Характерные черты олигополии и её эффективность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты олигополии и её эффективность.



Характерные черты олигополии и её эффективность.

Олигополия – вид несовершенной конкуренции, представляет собой небольшое число фирм-производителей данного товара, которые действуют совместно, и вход в олигополию новых фирм ограничен высокими барьерами. Олигополия,т.е. это когда «много монополии и мало конкуренции».Характерные черты:
1) заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. 2) производство стандартизированных или дифференцированных продуктов. К первому типу относятся фирмы, производящие однородный товар (цемент, нефть, сталь и др.), ко второму дифференцированную продукцию (автомобили, станки, оборудование и др.). В развитых странах примером олигополии может быть автомобильная промышленность, табачные фирмы.3) наличие барьеров для вступления в отрасль. Вспомните бег с барьерами и, может быть, поймете? что такое барьеры в экономике. Такими барьерами в олигополистической отрасли являются эффекты масштаба и низких издержек.1. Эффект масштаба означает, что в условиях олигополии могут выжить только крупные фирмы. Следовательно, множество фирм с небольшими масштабами (размерами) не могут выжить. Реализация эффекта масштаба предполагает, что число конкурирующих производителей одновременно сокращается вследствие банкротства или слияния. 2. Эффект низких издержек означает, что в условиях олигополии, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Например, чтобы сейчас вступить в автомобильную отрасль США, потребуется вложить только в машины и оборудование миллиарды долларов. 4) является эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные причины: объединение двух или более фирм дает возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба или более низких издержек производства, или то и другое вместе. 5) является всеобщая взаимозависимость. Это означает, что никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. Олигополисты стремятся получить больше прибыли, впрочем, данное стремление свойственно всем фирмам в рыночной экономике.

 

Предмет и структура микроэкономики. Ее роль.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются: цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ; состояние отдельных рынков. Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики. Микроэкономика показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов. Структура микроэкономики:1)цена а)спрос б)предложение а1)полезность б1)труд б2)капитал. Спрос — отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте..
Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.1.Теория спроса-опр-ть равновесие потребителя 2.Теория предложения-теория фирмы и анализ рыночных структур,т.е равновесие фирмы на рынках факторов произ-ва. 3.Теория труда и капитала 4.Общее эконом. равновесие. Равновесие-состояние эконом.системы,которая устраивает всех эконом.субектов и они не стремяться ее изменить.

Контроль над ценами: верхний и нижний пределы цены, и его последствия.

Последствия:1)дефицит и черный рынок 2)потеря благосостояния 3)не эффективное распр-е ресурсов 4)искажение инф-и о конъюнктуре рынка. Верхний предел цены или «потолок цены» – законодательно определенный максимум цены, который может быть установлен товаропроизводителем на свои товары или услуги. «Потолок цены» устанавливается с целью поддержания наименее обеспеченных потребителей товаров и услуг. Нижний предел цен или «пол цены» – это законодательно установленные минимальные цены на товары и услуги. Он устанавливается с целью поддержания производителей определенных групп товаров и услуг.

 

Равновесие фирмы-монополиста.

Равновесие наблюдается при равенстве MR=MC (монополист максимизирует прибыль). Цена в условиях наличия монопольной власти всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции.Монополист всегда будет пытаться максимизировать свою прибыль и регулировать цену так, чтобы спрос на его товар был эластичным. Пока предельные издержки равны 0(дополнит. затраты на дополнит.ед-цу прод-и), монополия может максимизировать прибыль, путем установления такой цены, чтобы спрос оставался эластичным. Теоретически для фирмы-монополиста в краткосрочном периоде существуют 4 ранее рассмотренных ситуации равновесия фирмы - совершенного конкурента: · фирма получает экономическую прибыль больше нуля; · фирма получает экономическую прибыль равную нулю; · фирма несет убытки, но минимизирует их; · закрытие фирмы. Равенство МС и MR явл. условием максимизации прибыли, условием равновесия фирмы на товарном рынке.

 

Эластичность спроса и её виды. Факторы, определяющие ценовую эластичность спроса.

Эластичность спроса- степень изменения в количестве спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в их рыночной цене. Факторы, определяющие ценовую эластичность спроса:1) Наличие товаров-заменителей: чем их больше, тем эластичнее спрос. 2) Степень необходимости данного товара: эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него полезными. Поэтому здесь для каждого существуют свои критерии: одни при повышении цен на сигареты откажутся от курения, другие – нет. 3)Разнообразие возможностей использования данного товара: чем больше направлений его использования, тем эластичнее спрос.4) Фактор времени — чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар. Виды эластичности спроса: эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров 1. Эластичность спроса по цене. Кэл.спр.по.ц.= %изменения_спроса / %изменения_цены. Например цена на товар возросла на 10%, тогда возможны 3 случая: 1. Спрос сократится на 5%, тогда: Кэл.спр.по.ц. = 5/10 = 0,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.< 1, следовательно спрос не эластичен. 2. Спрос сократится на 10%, тогда: Кэл.спр.по.ц. = 10/10 = 1, имеем спрос единичной эластичности. 3. Спрос сократился на 15%, тогда: Кэл.спр.по.ц. = 15/10 = 1,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.> 1, следовательно спрос эластичен.

Если повышается либо понижается цена, то выручка остается постоянной.

 

Характерные черты олигополии и её эффективность.

Олигополия – вид несовершенной конкуренции, представляет собой небольшое число фирм-производителей данного товара, которые действуют совместно, и вход в олигополию новых фирм ограничен высокими барьерами. Олигополия,т.е. это когда «много монополии и мало конкуренции».Характерные черты:
1) заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. 2) производство стандартизированных или дифференцированных продуктов. К первому типу относятся фирмы, производящие однородный товар (цемент, нефть, сталь и др.), ко второму дифференцированную продукцию (автомобили, станки, оборудование и др.). В развитых странах примером олигополии может быть автомобильная промышленность, табачные фирмы.3) наличие барьеров для вступления в отрасль. Вспомните бег с барьерами и, может быть, поймете? что такое барьеры в экономике. Такими барьерами в олигополистической отрасли являются эффекты масштаба и низких издержек.1. Эффект масштаба означает, что в условиях олигополии могут выжить только крупные фирмы. Следовательно, множество фирм с небольшими масштабами (размерами) не могут выжить. Реализация эффекта масштаба предполагает, что число конкурирующих производителей одновременно сокращается вследствие банкротства или слияния. 2. Эффект низких издержек означает, что в условиях олигополии, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Например, чтобы сейчас вступить в автомобильную отрасль США, потребуется вложить только в машины и оборудование миллиарды долларов. 4) является эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные причины: объединение двух или более фирм дает возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба или более низких издержек производства, или то и другое вместе. 5) является всеобщая взаимозависимость. Это означает, что никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. Олигополисты стремятся получить больше прибыли, впрочем, данное стремление свойственно всем фирмам в рыночной экономике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.007 с.)