Олигополия и эффективность. Рыночная власть, ее источники. Показатели монопольной власти.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигополия и эффективность. Рыночная власть, ее источники. Показатели монопольной власти.



Совершенная конкуренция ведет к установлению равновесия, эффективного с позиции частного (т.е. максимизации совокупного избытка, создаваемого в отрасли) и общего равновесия (т.е. обеспечения производственной эффективности и эффективного размещения ресурсов по отраслям). Долгосрочное конкурентное равновесие достигается при равенстве цен предельным издержкам производства и самым низким из возможных средним издержкам. Такое состояние максимизирует сумму излишков потребителей и производителей. Поскольку объем производства монополиста меньше, чем конкурентный, а цена – больше, то это ведет к увеличению излишка производителя, снижению излишка потребителя и чистым потерям общественного благосостояния, что делает монополию общественно неэффективной.

Степень общественной неэффективности олигополии зависит от того, насколько сильно она способствует завышению цен и уменьшению объема производства. Чем меньше цена и больше объем производства, тем больше общественная эффективность олигополии. Данные параметры зависят от способа установления равновесия на рынке, то есть от модели олигополии. Если предположить простейшую модель рыночного спроса Р = a – b·Q, где Р – цена товара; Q – объем его производства всеми фирмами на рынке; а – максимально возможная цена товара, при которой объем спроса стремится к нулю; b – наклон кривой спроса; с – издержки на производство единицы товара, – то все многообразие параметров равновесия на олигопольных рынках можно представить в порядке повышения общественного благосостояния (табл. 6.6).

Самой низкой является общественная эффективность олигополии в кооперативных моделях (модель картеля, модель Чемберлина), когда фирмы действуют как единая монополия, а самой высокой – в модели Бертрана.

Вместе с тем любая экономическая модель, в том числе и олигополии, имеет предпосылки, не учитывающие реальную ситуацию на рынке. Вследствие этого, например, олигополия будет эффективнее конкуренции в развитии научно-технического прогресса и внедрении его результатов в производство. Олигополисты активно вкладывают в патенты и лицензии, являющиеся временными барьерами для входа в отрасль; они обладают значительными финансовыми возможностями для реализации крупных научных проектов, но вместе с тем они же иногда сдерживают НТП, так как инновации ведут к моральному износу их оборудования. Крупные компании экономят на масштабах производства; способствуют макроэкономической стабильности в сфере занятости; более устойчивы в условиях кризиса; имеют возможность диверсифицировать риски; больше тратить на маркетинг; сокращают трансакционные издержки; ускоряют оборачиваемость финансовых ресурсов; концентрируются на реализации крупных проектов; имеют дополнительные возможности в сфере управления; предлагают широкий ассортимент продукции и др.

Под рыночной властью понимается способность отдельных фирм влиять на цены. Фирма с достаточной рыночной властью может поднять цену выше предельных издержек, снизив объем выпуска ниже ситуации при совершенной конкуренции. Как мы уже выяснили, в этом случае ресурсы будут распределяться неэффективно.

Рыночная власть может возникнуть в нескольких различных случаях. Один из них – это монополия, при которой на рынке работает только одна фирма, и она полностью блокирует вход на этот рынок. При олигополии, когда на рынке присутствуют несколько продавцов, фирмы в отрасли способны поднять цену выше предельных издержек. Также даже если в отрасли имеется много фирм, то каждая из них может обладать некоторой рыночной властью, поскольку эти фирмы производят дифференцированные товары. Например, многие фирмы выпускают стиральные машины, однако машины Bosch, Ariston и LG считаются многими покупателями особыми товарами.

Источники рыночной власти: недостаточный уровень конкуренции в отрасли; защищенность особой ситуации фирмы различными лицензиями и патентами; умелое маркетинговое воздействие фирм на сознание покупателей, становящихся поклонниками прод-и именно этих производителей; особые чрезвычайные ситуации на рынке (стихийные бедствия или паника). Во всех этих случаях фирмы могут значительно воздействовать на уровень цены своей прод-и, а покупатели вынуждены будут с ней соглашаться.

 

Основные показатели, по которым можно судить о монопольной власти в какой-либо отрасли.

1. Коэффициент рыночной концентрации определяется как процент продаж, приходящийся на определенное количество самых крупных фирм в отрасли (обычно 4, 8, 20 и 50 фирм). Этот показатель легко рассчитать, но он хар-т не положение всех фирм в отрасли, а только нескольких самых больших.

2. Число фирм в отрасли. Это самый первый признак, по которому выделяют различные типы рыночных структур. Чем больше фирм в отрасли, тем больше в ней конкуренции и меньше монопольной власти. Но этот показатель имеет большой недостаток, так как предполагает приблизительное равенство долей выпуска, приходящихся на каждую фирму. Если в отрасли всего 100 фирм, то, теоретически, удельный вес каждой из них составляет 1% выпуска. Но возможна и ситуация, когда на две крупнейшие фирмы приходится 90 % общего объема производства, а на оставшиеся 98 – только 10 %.

3.Индекс Херфиндаля–Хиршманарассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм определенной отрасли: , где HHI – значение индекса Херфиндаля–Хиршмана; S – доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли, %; n – количество фирм в отрасли.

Возводя рыночные доли в квадрат, мы придаем гораздо большие веса крупным фирмам, чем мелким. Максимальное значение индекса будет наблюдаться при полной монополизации рынка одним продавцом: HHI=1002 = 10000. Мин-е значение индекса будет приближаться к нулю (при совершенной конкуренции).

На величину индекса Херфиндаля-Хиршмана влияют два параметра: количество фирм в отрасли и удельный вес доли рынка. Чем больше фирм осуществляют производство и продажи рассматриваемого товара, тем меньше значение индекса. Чем больше доля отдельных фирм в отраслевом объеме продаж, тем выше значение индекса.

4. Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции:

, или

где L – значение коэффициента Лернера; Р – цена продукции; МС – предельные издержки выпуска продукции; ATC – средние общие издержки.

Умножив и разделив последнее отношение на объем выпуска, получим:

Коэффициент Лернера может принимать значения от нуля до единицы. Чем больше его значение, т.е. чем больше разница между ценой продукции и величиной предельных издержек, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке. Для совершенной конкуренции, при которой цена товара равна предельным издержкам его производства, данный коэффициент равен нулю.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.007 с.)