рынках производители обладают рыночной властью. Такая же картина и на рынках факторов производства. Мы рассмотрим три различных структуры рынка факторов производства: 1) совершенно конкурентные рынки факторов производства; 2) рынки, на которых покупатели факторов производства обладают монопсонической властью; 3) рынки, где продавцы факторов производства имеют монопольную власть. Мы также приведем примеры, в которых равновесие на рынках факторов производства зависит от того, какой рыночной властью обладают фирмы на рынках готовой продукции.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.008 с.) |