Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночная конкуренция. Рыночные структурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара. Каждый предприниматель стремится увеличить прибыль и расширить масштабы своей хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров, и они выступают по отношению друг к другу как соперники, конкуренты. Конкурентная борьба существует как среди продавцов, так и среди покупателей. Конкуренция среди продавцов усиливается, если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него. Иногда продавцу приходится даже снижать цену, чтобы продать свой товар, а это может привести к сокращению производства данного товара. Если же спрос больше, чем предложение, конкурентная борьба возникает среди покупателей: каждый старается предложить более высокую цену на дефицитный товар, по сравнению с ценой соперника. Цена повышается, что приводит к увеличению производства данного товара. Характер конкуренции может быть различным, и связан с существованием различных рыночных структур. Структура рынка характеризует взаимосвязь и взаимодействие различных видов рынков (его элементов). Понятие структуры рынка характеризует основные отличительные черты рынка, в число которых входит: количество и размеры фирм; степень концентрации производства; степень дифференциации товаров различных фирм; наличие или отсутствие барьеров при входе и выходе с конкретного рынка; доступность рыночной информации и т.д. Первоначально выделяется рынок совершенной, или свободной, и несовершенной конкуренции. Совершенная (свободная, чистая) конкуренция - это свободное ценообразование, формирующееся в результате следующих условий функционирования рынка: множество покупателей и продавцов; высокая мобильность факторов производства; отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него; однородность (стандартность) продаваемой продукции; равный доступ всех участников рыночных отношений к информации. Перечисленные условия характеризуют идеальный рынок, который в чистом виде не существует. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции. Однако в целях упрощения анализа часто рассматривается именно этот вид рыночной структуры как основа или первый шаг исследования в понимании способа функционирования рынка. Несовершенная конкуренция - отсутствие хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике - каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. В силу объективных причин могут возникнуть: сырьевая монополия - наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса; административная монополия - государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров (алкоголь, оружие и т.д.); естественная монополия - производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более (коммунальные службы). Наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний и др. Действуют и корпоративные монополии. Монополии противоположна монопсония - рыночная структура, при которой единственный покупатель диктует объем продаж и цену. В случае, когда монополист на рынке встречается с монопсонистом (единственному продавцу противостоит один покупатель), возникает билатеральная, или двусторонняя, монополия. Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа крупных фирм, некоторые из которых контролируют значительную долю рынка. В такой ситуации вступление на рынок новых фирм возможно, но затруднено; контроль над ценами не всеобъемлющий, но существенен; конкуренция носит неценовой характер (техническое превосходство, качество и надежность товаров и др.). Олигополии противоположна олигопсония - рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей. В случае, когда на рынке всего два конкурента, возникает дуополия. Монополистическая конкуренция - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, производящих один вид товара, различающийся по своим свойствам. В этом случае высока дифференциация товара по отличиям в качестве, условиях продажи и обслуживания, по степени доступности товара для покупателей; неценовая конкуренция соседствует с ценовой, контроль над рыночной ценой незначителен. Перечисленные ранее рыночные структуры можно условно разделить на реальные и идеальные (абстрактные). Если монополистическая конкуренция и олигополия достаточно широко распространены в реальной экономике, то совершенная конкуренция, монополия и монопсония являются скорее абстрактными моделями, к которым реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться. В таблице 2 представлены все возможные рыночные структуры в координатах продавцы – покупатели, а в таблице 3 – наиболее часто рассматриваемые в микроэкономике.
Таблица 2 - Концепция строения рыночных структур по Штакельбергу
Таблица 3. Модели рынка
Вопросы для самоконтроля: 1. Сущность и функции рынка. Условия его возникновения. 2. Рыночные структуры: виды, сущность. 3. Особенности современной рыночной экономики. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Спрос: его факторы и закон Функционирование рынка и экономики в целом обеспечивается уравновешенными отношениями купли-продажи. В связи с этим на рынке действуют покупатели и продавцы как самостоятельные экономические субъекты. Продавцы реализуют готовую продукцию, услуги, полуфабрикаты и пр., а покупатели предъявляют на все это спрос. Спрос — это экономическая категория, показывающая стремление покупателя к приобретению нужной ему продукции с учетом текущего процесса ценообразования и прочих экономических показателей. В роли товара могут выступать любые предметы производства в зависимости от его специализации: продукты, ткани, услуги, идеи и все то, что может быть оценено экономическими субъектами как благо, имеющее высокую полезность.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.71 (0.009 с.) |