Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность и общественные блага

Поиск

Как мы уже показали, эффективный объем произ­водства товара индивидуального потребления определя­ется сравнением предельной прибыли от производства дополнительного товара с предельными издержками производства этого товара. Эффективность достигается тогда, когда предельная прибыль и предельные издержки равны. Тот же принцип применим и к общественным товарам, но метод анализа при этом иной. У товаров индивидуального потребления предельная выгода измеря­ется выгодой, получаемой потребителем. Рассматривая общественные товары, мы должны ответить на вопрос, как оценивает каждый человек дополнительную единицу продукции. Предельная выгода получается сложением этих оценок, сделанных всеми людьми, пользующимися этим товаром. Эффективный объем производства общест­венного товара достигается в том случае, если сумма этих предельных выгод равна предельным издержкам производства.

Рис. 17.8 показывает эффективный объем производ­ства общественного товара. D, представляет собой спрос на общественный товар одного потребителя, D2 — второго

Предельные издержки

9 W Выпуск

Рис. 17.8. Эффективный объем производства общественного товара

потребителя. Каждая кривая спроса показывает нам предельную выгоду, получаемую потребителем для каждо­го объема выпуска продукции. Например, когда имеются 2 единицы общественного товара, первый потребитель готов платить 1,50 долл. за товар и 1,50 долл. составляют предельную выгоду.

Аналогичным образом у второго потребителя предельная выгода равна 4,00 долл.

Чтобы подсчитать сумму предельных выгод обоих потребителей, мы должны сложить обе кривые спроса по вертикали.

Например, в том случае, когда объем выпуска продукции составляет 2 единицы, мы прибавляем предельную выгоду 1,50 долл. к предельной выгоде 4,00 долл., чтобы получить предельную общественную выгоду 5,50 долл. Когда такой расчет проводится для каждого объема производства общественного товара, мы получаем совокупную кривую спроса на общественный товар D.

Эффективным объемом выпуска продукции является такой, при котором предельная общественная выгода равна предельным издержкам. Это происходит на пере­сечении кривых спроса и предельных издержек. В нашем примере предельные издержки равны 5,50 долл. и 2 еди­ницы представляют собой эффективный объем производ­ства.

Чтобы увидеть, почему 2 единицы являются эффектив­ным объемом производства, рассмотрим, что произойдет, если производится только 1 единица продукции: предель­ные издержки остаются 5,50 долл., но предельная выгода приближается к 7,00 долл. Так как предельная выгода больше предельных издержек, мы видим, что произве­дено слишком мало блага. Аналогичным образом пред­положим, что было произведено 3 единицы продукции. Теперь предельная выгода около 4,00 долл. меньше пре­дельных издержек 5,50 долл., и производится слишком большое количество блага.

Только тогда, когда предельная общественная выгода равна предельным издержкам, общественное благо произ­водится эффективно.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ТРУДНОСТИ НА РЫНКЕ

Предположим, что вы — предприниматель, который подумывает о программе уничтожения комаров в округе. Вы знаете, что программа более ценна для жителей,

чем 50 000 долл. издержек на нее. Сможете ли вы полу­чить прибыль, осуществляя программу частным образом? Вы могли бы завершить программу с нулевой прибылью, если бы назначили плату в 5 долл. с каждой из 10 000 се­мей, проживающих в округе. Но вы не можете заставить их платить, не говоря уже о том, чтобы установить такую систему, при которой с тех семей, которым спа­сение от комаров дороже, чем остальным, вы взимали бы большую плату.

Проблема заключается в том, что уменьшение коли­чества комаров — неисключаемое благо: его невозможно обеспечить, не принося пользы всем. В итоге у семей нет стимула платить за программу столько, сколько она действительно стоит им. Люди действуют как пассажиры-«зайцы», понимая ценность программы и ее пользу для себя, но не платя за нее.

При потреблении общественных благ присутствие та­ких «зайцев» создает трудности или невозможность эффективного обеспечения товарами посредством конку­рентного рынка. Вероятно, если бы с программой было связано меньше людей и сама программа была бы отно­сительно недорогой, все семьи согласились бы доброволь­но оплатить свою долю расходов. Однако когда программа охватывает много семей, добровольные личные соглашения обычно нереальны и эффективное производство общест­венного блага должно субсидироваться или обеспечи­ваться государством.

Выводы

1. Внешнее воздействие присутствует, когда произво­дитель или потребитель оказывает влияние на произ­водственную или потребительскую деятельность других таким способом, который непосредственно не связан с рынком. Внешний эффект вызывает трудности на рынке, потому что рыночные цены не передают точную инфор­мацию об уровне производства и потребления.

2. Загрязнение окружающей среды является обще­распространенным внешним воздействием, которое ведет к рыночным трудностям. Его последствия можно пре­дотвратить при помощи стандартов по выбросам, платы за выбросы или продаваемых на рынке временных раз­решений на выбросы. Когда нет достаточной информации относительно выгод и издержек, может оказаться пред­почтительным любой из этих механизмов в зависимости

от форм кривых предельных общественных издержек и предельной выгоды.

3. Товары, производство которых вряд ли эффективно на частных рынках, являются или неконкурентными, или неисключаемыми. Общественные блага вбирают в себя оба эти качества. Товар неконкурентен, если при любом заданном уровне его объема предельные издержки на его производство для дополнительного потребителя равны нулю. Товар неисключаем, если очень дорого или абсолютно невозможно исключить отдельных людей из его потребле­ния.

4. Производство общественного блага эффективно, когда вертикальная сумма индивидуальных спросов на него равна предельным издержкам его производства.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д.

П32 Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./Науч. ред.:

В. T. Борисович, В. M. Полтерович, В. И. Данилов и др. — M.: «Экономика», «Дело», 1992. — 510 с. — ISBN 5—282—01225—1 ISBN 5—859—00034—0



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.25.104 (0.008 с.)