Передаваемые разрешения на выброс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Передаваемые разрешения на выброс



Предположим, что мы хотим существенно сократить выбросы, но в связи с отсутствием достаточной информа­ции мы не можем полностью полагаться на систему пла­тежей за выбросы. Мы хотим также избежать роста издержек у тех фирм, которые резко сокращают объемы выбросов. Мы можем добиться своих целей, вводя пере­даваемые разрешения на выброс, — каждая фирма должна иметь разрешение на определенный объем выбросов. Раз­решения распределяются между фирмами, причем общий объем выбросов по всем разрешениям равен их желаемому объему. Разрешения имеют рыночную стоимость — они могут покупаться и продаваться.

Такая система дает фирмам возможность торговать разрешениями. Предположим, две фирмы (см. рис. 17.5) получили разрешения осуществлять выброс до 7 единиц. Фирма 1, столкнувшаяся с относительно высокими из­держками на уменьшение загрязнения, заплатит до 3,75 долл., чтобы купить разрешение на одну дополнитель­ную единицу выброса, но стоимость того же разрешения составит для фирмы 2 только 2,50 долл. Фирма 2, следо­вательно, продаст свое разрешение фирме 1 за цену 2,50— 3,75 долл. При достаточном числе фирм и разрешений возникает конкурентный рынок разрешений. При рыноч­ном равновесии цена разрешения равна предельным издержкам на уменьшение загрязнения для всех фирм, иначе отдельные фирмы получат преимущества для покуп­ки большого количества разрешений. Общий объем выбро­сов тогда установится на уровне, выбранном администра­тивным органом. Выбросы также сократятся при мини­мальных издержках. Фирмы с относительно низкими кри-

выми предельных издержек на уменьшение загрязнения будут сокращать выбросы больше остальных, а фирмы с относительно высокими кривыми соответствующих пре­дельных издержек будут покупать больше разрешений и меньше сокращать выбросы.

Разрешения, имеющие рыночную стоимость, создают рынок внешних воздействий. Такой рыночный подход вы­глядит привлекательно, потому что объединяет преимуще­ства системы стандартов с преимуществами системы пла­тежей. Агентство, управляющее системой, определяет общее количество разрешений и, следовательно, общий объем выбросов, как это сделала бы система стандар­тов. Но возможность торговли разрешениями позволяет достичь уменьшения загрязнения при минимальных из­держках, как это сделала бы система платежей.

Пример 17.1

ИЗДЕРЖКИ И ВЫГОДА ОТ СОКРАЩЕНИЯ ВЫБРОСОВ ДВУОКИСИ СЕРЫ

В 1968 г. в Филадельфии были введены стандарты по качеству воздуха, которые устанавливали максимально до­пустимое содержание двуокиси серы в топливе до 1 %. Благодаря данному стандарту содержание двуокиси серы в воздухе существенно снизилось с 0,10 частицы на 1 млн. в 1968 г. до менее 0,025 частицы на 1 млн. в 1973 г. Повы­шение качества воздуха улучшило здоровье людей, умень­шило ущерб окружающей среде. Но эти улучшения по­требовали определенных затрат: пользователи топлива должны были заменить топливо и установить оборудова­ние для контроля за загрязнением. Стоила ли выгода в ви­де снижения общественных издержек дополнительных издержек на уменьшение загрязнения? Изучение издержек и выгоды от сокращения двуокиси серы в выбросах дает некоторые ответы.

В Филадельфии сокращение выбросов привело к повы­шению издержек на переход отопительных систем с угля и нефти на газ для выполнения стандартов по качеству воз­духа. Стоимость оборудования для контроля за выбросами также следует причислить к издержкам на обеспечение эффективного использования топлива. Рис. 17.7 показы­вает предельные общественные издержки от загрязнения окружающей среды и предельные издержки фирмы на сок­ращение выбросов. Отметим, что кривая предельных из-

держек на уменьшение загрязнения не является ровной, непрерывной кривой. Скачки происходят тогда, когда не­обходимо новое капиталоемкое оборудование для контро­ля над загрязнением, чтобы повысить эффективность топ­лива.

Выгода от снижения содержания двуокиси серы может быть представлена в трех аспектах: 1) сокращение забо­леваемости и смертности от таких заболеваний, как рак, бронхит, пневмония, эмфезема, астма, простуды; 2) сокра­щение издержек на восстановление материалов, разрушаю­щихся в связи с коррозией металла, камня, краски; 3) улучшение зрительного восприятия и другие эстетиче­ские ценности.

Так как выгода является отрицательными обществен­ными издержками, мы можем получить информацию о кривой предельных общественных издержек, отвечая на вопрос, как отражается на этих трех аспектах рост кон­центрации двуокиси серы. При очень низкой концентрации предполагаются незначительные последствия в области здравоохранения, сохранности материалов, эстетики. При средних уровнях содержания двуокиси серы изучение за­болеваний дыхательных путей, коррозии материалов и эстетического восприятия показало, что предельные обще­ственные издержки положительны и относительно по­стоянны. Таким образом, кривая предельных обществен­ных издержек сначала растет, а затем становится горизон­тальной.

Эффективный уровень снижения содержания двуокиси серы равен такому количеству частиц на 1 млн. двуокиси серы, при котором предельные издержки уменьшения выб­росов равны предельным общественным издержкам. Мы видим на рис. 17.7, что этот уровень равен примерно 0,0275 частицы на 1 млн. Кривые предельных обществен­ных издержек и предельных издержек на уменьшение за­грязнения пересекаются в точке, где кривая предельных издержек на уменьшение загрязнения резко снижается в связи с внедрением дорогостоящего оборудования. Так как концентрация 0,0275 частицы на 1 млн. чуть ниже уровня, достигнутого в 1973 г. законодательными мерами регули­рования, мы можем заключить, что регулирование повыси­ло экономическую эффективность. Тот факт, что концент­рация двуокиси серы была выше 0,0275 частицы на 1 млн. на протяжении большей части этого периода, свидетельст­вует о недостаточности правовых методов регулирования для достижения наиболее эффективного результата.

a-

<3

~j Предельные общественные i издержки

1 ------------------^--------------

i Предельные издержки на

уменьшение загрязнения

О 0.02 0,0ft 0.06 0.08

Концентрация двуокиси серы,ррт

Рис. 17.7. Изменение концентрации двуокиси серы в выбросах

Общественные блага

Мы убедились, что внешние воздействия создают труд­ности на рынке и это иногда оправдывает государственное вмешательство. Нужно ли государству заменять частные фирмы в роли производителя товаров и услуг, и если нужно, то в каких случаях? В данном разделе мы опишем условия, при которых рынок частных предпринимателей может как вовсе не обеспечить производство товара, так и неправильно установить цену на производимые товары.

Общественные блага обладают двумя характерными особенностями: они неконкурентны и они неисключаемы. Блага являются неконкурентными, если при любом задан­ном уровне производства предельные издержки для допол­нительного потребителя равны нулю. Для большинства благ в частном секторе предельные издержки производства большего объема благ положительны. Но по ряду благ дополнительные потребители не увеличивают издержек. Рассмотрим использование скоростного шоссе во время незначительного транспортного движения. Так как шоссе уже существует и на нем нет «пробок», дополнительные издержки проезда по нему равны нулю. Или другой пример — использование маяка. Когда он построен и вве­ден в эксплуатацию, дополнительное судно ничего не при­бавляет к эксплуатационным расходам.

Конечно, большинство благ конкурентно в потреблении. Например, когда вы покупаете какую-то мебель, исключа­ется возможность купить ее еще кем-нибудь; таким образом, мебель — товар конкурентный. Конкурентные товары распределяются среди отдельных лиц. Неконку­рентные товары должны быть доступны каждому неза­висимо от возможности отдельного лица оплатить их потребление.

Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как след­ствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами — ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами.

Неисключаемые блага не обязательно общенацио­нальны по своему характеру. Если администрация штата или города проводит программу борьбы с сельскохозяй­ственными вредителями, выигрывают все фирмы и все потребители. В сущности было бы невозможно лишить отдельно взятого фермера тех преимуществ, которые даст эта программа. Большинство благ, конечно, являются исключаемыми. Автомобили, например, исключаемы (и кон­курентны). Если магазин продает новый автомобиль одному потребителю, тогда он исключает возможность других лиц купить данную машину.

Некоторые блага исключаемы, но неконкурентны. Например, в период неинтенсивного движения проезд по мосту неконкурентен, так как появление дополнитель­ной машины не скажется на скорости других автомобилей. Но проезд по мосту является исключаемым, потому что его владельцы могут запретить пользоваться этим мо­стом.

Другим примером служит телевизионный сигнал. Как только сигнал передан в эфир, предельные издержки телепередачи, доступной другому пользователю, состав­ляют нуль, и поэтому благо неконкурентно. Но передача сигналов исключительна, так как скремблирование сигнала и установление кода, позволяющего дескремблирование, дает возможность компании ограничить число потреби­телей.

Ряд благ являются неисключаемыми, но конкурент­ными. Воздух является неисключаемым, но может быть конкурентным, если выбросы в атмосферу, производимые

одной фирмой, имеют вредное воздействие на качество воздуха и на способность других в полной мере поль­зоваться им. Океан или большой водоем неисключаемы, но рыболовство на них конкурентно, потому что, чем больше рыбы поймано одними, тем меньше ее остается другим.

Общественные блага, являющиеся как неконкурент­ными, так и неисключаемыми, приносят выгоду людям при нулевых предельных издержках — ни один человек не может быть исключен из пользования ими. Класси­ческим примером общественного блага служит националь­ная оборона. Система обороны неисключаема, как мы видели, но она и неконкурентна, так как предельные издержки на ее обеспечение одному дополнительному человеку равны нулю. Маяк, упомянутый ранее, также представляет собой общественное благо, потому что он неконкурентен и неисключаем, так как весьма сложно"* назначить кораблям плату за преимущества от пользо­вания им.

Список общественных благ куда короче, чем тех, производство которых обеспечивается государством. Мно­гие общественные блага либо конкурентны в потреблении, либо исключаемы, либо и то и другое. Например, обучение в средней школе конкурентно в потреблении. Существуют положительные предельные издержки при обеспечении образования для одного дополнительного ребенка, так как остальным детям уделяется меньше внимания по мере увеличения числа учеников в классе. Аналогичным обра­зом назначение платы за обучение может исключить возможность некоторых детей получить образование. Общественное образование обеспечивается местными вла­стями, потому что влечет за собой положительные внеш­ние эффекты, но не из-за того, что является обществен­ным благом.

Наконец, рассмотрим управление национальным пар­ком. Широкая общественность может быть исключена из пользования парком (т. е. из процесса потребления) путем повышения платы за вход и за право разбить палаточный лагерь. Пользование парком является также полней многочисленными посетителями, проезд по парку дополнительной машины может снизить пользу, получае­мую остальными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.009 с.)